Результаты апробации методики обучения основам алгоритмизации и программирования в 5-6 класса
Результаты мониторинга показывают, что у основной части учащихся навык чтения развит на среднем или высоком уровне (63% — КГ, 66% — ЭГ), также, как и уровень словесно-логического мышления (58% — КГ, 55% — ЭГ). Показатели эффективности учебной деятельности и адаптации также находятся на среднем уровне (67%развить — КГ, 63% — ЭГ). Повторная диагностика позволила определить, что уровень… Читать ещё >
Результаты апробации методики обучения основам алгоритмизации и программирования в 5-6 класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рамках настоящего исследования была проведена экспериментальная проверка на базе ГБОУ «Гимназия № 1573» по формированию знаний, умений и навыков по основам алгоритмизации и программирования у обучаемых 6-х классов в проектной деятельности на уроках информатики в процессе обучения основам алгоритмизации и программирования.
На первом этапе была сделана выборка среди учащихся 6-х классов — контрольная группа (6-А класс) и экспериментальная группа (6-Б класс), — и выявлен исходный уровень форсированности универсальных учебных действий (УУД).
Для реализации задач мониторинга основным требованием к его проведению является систематичность. Для этого используется единая стандартная процедура и продуманные методы для анализа результатов.
Для того, чтобы мониторинг сформированности УУД был качественным, необходимо:
- 1. Выработать механизм сбора информации об уровне сформированности УУД.
- 2. Выявить и проанализировать факторы, которые способствуют формированию УУД;
- 3. Апробировать технологические карты и методики для оценки уровней сформированности универсальных учебных действий;
- 4. Сформировать банк методических материалов для качественной и систематической организации и проведения мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов;
- 5. Обеспечить преемственность и единообразие в системе оценки качества результатов начального и основного общего школьного образования с учетом требований и в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- 6. Разработать и апробировать оптимальную систему критериев и показателей уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников начального звена.
Основными объектами мониторинга являются:
- — УУД учащихся 6 класса;
- — психолого-педагогические условия обучения;
- — педагогические технологии.
В процессе мониторинга используются такие методы сбора информации, как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.
В качестве диагностического инструментария для мониторинга сформированности УУД учащихся 6 класса будем использовать методики:
- 1) Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах;
- 2) Переслени Л., Фотековаизменение Т. Уровень развития словесно-логического мышления;
- 3) Лусканова Н. Г. Анкета школьной мотивации;
- 4) Опросник Кеттела-Ясюковой.
Мониторинг уровня сформированности УУД по вышеуказанным методикам показал результаты, представленные в Приложениях 3−5.
Результаты мониторинга показывают, что у основной части учащихся навык чтения развит на среднем или высоком уровне (63% - КГ, 66% - ЭГ), также, как и уровень словесно-логического мышления (58% - КГ, 55% - ЭГ). Показатели эффективности учебной деятельности и адаптации также находятся на среднем уровне (67%развить — КГ, 63% - ЭГ).
Мониторинг личностных УУД показал, что школьная мотивация обучающихся в основном находится на среднем уровне (56% - КГ, 57% - ЭГ). Результаты по двум различным методикам отличаются незначительно.
На основании результатов диагностики можно сделать вывод о том, что у основной части учащихся сформированы познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные УУД. Результаты различных методик имеют лишь некоторые расхождения, что говорит о готовности обучающихся к дальнейшему формирвоанию метапредметных компетенций.
На основании данных, полученных в результате диагностики, были отобраны следующие рекомендации по формированию УУД школьников в процессе реализации проектной технологии на уроках информатики в 6 классе:
- — необходимо помнить об индивидуальности каждого учащегося и помогать ему в поиске индивидуальных личных особенностей;
- — учащимся необходима помощь со стороны педагога для раскрытия и развития его сильных и позитивных личных качеств и умений;
- — необходимо учитывать психологические особенности каждого учащегося, используя данные психологической диагностики;
- — необходимо помнить, что главным является не предметы, а их личность, которую формируют педагоги;
- — необходимо научить школьников мыслить системно;
- — необходимо обучать школьников наиболее продуктивным методамданном учебно-познавательной деятельности (использование схем, планов, графиков);
- — необходимо научить школьников применять знания на практике.
- — учебный материал следует рассматривать всесторонне, используя различные способы решения проблему;
- — необходимо призывать школьников к высказыванию собственных мыслей. При затруднении им можно помочь наводящими вопросами;
- — предлагая задачи для решения нужно учитывать жизненный опыт и интересы учащихся;
- — учащийся должен контролировать свою речь при представлении решения задачи;
- — необходимо научить школьников выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
- — при подготовке к этапу оценивания необходимо разъяснить учащимся важность адекватности оценки выполненной им работы;
- — умение исправлять ошибки является не менее важным на этапе рефлексии.
Целью формирующего эксперимента являлась реализация разработанной методической системы обучения в экспериментальной группе учащихся.
На заключительном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформированности УУД (таблицы 8,9,10).
