Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы гендерного общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н. А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина… Читать ещё >

Теоретические основы гендерного общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие гендерного воспитания

Проблема полоролевого воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала двадцатого века и до 1930;х гг.

Однако вскоре большее распространение получили идеи «бесполой» педагогики. В этот период вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания. И только начиная с 1990;х гг. Гендерному воспитанию начинает уделяться необходимое внимание.

На современном этапе достижение гендерного равенства является одним из основных факторов устойчивого человеческого развития. Вопросы гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин были включены в повестку дня всех наиболее важных конференций ООН, включая Саммит тысячелетия, прошедший в 2000 г. в Нью-Йорке. Данное событие явилось самым представительным собранием на высшем уровне, созванным для обсуждения вопросов мира и развития.

Большой вклад в исследование проблемы полового воспитания внесли отечественные учёные: Е. А. Аркин, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, И. Р. Тарханов, А. А. Ухтомский и др. Исследователи обращали внимание на то, что необходимо не просто информировать детей, но именно воспитывать, «половое воспитание нередко ограничивается чисто гигиеническим содержанием, адресуясь лишь к чувству осторожности воспитанника. Конечно, это важная часть полового просвещения, но только часть». .половое воспитание должно быть обращено к «духовному миру… интимным сторонам личности, ее чувствам».

Гендерное воспитание дошкольников является сложным, многосторонним процессом. Оно осуществляется в процессе нравственного воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, Нравственное воспитание — это «целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества» .

Современное общество ставит перед государством стратегические задачи:

  • -создание эффективно действующей системы гендерного образования.
  • -создание условий для организации широкомасштабного гендерного просвещения для всех слоев населения.
  • — разработка учебных программ в области просвещения по правам человека с учетом гендерного аспекта.
  • — проведение исследований по вопросам гендерного равенства с целью мониторинга существующих программ [15, 153].

Согласно «Стратегии гендерного равенства в Республике Татарстан на 2006;2016 годы», гендерное воспитание дошкольников необходимо, так как дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.

Механизм нравственного воспитания складывается из: знаний и представлений; мотивов; чувств и отношений; навыков и привычек; поступков и поведения. Совокупность этих компонентов формирует нравственное качество. Задача взрослого — «определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру прошла безболезненно» .

Согласно «Стратегии гендерного равенства», гендер — это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними.

Слово «gender» в переводе с английского языка означает род (мужской, женский).

Гендерный подход в образовании представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку в данный конкретный культурно-исторический период [3, 214].

Гендерное воспитание предполагает правильное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее в будущем гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку.

Гендерные роли — социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и данной исторической ситуации. Усвоение ролей, определение собственного полового соответствия должно произойти в раннем возрасте и сформироваться к началу дошкольного возраста.

Гендерное развитие — это непрерывный процесс качественных изменений и количественных преобразований феминных и маскулинных свойств личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат гендерного воспитания и развития — формирование позитивной гендерной идентичности.

Позитивная гендерная идентичность — это такая совокупность знаний и представлений ребёнка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе, как к представителю определённого пола, которое обеспечивает ребёнку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.

Это понятие включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный отражает знания и представления ребёнка о себе как о представителе определённого пола («образ Я»). Эмоциональный представляет собой оценку и отношение ребёнка к себе как к мальчику или девочке (самооценка). Поведенческий описывает вероятную поведенческую реакцию, конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой [10, 98].

Под гендерным равенством подразумевается равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.

Гендерные предрассудки — стереотипы о существовании превосходства или неполноценности, органически связанных с половой принадлежностью и так называемым «предназначением полов» .

А дискриминация по признаку пола — это любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Дискриминация по признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации в современном обществе.

Исходя из этого, можно сформулировать определение гендерного воспитания, как целенаправленный процесс усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающий в будущем гендерное равенство и отсутствие дискриминации по половому признаку.

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего полаЯ девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.

Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует. [6, 137].

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну, а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы [18, 65].

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Цель гендерного воспитания ребёнка (в широком значении) означает:

. овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

. формирование определенной модели поведения;

. правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Для реализации стратегии гендерного равенства государством был предпринят ряд мер: проведена гендерная экспертиза учебников средних общеобразовательных школ; выявлена гендерная асимметрия, которая закрепляется и воспроизводится в сознании детей, при этом усваиваются устаревшие стереотипные роли мальчиков и девочек; разработаны учебные программы по гендерному образованию для предшколы (6−7 лет), 1−4 классов и студентов вузов.

Вместе с тем все проводимые мероприятия носят разрозненный характер. Необходима продуманная политика по гендерному образованию и правовому просвещению [22, 247]. Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. «Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности». (С.А. Козлова) На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн) Следует отметить положения концепции В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Н. Н. Поддьякова, А. А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

В исследованиях С. А. Козловой, В. И. Логиновой, Е. Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н. А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).

Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.

Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях ДОУ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой