Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

С какими проблемами сталкиваются учителя при реализации разноуровневого обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Считается целесообразным для обучения иностранному языку в школе создавать классы гибкого состава, т. е. такие классы, в которых учащиеся, изучая базовую дисциплину, например математику, учатся в одном классе, а на уроки иностранного языка на параллели формируются совершенно другие группы по способностям: «А», «B», «С». То есть ученик, интересующийся математикой, и ориентирующийся на технический… Читать ещё >

С какими проблемами сталкиваются учителя при реализации разноуровневого обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дифференциация обучения сегодня активно включается в образовательный процесс. Явление это неоднозначное, имеющее как положительные так и отрицательные стороны. Остановимся на проблемах, которые возникают в процессе его реализации.

1. Отсутствие организационных условий для внешней дифференциации и индивидуализации обучения.

Считается целесообразным для обучения иностранному языку в школе создавать классы гибкого состава, т. е. такие классы, в которых учащиеся, изучая базовую дисциплину, например математику, учатся в одном классе, а на уроки иностранного языка на параллели формируются совершенно другие группы по способностям: «А», «B», «С». То есть ученик, интересующийся математикой, и ориентирующийся на технический вуз, по языку, который ему не даётся, занимается в группе «А». На протяжени всего обучения действует система зачетов и проверочных работ и в любой момент, если учащийся покажет более высокие результаты и выразит желание перейти в другую группу, ему будет предоставлена такая возможность. Но осуществить такую внешнюю дифференциацию в условиях нынешней школы не представляется возможным.

2. Трудности в применении уровневой дифференциации на младшей и средней ступени обучения.

Уровневая дифференциация в обучении предполагает сознательный выбор учащимися уровня усвоения, а это возможно только на старшей ступени обучения. Проблема применения этой формы дифференциации — выставление отметок. Если ученик овладел минимальным уровнем знаний (гос.стандартом), то какой отметки он заслуживает? Учителя за этот уровень ставят 3, за средний — 4, за повышенный — 5. Но, если ученик овладел материалом на уровне гос. стандарта, почему ставится 3?

3. Возникновение психологических барьеров и межличностных конфликтов в группах одного уровня.

Создание дифференцированных групп с углублённым изучением иностранного языка на параллели обедняет другие классы, из которых уходят способные ученики. Дети лишаются возможности ориентироваться на хорошо успевающих учащихся. В сильных группах часто не складываются межличностные отношения, т.к. у большинства учащихся очень развита мотивация достижений и они пытаются самореализоваться за счёт других. В группах же компенсирующего обучения, наоборот, учащиеся, привыкнув к медленному темпу и пошаговому многократному объяснению, не хотят возвращаться в обычные классы, где уровень требований выше.

4. Реализация приёмов разноуровневого обучения преимущественно на этапе закрепления и обобщения знаний.

Разноуровневое обучение, как мы знаем, предполагает форму группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. Если класс разделен на гибкие группы, с которыми работает учитель и помогает слабоуспевающим учащимся, то дифференцированный контроль осуществляется преимущественно на этапе закрепления и обобщения знаний. Предъявление нового материала идёт для всех групп одновременно, учитель, при этом ориентируется на «среднего» ученика, что тормозит развитие «сильных» и создает дополнительные трудности для «слабых». Если же объяснять каждой группе отдельно — учитель нерационально израсходует время на уроке.

Кроме всех перечисленных выше проблем, необходимо отметить и то, что часто при организации разноуровневого обучения в школе администрация сталкивается с проблемой подготовки кадров высокой квалификации, способных и имеющих желание вести уроки повышенной сложности без программ и технических средств обучения.

Проблемы снижают эффективность образовательного процесса. Это не значит, что надо отказаться от дифференциации процесса обучения совсем. Надо пытаться сгладить негативные проявления дифференциации и быть готовыми к тому, что полностью устранить их не удастся. Необходимо признать, что в условиях классно-урочной системы наиболее комфортно чувствуют себя «средние» ученики, а в условиях дифференцированного обучения — «сильные» и «слабые», а также ученики, имеющие ярко выраженные интересы.

Дифференциация обучения ведёт к тому, что «средних» учеников, ничем не проявляющих себя в школе, становится всё меньше. В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классноурочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой