Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психическое развитие детей с ОНР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. дети… Читать ещё >

Психическое развитие детей с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее недоразвитие речи характеризуется наличием сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи наблюдается при различных формах речевой патологии у детей, как правило, алалии и афазии, а также, когда выявляются одновременно нарушения лексико-грамматического строя и недостатки в фонетико-фонематическом развитии.

В отечественной логопсихологии существует немало исследований, посвященных изучению развития психики детей с речевой патологией. Большая часть работ была направлена на изучение познавательной сферы детей с нарушениями речи.

Учитывая тот факт, что в периодизации общего недоразвитии речи выделяется четыре уровня (I—Ш уровни по Р. Е. Левиной и нерезко выраженным недоразвитием речи), а группа детей с ОНР представляет по структуре дефекта полиморфную группу (дети с ринолалией, с различными формами дизартрии, алалиями), кратко дадим характеристику психического развития младших школьников речи.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Наиболее, распространенным вариантом отклоняющегося развития у детей является общее недоразвитие речи, которое в настоящее время рассматривается как самостоятельный вариант дизонтогенеза, сопровождающийся диффузными, мозаичными и чаще минимальными проявлениями, как в отношении патогенеза, таки клинической картины. При ОВР наблюдаются отклонения в структуре и функциях мозга, характерны аномалии латфализации, более редкое, чем в норме, левополушарное доминирование и несформированность межполушарного взаимодействия.

Детям присущи дисфункции и правого и левого полушарий мозга: в той или иной мере наблюдается недостаточность многих высших психических функций. Категория детей с ОНР полиморфна, варьирует как структура дефекта Так и степень выраженности дефицита вербальных и невербальных функций[26].

По данным исследований Т. А. Фотековой, школьники с ОНР на всем протяжении школьного обучения демонстрируют выраженное и стойкое отставание от нормы практически по всем вербальным характеристикам. Низкий уровень сформированности вербальных функций у первоклассников с общим недоразвитием речи проявляется в характеристиках слухоречевой памяти, моторной реализации высказывания (в первую очередь звукопроизношения), способности к номинации и сформированности навыков письма и чтения. Основываясь на моделях порождения речи (А.Р. Лурия, Т.А. Ахутиной), Т. А. Фотекова констатирует у школьников с ОНР несформированность этапов создания внутриречевого замысла высказьшания, грамматического структурирования и построения послоговой кинетической программы синтагмы (которая проявляется в выраженности и стойкости недостатков слоговой структуры слова). Школьники с трудом осуществляют операции выбора языковых элементов (лексем по значению и звучанию, фонем и артикулем по кинестетическим признакам), что проявляется в вербальных заменах, трудностях фонематического анализа и нарушениях звукопроизношения. Дефектность выбора артикулем по фонетическими кинестетическим признакам в сочетании с недостатками построения послоговой кинетической программы у школьников с ОНР приводят к грубой несформированности этапа внешнего оречевления высказывания.

Нейропсихологический анализ состояния и динамики невербальных функций у школьников с ОНР выявил их устойчивое отставание от нормы.

В 1-м классе норма характеризуется незрелостью невербальных высших психических функций и значительной неоднородностью их характеристик. Дети с ОНР отстают от нормы по всем показателям, особенно в уровне развития серийной организации движений и переработки слуховой информации (анализ ритмических структур). Ко второму году обучения выявленное раньше отставание детей от нормы усугубляется. У третьеклассников с ОНР менее сформирован кинестетический праксис.

К старшему школьному возрасту норма в среднем характеризуется равномерно высокими показателями сформированноети всех невербальных ВПФ при сохранении внутрии межиндивидуальных различий. Подростки с ОНР к старшему школьному возрасту приближаются к норме по способности к пространственно организованным движениями анализу и синтезу пространственных структур (вьшолнение проб Хеда и работа с кубиками Кооса)[36].

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и, в то же время, для определения их компенсаторного фона, особенности сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы у детей с ОНР обусловлены неполноценной речевой деятельностью. Для детей характерна недостаточн3* устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, в том числе между речью и практическим действием: преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера Низкий уровень показателей произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. Различия в проявлении произвольного внимания зависят от модальности раздражителя: дети с трудом сосредотачивают внимание на выполнении заданий с использованием слуховой инструкции, чем с опорой на наглядность. Трудности в планировании своих действий проявляются при сосредоточении внимания на анализ условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

При первично сохранной смысловой и логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память и нарушена продуктивность запоминания: они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий У детей с ОНР I—П уровня низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной сферы.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для Овладения мыслительными операциями, характерными для их возраста, дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Овладение анализом и синтезом, сравнением и обобщением возможно только при специальном обучении.

Отечественными исследователями (Р.Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.) была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знании. Выявлено, что треть детей с нарушениями речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку, кроме того, дети с речевыми нарушениями оказываются в числе стойко неуспевающих по математике и испытывают затруднения в процессе обучения в целом. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств (произношение и различение звуков, развитие лексико-грамматического компонента речи), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения[14,28,42].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой