Нетрадиционные формы занятий
Особое место в учебном процессе занимают Образовательная область «Музыка». Занятие — основная форма организации музыкального воспитания в детском саду, которое включает разные виды музыкальной деятельности. Для занятия музыкой необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждое занятие отличается своеобразием… Читать ещё >
Нетрадиционные формы занятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Так каким же должен быть современное занятие? Как сделать его лучше? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога.
Наиболее устойчивой и широко распространенной в дошкольной практике оказалась воспитательная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является НОД «Музыка» .
Ему присущи такие основные признаки: определенные временные рамки занятий (15−30 минут), твердо установленное расписание, организация учебной работы над одним и тем же материалом.
Занятие как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому, используется в образовательных системах разных стран уже более трехсот лет.
Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ребенка. Конструируя современный урок, занятие, не следует упускать из виду того, что наш воспитанник — это личность, хранящая значительную часть знаний о мире в разрознен ном виде, образной форме.
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.
Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.
Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н. А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.
Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.
Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие — беседа и занятие — наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что урок-занятие представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает педагогам решать педагогические проблемы.
Однако занятие, в его обычном понимании, не является единственной формой организации образовательной работы в ДОУ.
В настоящее время продолжаются поиски путей развития и совершенствования организационных форм обучения. К ним можно отнести нетрадиционные формы обучения.
В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И. Я. Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм.
На наш взгляд, инновационная деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения и привела в свое время к созданию нетрадиционных форм обучения.
В настоящее время термин «нетрадиционный» получил довольно широкое распространение. Это «нетрадиционная медицина», «нетрадиционные подходы в экономике», «нетрадиционные политические взгляды» и др. Особое место в этом перечне мы отводим «нетрадиционным формам» организации учебного процесса.
В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный — это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построения урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут со ответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычное занятие, а необычность такого урока проявляется в форме построения и ведения НОД «Музыка», которая основана на творческом воображении ребят и фантазии музыкального руководителя.
Для многих педагогов рамки нашего традиционного урока оказываются тесными, и они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда педагог стремится сделать занятие ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого ребенка, опираясь на непроизвольное внимание, а самих воспитанников активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-экскурсии.
Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на занятии. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок. (Я.А. Коменский, более 300 лет назад).
Новаторская деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.
Когда педагог стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого воспитанника, опираясь на непроизвольное внимание, а самих детей активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.
Особое место в учебном процессе занимают Образовательная область «Музыка». Занятие — основная форма организации музыкального воспитания в детском саду, которое включает разные виды музыкальной деятельности. Для занятия музыкой необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждое занятие отличается своеобразием и неповторимостью. Продумывая эмоциональный рисунок занятия, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания детей.
Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на занятиях музыке: — интегрированные занятия: музыка — развитие речи, музыка — изо, музыка — труд, музыка — ритмика; а также: занятие — путешествие, занятие — экскурсия, КВН, занятие — игра, занятие — сказка, занятие — концерт.
ЗанятиеКВН — также используется на занятиях музыки. Такие уроки, как правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь все как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри — это родители. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие занятия доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие занятия просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными. нетрадиционный урок музыка Занятие — концерт. Разновидность обобщающего занятия в конце года. Цель его наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры детей, достигнутый в течение учебного года.
Концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в зале ДОУ; при этом возможно связь с другими группами. Строить концерт можно следующим образом. Вначале педагог рассказывает родителям, воспитателям о задачах и содержании музыкальных занятий в учебном году. Слово музыкального руководителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Хорошо, если педагог сможет привести примеры, свидетельствующие об активном, заинтересованном отношении дошкольников к занятиям музыкой в течение года. Затем педагог приглашает в зал детей, которые входят в зал под музыку.
На концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные дошкольниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная), предназначенная для игры в четыре руки с учителем, или на ДМИ, музыка, включающая музыкально — ритмические движения.
Завершается концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для концерта в целом. «Пусть дошкольники уйдут с удовлетворенные как с праздника музыки!» — подчеркивается в программе.
Не менее интересными могут быть уроксказка, урок-путешествие, урокэкскурсия и др. нетрадиционные формы.
Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми — это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.
Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.