Таблица 8. «Сводная таблица диагностики сформированности УУД на констатирующем и контрольном этапах»
Констатирующий эксперимент. | Контрольный эксперимент. | |||||
КГ. | ЭГ. | КГ. | ЭГ. | |||
Результаты мониторинга уровня сформированности познавательных УУД. | ||||||
" Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах" Л. А. Ясюковой. | Слабый уровень сформированности навыка чтения. | 13%. | 14%. | 12%. | 10%. | |
Навык чтения сформирован не полностью. | 24%. | 20%. | 25%. | 20%. | ||
Навык чтения развит хорошо. | 32%. | 32%. | 32%. | 35%. | ||
Навык чтения развит очень хорошо. | 31%. | 34%. | 31%. | 35%. | ||
Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова. | Первый уровень успешности — 49% и менее. | 17%. | 15%. | 20%. | 5%. | |
Второй уровень успешности — 50% - 64%. | 26%. | 30%. | 22%. | 25%. | ||
Третий уровень успешности — 65% - 79%. | 28%. | 25%. | 28%. | 38%. | ||
Четвертый уровень успешности — 80% - 100%. | 30%. | 30%. | 30%. | 32%. | ||
Наблюдение за адаптацией и эффективностью. | Высокий уровень. | 28%. | 30%. | 28%. | 31%. | |
Уровень выше среднего. | 22%. | 20%. | 22%. | 22%. | ||
Учебной деятельности учащихся Э. М. Александровской, С. Громбахсвязи. | Средний уровень. | 34%. | 33%. | 35%. | 33%. | |
Уровень ниже среднего. | 11%. | 10%. | 12%. | 13%. | ||
Низкий уровень. | 5%. | 6%. | 3%. | 1%. | ||
Результаты мониторинга уровня сформированности личностных УУД. | ||||||
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой. | V уровень мотивации. | 17%. | 16%. | 17%. | 24%. | |
IV уровень мотивации. | 24%. | 25%. | 24%. | 29%. | ||
III уровень мотивации. | 32%. | 32%. | 33%. | 34%. | ||
II уровень мотивации. | 11%. | 12%. | 12%. | 13%. | ||
I уровень мотивации. | 16%. | 15%. | 14%. | 2%. | ||
М.Р. Гинзбург «Изучение учебной мотивации» . | V уровень мотивации. | 19%. | 20%. | 19%. | 21%. | |
IV уровень мотивации. | 22%. | 25%. | 23%. | 26%. | ||
III уровень мотивации. | 29%. | 30%. | 30%. | 33%. | ||
II уровень мотивации. | 21%. | 20%. | 22%. | 20%. | ||
I уровень мотивации. | 9%. | 5%. | 6%. | 0%. | ||
Наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровской, С. Громбах. | Высокий уровень. | 34%. | 35%. | 34%. | 35%. | |
Уровень выше среднего. | 21%. | 20%. | 21%. | 22%. | ||
Средний уровень. | 31%. | 30%. | 31%. | 35%. | ||
Уровень ниже среднего. | 7%. | 8%. | 7%. | 6%. | ||
Низкий уровень. | 8%. | 7%. | 8%. | 2%. | ||
Таблица 9. «Результаты мониторинга уровня сформированности регулятивных УУД у учащихся 6-х классов на контрольном этапе эксперимента
Регулятивные УУД. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностный опросник Кеттелла в модификации Л. А. Ясюковой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольный класс. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Исполнительность. | Волевой самоконтроль. | Активность. | Независимость. | Самокритичность. | Тревожность. | Эмоциональность. | Активность в общении. | |||||||||||||||||||||||||
Экспериментальный класс. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Исполнительность. | Волевой самоконтроль. | Активность. | Независимость. | Самокритичность. | Тревожность. | Эмоциональность. | Активность в общении. | |||||||||||||||||||||||||
Таблица 10. Сводная таблица диагностики сформированности УУД на констатирующем и контрольном этапах
Констатирующий эксперимент. | Контрольный эксперимент. | |||||
КГ. | ЭГ. | КГ. | ЭГ. | |||
Познавательные УУД. | Высокий уровень. | 30%. | 31%. | 21%. | 31%. | |
Средний уровень. | 59%. | 57%. | 67%. | 62%. | ||
Низкий уровень. | 11%. | 12%. | 12%. | 7%. | ||
Личностные результаты. | Высокий уровень. | 23%. | 24%. | 23%. | 27%. | |
Средний уровень. | 66%. | 70%. | 68%. | 72%. | ||
Низкий уровень. | 11%. | 6%. | 9%. | 1%. | ||
Регулятивные УУД. | Высокий уровень. | 34%. | 34%. | 34%. | 36%. | |
Средний уровень. | 48%. | 49%. | 50%. | 54%. | ||
Низкий уровень. | 18%. | 17%. | 16%. | 10%. | ||
Коммуникативные УУД. | Высокий уровень. | 34%. | 34%. | 34%. | 36%. | |
Средний уровень. | 48%. | 49%. | 50%. | 54%. | ||
Низкий уровень. | 18%. | 17%. | 16%. | 10%. |
Повторная диагностика позволила определить, что уровень сформированности УУД у учащихся контрольной группы остался практически без изменений, у учащихся экспериментальной группы — возросло число обучаемых с высоким и средним уровнем, сократив тем самым процент обучающихся с низкими показателями.
Во второй главе:
- — разработана методическая система обучения основам алгоритмизации и программирования в пропедевтическом курсе информатики 5−6 классов;
- — рассмотрен метод проектов, применение которого на уроках информатики может быть эффективным средством формирования знаний по основам алгоритмизации и программирования в 5−6 классах;
- — описан педагогический эксперимент по проверке эффективности методики обучения основам алгоритмизации и программирования в 6 классах.
Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили сделать вывод о эффективности разработанной методики обучения.