Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Результаты апробации методики обучения основам алгоритмизации и программирования в 5-6 класса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты мониторинга показывают, что у основной части учащихся навык чтения развит на среднем или высоком уровне (63% — КГ, 66% — ЭГ), также, как и уровень словесно-логического мышления (58% — КГ, 55% — ЭГ). Показатели эффективности учебной деятельности и адаптации также находятся на среднем уровне (67%развить — КГ, 63% — ЭГ). Повторная диагностика позволила определить, что уровень… Читать ещё >

Результаты апробации методики обучения основам алгоритмизации и программирования в 5-6 класса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В рамках настоящего исследования была проведена экспериментальная проверка на базе ГБОУ «Гимназия № 1573» по формированию знаний, умений и навыков по основам алгоритмизации и программирования у обучаемых 6-х классов в проектной деятельности на уроках информатики в процессе обучения основам алгоритмизации и программирования.

На первом этапе была сделана выборка среди учащихся 6-х классов — контрольная группа (6-А класс) и экспериментальная группа (6-Б класс), — и выявлен исходный уровень форсированности универсальных учебных действий (УУД).

Для реализации задач мониторинга основным требованием к его проведению является систематичность. Для этого используется единая стандартная процедура и продуманные методы для анализа результатов.

Для того, чтобы мониторинг сформированности УУД был качественным, необходимо:

  • 1. Выработать механизм сбора информации об уровне сформированности УУД.
  • 2. Выявить и проанализировать факторы, которые способствуют формированию УУД;
  • 3. Апробировать технологические карты и методики для оценки уровней сформированности универсальных учебных действий;
  • 4. Сформировать банк методических материалов для качественной и систематической организации и проведения мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов;
  • 5. Обеспечить преемственность и единообразие в системе оценки качества результатов начального и основного общего школьного образования с учетом требований и в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  • 6. Разработать и апробировать оптимальную систему критериев и показателей уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников начального звена.

Основными объектами мониторинга являются:

  • — УУД учащихся 6 класса;
  • — психолого-педагогические условия обучения;
  • — педагогические технологии.

В процессе мониторинга используются такие методы сбора информации, как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.

В качестве диагностического инструментария для мониторинга сформированности УУД учащихся 6 класса будем использовать методики:

  • 1) Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах;
  • 2) Переслени Л., Фотековаизменение Т. Уровень развития словесно-логического мышления;
  • 3) Лусканова Н. Г. Анкета школьной мотивации;
  • 4) Опросник Кеттела-Ясюковой.

Мониторинг уровня сформированности УУД по вышеуказанным методикам показал результаты, представленные в Приложениях 3−5.

Результаты мониторинга показывают, что у основной части учащихся навык чтения развит на среднем или высоком уровне (63% - КГ, 66% - ЭГ), также, как и уровень словесно-логического мышления (58% - КГ, 55% - ЭГ). Показатели эффективности учебной деятельности и адаптации также находятся на среднем уровне (67%развить — КГ, 63% - ЭГ).

Мониторинг личностных УУД показал, что школьная мотивация обучающихся в основном находится на среднем уровне (56% - КГ, 57% - ЭГ). Результаты по двум различным методикам отличаются незначительно.

На основании результатов диагностики можно сделать вывод о том, что у основной части учащихся сформированы познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные УУД. Результаты различных методик имеют лишь некоторые расхождения, что говорит о готовности обучающихся к дальнейшему формирвоанию метапредметных компетенций.

На основании данных, полученных в результате диагностики, были отобраны следующие рекомендации по формированию УУД школьников в процессе реализации проектной технологии на уроках информатики в 6 классе:

  • — необходимо помнить об индивидуальности каждого учащегося и помогать ему в поиске индивидуальных личных особенностей;
  • — учащимся необходима помощь со стороны педагога для раскрытия и развития его сильных и позитивных личных качеств и умений;
  • — необходимо учитывать психологические особенности каждого учащегося, используя данные психологической диагностики;
  • — необходимо помнить, что главным является не предметы, а их личность, которую формируют педагоги;
  • — необходимо научить школьников мыслить системно;
  • — необходимо обучать школьников наиболее продуктивным методамданном учебно-познавательной деятельности (использование схем, планов, графиков);
  • — необходимо научить школьников применять знания на практике.
  • — учебный материал следует рассматривать всесторонне, используя различные способы решения проблему;
  • — необходимо призывать школьников к высказыванию собственных мыслей. При затруднении им можно помочь наводящими вопросами;
  • — предлагая задачи для решения нужно учитывать жизненный опыт и интересы учащихся;
  • — учащийся должен контролировать свою речь при представлении решения задачи;
  • — необходимо научить школьников выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
  • — при подготовке к этапу оценивания необходимо разъяснить учащимся важность адекватности оценки выполненной им работы;
  • — умение исправлять ошибки является не менее важным на этапе рефлексии.

Целью формирующего эксперимента являлась реализация разработанной методической системы обучения в экспериментальной группе учащихся.

На заключительном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформированности УУД (таблицы 8,9,10).

Таблица 8. «Сводная таблица диагностики сформированности УУД на констатирующем и контрольном этапах»

Констатирующий эксперимент.

Контрольный эксперимент.

КГ.

ЭГ.

КГ.

ЭГ.

Результаты мониторинга уровня сформированности познавательных УУД.

" Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах" Л. А. Ясюковой.

Слабый уровень сформированности навыка чтения.

13%.

14%.

12%.

10%.

Навык чтения сформирован не полностью.

24%.

20%.

25%.

20%.

Навык чтения развит хорошо.

32%.

32%.

32%.

35%.

Навык чтения развит очень хорошо.

31%.

34%.

31%.

35%.

Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова.

Первый уровень успешности — 49% и менее.

17%.

15%.

20%.

5%.

Второй уровень успешности — 50% - 64%.

26%.

30%.

22%.

25%.

Третий уровень успешности — 65% - 79%.

28%.

25%.

28%.

38%.

Четвертый уровень успешности — 80% - 100%.

30%.

30%.

30%.

32%.

Наблюдение за адаптацией и эффективностью.

Высокий уровень.

28%.

30%.

28%.

31%.

Уровень выше среднего.

22%.

20%.

22%.

22%.

Учебной деятельности учащихся Э. М. Александровской, С. Громбахсвязи.

Средний уровень.

34%.

33%.

35%.

33%.

Уровень ниже среднего.

11%.

10%.

12%.

13%.

Низкий уровень.

5%.

6%.

3%.

1%.

Результаты мониторинга уровня сформированности личностных УУД.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

V уровень мотивации.

17%.

16%.

17%.

24%.

IV уровень мотивации.

24%.

25%.

24%.

29%.

III уровень мотивации.

32%.

32%.

33%.

34%.

II уровень мотивации.

11%.

12%.

12%.

13%.

I уровень мотивации.

16%.

15%.

14%.

2%.

М.Р. Гинзбург «Изучение учебной мотивации» .

V уровень мотивации.

19%.

20%.

19%.

21%.

IV уровень мотивации.

22%.

25%.

23%.

26%.

III уровень мотивации.

29%.

30%.

30%.

33%.

II уровень мотивации.

21%.

20%.

22%.

20%.

I уровень мотивации.

9%.

5%.

6%.

0%.

Наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровской, С. Громбах.

Высокий уровень.

34%.

35%.

34%.

35%.

Уровень выше среднего.

21%.

20%.

21%.

22%.

Средний уровень.

31%.

30%.

31%.

35%.

Уровень ниже среднего.

7%.

8%.

7%.

6%.

Низкий уровень.

8%.

7%.

8%.

2%.

Таблица 9. «Результаты мониторинга уровня сформированности регулятивных УУД у учащихся 6-х классов на контрольном этапе эксперимента

Регулятивные УУД.

Личностный опросник Кеттелла в модификации Л. А. Ясюковой.

Контрольный класс.

Исполнительность.

Волевой самоконтроль.

Активность.

Независимость.

Самокритичность.

Тревожность.

Эмоциональность.

Активность в общении.

Экспериментальный класс.

Исполнительность.

Волевой самоконтроль.

Активность.

Независимость.

Самокритичность.

Тревожность.

Эмоциональность.

Активность в общении.

Таблица 10. Сводная таблица диагностики сформированности УУД на констатирующем и контрольном этапах

Констатирующий эксперимент.

Контрольный эксперимент.

КГ.

ЭГ.

КГ.

ЭГ.

Познавательные УУД.

Высокий уровень.

30%.

31%.

21%.

31%.

Средний уровень.

59%.

57%.

67%.

62%.

Низкий уровень.

11%.

12%.

12%.

7%.

Личностные результаты.

Высокий уровень.

23%.

24%.

23%.

27%.

Средний уровень.

66%.

70%.

68%.

72%.

Низкий уровень.

11%.

6%.

9%.

1%.

Регулятивные УУД.

Высокий уровень.

34%.

34%.

34%.

36%.

Средний уровень.

48%.

49%.

50%.

54%.

Низкий уровень.

18%.

17%.

16%.

10%.

Коммуникативные УУД.

Высокий уровень.

34%.

34%.

34%.

36%.

Средний уровень.

48%.

49%.

50%.

54%.

Низкий уровень.

18%.

17%.

16%.

10%.

Повторная диагностика позволила определить, что уровень сформированности УУД у учащихся контрольной группы остался практически без изменений, у учащихся экспериментальной группы — возросло число обучаемых с высоким и средним уровнем, сократив тем самым процент обучающихся с низкими показателями.

Во второй главе:

  • — разработана методическая система обучения основам алгоритмизации и программирования в пропедевтическом курсе информатики 5−6 классов;
  • — рассмотрен метод проектов, применение которого на уроках информатики может быть эффективным средством формирования знаний по основам алгоритмизации и программирования в 5−6 классах;
  • — описан педагогический эксперимент по проверке эффективности методики обучения основам алгоритмизации и программирования в 6 классах.

Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили сделать вывод о эффективности разработанной методики обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой