Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Коммуникативный метод в обучении грамматики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий… Читать ещё >

Коммуникативный метод в обучении грамматики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В наши дни знание хотя бы одного иностранного языка просто необходимо. Но владеть иностранным языком — это не значит знать грамматические правила, лексику или уметь пользоваться словарем.

Язык необходим для того, чтобы на нем общаться непринужденно так, как вы говорите на своем родном языке. Практическая цель обучения иностранному языку состоит в формировании умений и навыков устной речи, чтения и письма.

Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц.

Грамматика — это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.

Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как «формы» и «структуры», а как средства выражения определённых мыслей, отношений, коммуникативных намерений и введение их в речевой опыт. Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного владения иностранным языком. Возникает вопросдолжны ли мы обучать учащихся правилам только через упражнения тренировочного характера, рассчитанных на коммуникативную деятельность или на отработку грамматических структур. И те и другие упражнения важны и должны иметь место в методической системе.

Чаще всего преподаватели придерживаются традиционного метода обучения грамматике. Работа над грамматической стороной языка ограничивается чтением правила, тренировкой в предложениях (с опорой или без опоры на таблицы/схемы). В отсутствии реальной коммуникации на уроках иностранного языка появляются пробелы в знаниях у студентов, а главное трудности в выражении своих мыслей.

Коммуникативная методика предлагает нам другой подход в обучении грамматике.

Коммуникативная методика преподавания грамматики направлена на приобретение коммуникативных навыков. Она учит студентов выражать свои мысли и эмоции используя грамматические структуры.

При этом учебный процесс должен быть организован таким образом чтобы учащиеся как можно точнее имитировали условия реального языкового общения.

Коммуникативная цель обучения грамматике позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

На уроках грамматики со студентами филологических групп педагогического отделения ГБОУСПОКО «ИПК» мы нарабатываем систему коммуникативной грамматики, элементы которой стараемся использовать и на практике в школе.

Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически.

На занятиях студентам дается возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, позволяет им научиться применять грамматические и лексические формы для выражения собственных мыслей.

Поэтому большое внимание на уроках уделяется работе в парах и мини-группах. Студентам предлагаются темы или вопросы для обсуждения, и они пробуют свои силы в реальном общении. Студенты должны научиться воспринимать речь собеседника, стараться строить как можно более понятные и четкие фразы. Важную роль здесь играют творческий подход к занятиям и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи.

Для каждого из этапов следует использовать соответствующие их целям упражнения.

На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении. Этому этапу соответствуют следующие упражнения:

  • · подчёркивания;
  • · выписывание;
  • · грамматический разбор;
  • · модель — SOS

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, осуществляется через следующие тренировочные упражнения:

  • · имитационные;
  • · повторительные;
  • · трансформационные;
  • · подстановочные (таблицы);
  • · упражнения игрового характера.

Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур — это обязательный этап овладения языком. Но кроме этого необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.

На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков. Упражнения этого этапа должны иметь коммуникативную значимость. Учащимся можно предложить следующие виды заданий:

  • · коммуникативные задания;
  • · учебные и естественные речевые ситуации (УРС и ЕРС);
  • · коммуникативные игры.

Методические приёмы, задания и практические способы обучения грамматическим явлениям на каждом этапе должны быть разнообразными.

В коммуникативно-ориентированном обучении используются коммуникативные задания, которые можно разделить на две большие группы: «функционально-коммуникативные» и «взаимодействия в группе».

Функционально-коммуникативные задания включают сравнение набора картинок и изображений, восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам и др.

Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.

Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации.

Можно предложить следующие задания:

«Разыграйте диалог между покупателем и продавцом одежды».

«Расскажите о планируемой поездке». Студенты и учащиеся должны научиться придумывать содержание воображаемого разговора.

К заданиям, основанным на, коммуникативной задаче, традиционно относят различные ролевые, игры, моделирование коммуникации и т. д. Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов.

В качестве примеров нетрадиционных методов можно привести «скетч», «ролевую игру», «круглый стол», «дискуссию».

Скетч — это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. коммуникативный обучение грамматика иностранный Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей Круглый стол — представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения.

Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет.

Следует упомянуть, что при выполнении речевых заданий нельзя останавливаться для разбора языковых ошибок. Если какая-либо языковая ошибка повторяется, следует взять её на заметку и на последующих уроках провести необходимые упражнения. Подобные дискуссии удаются лишь в том случае, если учитель хорошо знает, что вызывает интерес и эмоциональное отношение учащихся. Например, можно начать рассказ и остановиться на самом интересном месте, тогда учащиеся будут вынуждены задавать вопросы.

Важное условие реального общения — необходимость говорить на иностранном языке — достижимо в заданиях, предполагающих иностранного получателя информации. Например, предлагается написать письмо иностранцу, рассказать о своём городе, хобби и т. д. Можно предложить прослушать сообщение о погоде на завтра и сказать, какая погода будет в Лондоне.

Одним из средств, помогающих решить задачи обучения общению, является коммуникативная игра. В отличие от традиционных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на языковой форме и на частой её повторяемости, коммуникативные игры концентрируют внимание участников на содержании, и обеспечивают частую повторяемость языковой формы, тренируя все виды навыков и умений в чтении, письме, слушании и говорении. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и дают учащемуся возможность ощутить работу языка как средства живого общения Организация и методика проведения данного вида игр предполагают:

  • · объяснение сути и правил игры всей группе (инструктаж);
  • · обеспечение необходимым лингвистическим, инструктивным материалом всех участников игры (индивидуальные карточки с заданиями или запись ключевых (опорных) выражений на доске);
  • · демонстрация части игры преподавателем и учащимися;
  • · пробная игра мини-группы перед всей группой;
  • · игра всей группы с использованием опорных материалов;
  • · игра всей группы без опорных материалов;
  • · фронтальное общение преподавателя с группой, общая беседа (после игры);
  • · анализ действий участников.

В условиях коммуникативного подхода в обучении иностранному языку методы и приёмы обучения грамматической стороне языка должны базироваться на следующих принципах:

  • · принцип ситуативности;
  • · функциональности;
  • · речемыслительной активности;
  • · новизны;
  • · индивидуальности.

Можно использовать следующие коммуникативные задания, учебные речевые ситуации и коммуникативные игры:

  • 1. Выберите из ряда реплик одну, вспомните жизненную ситуацию, которая предшествовала этой реплике, опишите её группе или речевому партнёру в форме Present Perfect. Группа или партнёр стараются отреагировать на ситуацию соответствующей репликой, согласно контексту.
  • 2. Отработку умения строить вопросы можно построить в форме расспроса с целью заполнения анкеты друг на друга. Тренируя вопросительные структуры, можно показать фотографию и попросить их расспросить о том, где и когда это было, а на следующий урок они приносят свои фото и работают в парах.

Вариация: предлагаем вжиться в роль одного персонажа на фото и рассказать, что было до и после.

Каждый получает картинку с изображением человека, даёт ему /ей имя, обозначает глаголами в начальной форме род его занятий или хобби. Необходимо составить рассказ об этом человеке в соответствующей временной форме.

3. На карточках записаны словосочетания, характеризующие виды занятий во время летнего отдыха. Один показывает в пантомиме действия, другие его отгадывают. При этом отрабатывают The Present Continuous tense.

4. «Комнатный бой» (в игре участвуют два человека).

Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнёра, который будет заполняться «мебелью» по ходу игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнёра. Если ответ утвердительный, то спрашивавший делает соответствующие рисунки в пустом квадрате — «комнате» и задаёт следующий вопрос. Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнёра. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в «комнате» партнёра и заполнил пустой квадрат.

5. «Интервью».

Задание. Поговорите со своими друзьями и выясните:

  • а) что они делали 25 декабря;
  • б) что интересного произошло на прошлой неделе;
  • в) занимались ли они в течение этой недели спортом и т. д.

Разговаривая со своими друзьями, будьте вежливы: извинитесь за то, что вы прерываете их работу (беседу), попросите разрешения поговорить и задать им несколько вопросов; в конце разговора поблагодарите их за ответы. Занесите данные беседы в таблицу и будьте готовы их прокомментировать и сделать выводы.

6. Задания типа (information gap) могут иметь нетрадиционные формы:

picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, — matching tasks);

ext gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнитьjig-saw reading);

knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-table tasks);

belief gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение);

reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).

Примером задания типа «information gap» является любая коммуникативная игра, например, «Treasure Island» («Остров сокровищ». Два участника общения («искатели клада») имеют контурные карты с изображением необитаемого острова. Информация на карте одного участника отсутствует на карте другого. Участники, задавая друг другу вопросы, пытаются обнаружить все подстерегающие их опасности и наносят на пустые квадраты своих карт соответствующие обозначения опасности.

Как видно из приведённых примеров любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных для учащихся тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно чётко определить цель задания, чтобы побудить учащихся к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности. Рассмотренные виды работы предполагают выражение собственных мыслей, личностная вовлечённость учащихся в процесс общения и, следовательно, носят подлинно речевой характер, что в наибольшей степени соответствует задачам формирования коммуникативной компетенции.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи, в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывание идей. Данные приёмы значительно способствуют решению учебных задач. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма.

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

Существует много разнообразных форм контроля, но самой эффективной, как показывает анализ, является обратная связь, которая осуществляется в учебной деятельности на каждом уроке, а не только в тестах или в выполнении домашних заданий. И именно коммуникативные личностно-ориентированные упражнения обеспечивают эту обратную связь и помогают выполнять функцию контроля умений учащихся грамотно пользоваться языком.

Список используемой литературы

  • 1. Берман, И. М. Методика обучения английскому языку [Текст] / И. М. Берман — М.: Высшая школа, 1970. — 230 c.
  • 2. Витлин, Ж. А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. — № 5. — С. 5−7.
  • 3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / Н. Д. Гальскова. — М.: АРКТИ, 2000. — 372 с.
  • 4. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // Иностранные языки в школе, 1999. — № 2 — С. 32−38.
  • 5. Колкер, Я. М. Практическая методика обучению иностранному языку [Текст]: учеб. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. — М.: Академия, 2001. — 253 с.
  • 6. Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1988. — № 6 — С. 18−20.
  • 7. Куприянова, Г. В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе, 2001. — № 6. — С. 7−10.
  • 8. Ляховицкий, М. В. Общая методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / М. В. Ляховицкий. — М.: Просвещение, 1991. — 216 с.
  • 9. Методики обучения иностранным языкам в средней школе, под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Пособие для учителей, аспирантов и студентов — СПб.: КАРО, 2005. — 223 с.
  • 10. Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Методическое пособие для преподавателей — СПб.: КАРО, 2001. — 235 с.
  • 11. Опойкова, О. Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. — № 8. — С. 39−42.
  • 12. Пассов, Е.И. коммуникативный метод обучения иноязычному

говорению [Текст] / Е. И. Пассов — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

  • 13. Слободчиков, В. А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе [Текст] / В. А. Слободчиков — М.: Просвещение, 1986. — 300 с.
  • 14. Вайсбурд Л. М. Типология учебно-речевых ситуаций // Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. — М., 1981.
  • 15. Гез Н. И. развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения // тезисы докладов на всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». — М: МГПИИЯ им. М. Тореза. — 1984.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой