Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Детско-родительская профориентационная игра «ВЫБОР ПРОФИЛЯ»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущий. На наш взгляд, в таблице «Карта приоритетов семьи» отражены наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать ребенку при выборе профиля обучения. У вас сейчас будет время обсудить в семье, что же у вас получилось. Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам. То есть каждый профиль должен получить общую сумму плюсов. И если есть возможность, сделайте здесь и сейчас… Читать ещё >

Детско-родительская профориентационная игра «ВЫБОР ПРОФИЛЯ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материалы к игре: 2 разноцветных круга (3 комплекта), плакат, А 3 с таблицей «Классификация профессий», таблица «Типы профессий» — для каждого участника, ручки, булавки, 2 стенда, плакат, А 3 с таблицей «Принципы выбора», 5 карточек — на каждой карточке написан один принцип, листы, А 3, 6 маркеров, таблица «Карта приоритетов семьи» — для каждой семьи, лист с опросником ДДО — для каждого участника, таблица «Рейтинг востребованности профессий» — для каждой семьи, таблица «Рейтинг выездных профессий» — для каждой семьи, плакат «Карта интересов» (на половине ватмана).

Участники игры: учащиеся 9-х классов, их родители, классные руководители 9-х классов, по возможности администрация (директор, завучи) — до 40 человек.

Сценарий игры. Игра начинается с разминки. Стулья в зале стоят полукругом перед стендами.

Ведущий. Здравствуйте! Нам сегодня предстоит подумать о будущем, а точнее — о будущей профессии девятиклассников. Мы постараемся выбрать профиль их обучения, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в ВУЗе.

Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим детям в этом выборе. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор (профиля обучения) — сам ребенок или родители? Вот два круга: один из них — ребенок, другой — родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто же должен «ставить последнюю точку» в выборе профессиональной направленности ребенка? Степень наложения кругов друг на друга будет показывать влияние родителей на профессиональный выбор ребенка. интерактивный детская родительская профориентационная.

(Пауза.).

Кто готов? Пожалуйста.

Первый доброволец накладывает круги друг на друга определенным образом.

Ведущий. Есть ли у кого-то другое мнение? Пожалуйста.

Обычно бывает три варианта наложения кругов: либо они соприкасаются по касательной; либо пересекаются в большей или в меньшей степени; либо накладываются один на другой.

Ведущий. Кто еще хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю всем сейчас встать и подойти к тому варианту, который вам близок.

Образуется несколько групп.

Ведущий. Группы, скажите о своем настроении одной фразой.

Спасибо. Прошу всех сесть на свои места. Мы еще вернемся к этому вопросу. А сейчас мы хотели бы предложить вам механизм, который, на наш взгляд, поможет и родителям, и ребенку сделать выбор профиля обучения более осознанным. В данный момент развития нашего общества нам предлагается очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем просто потеряться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем воспользоваться классификацией профессий. Она разделяет все профессии на пять групп по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей своей трудовой деятельности. Классификация выглядит так.

Ведущий вешает на стенд плакат с таблицей «Классификация профессий» и дает пояснения относительно каждого типа профессий.

Классификация профессий:

  • 1. Человек-природа;
  • 2. Человек-техника;
  • 3. Человек-человек;
  • 4. Человек-знаковая система;
  • 5. Человек-художественный образ.

Ведущий. Сейчас вы (и взрослые, и дети) сделаете первоначальный выбор. Я раздам каждому из вас лист с таблицей «Типы профессий». Учащиеся поставят галочку около того типа профессий, который они хотели бы выбрать для себя. Пока вы руководствуетесь только своим желанием. Родители поставят галочку около того типа профессий, который считают желательным для своего ребенка.

Ведущий раздает таблицу «Типы профессий» каждому участнику игры.

Ведущий. Это ваш первый выбор. Но для окончательного выбора вы должны учесть очень много условий. Мы предлагаем вам пользоваться пятью принципами.

Ведущий вешает на стенд плакат с таблицей «Принципы выбора» и дает пояснения по каждому из них.

Принципы выбора:

  • 1. Личные интересы ребенка;
  • 2. Семейные традиции;
  • 3. Учебная успешность ребенка;
  • 4. Востребованность профессии обществом;
  • 5. Наличие возможностей для поступления в ВУЗ.

Ведущий. Мы сейчас разобьемся на группы и обсудим эти принципы.

Ведущий произвольно делит аудиторию на пять групп (по секторам), вызывает по одному представителю от каждой. Представитель вытягивает карточку (из пяти предложенных), где написан тот или иной принцип.

Ведущий. Представьте, что вы делаете выбор профиля, опираясь только на тот принцип, который написан у вас на карточке. Обсудите в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас есть 5−7 минут, а также лист бумаги и фломастер. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией.

Группы проводят обсуждение и записывают свои аргументы на листах. Затем происходит защита этого принципа.

Таблица. Типы профессий.

Человек-природа.

Человек-техника.

Человек-человек.

Человекзнаковая система.

Человек-художественный образ.

Микробиолог Агроном Зоотехник Мастер-плодоовощевод Ветеринар Дегустатор чая Контролер-приемщик фруктов Мастер-животновод Аппаратчик выращивания дрожжей Агроном по защите растений Зооинженер Летчик-наблюдатель рыбного хозяйства Егерь Биолог-исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед.

Слесарь-сборщик Техник-механик общественного питания Электрослесарь Инженер-механик Инженер-электрик Пирометрист Мастер-диагност техники Слесарь-ремонтник Токарь Оператор прокатного стана Раскройщик верха обуви Раскладчик лекал Инженер-конструктор Водитель Антеннщикмачтовик Водолаз Радиотехник Швея Связист.

Парикмахер Продавец Инженер-организатор производства Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Врачебно-трудовой эксперт Социолог Педагог Тренер Мастер производственного обучения Инженер-педагог Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Следователь Адвокат Дознаватель Хирург Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Няня Официант Администратор

Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Оператор фотонаборного автомата Корректор Бухгалтер-ревизор Контролер полиграфной продукции Стенографистка Бухгалтер Телеграфист Нотариус Радиооператор Фотограф Почтовый работник Делопроизводитель Логистик Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Радист Плановик.

Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Концертный исполнитель Артист балета Актер театра Искусствовед Музыковед Театровед Цветовод-декоратор Живописец по фарфору Лепщик архитектурных деталей Дизайнер интерьера Композитор Имиджмейкер Брэнд-менеджер Специалист по рекламе Маляр Гравер Фотограф Стеклодув Шлифовальщик камней.

Ведущий. Спасибо. Мы выслушали аргументы всех групп. Теперь вам легче будет учесть эти принципы в вашем собственном окончательном выборе. Сейчас вы к этому и приступите. Сядьте, пожалуйста, семьями. Каждая семья получит индивидуальную «Карту приоритетов» .

Ведущий раздает подписанные карты, а также вешает на стенд увеличенную копию такой карты, куда по ходу работы вместе с семьями заносит новую информацию.

Таблица. Карта приоритетов семьи.

Профиль/ Параметры выбора.

Гуманитарный.

Математический.

Естественно-научный.

1. Выбор ребенка.

2. Выбор родителя.

3. Личные интересы (мнение ребенка).

4. Личные интересы (мнение родителей).

5. Семейные традиции.

6. Учебная успешность.

7. Мнение учителей (заполняется заранее учителями-предметниками).

8. Востребованность профессий данного профиля на рынке труда.

9. Наличие возможностей для поступления в ВУЗ.

Выводы (делаются совместно родителями и ребенком):

Ведущий. В помощь при заполнении 8 пункта предлагается воспользоваться таблицей «Рейтинг востребованности профессий», взятой из журнала «Карьера». Она отражает современные тенденции в нашем обществе. Это рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда. Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в восьмой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.

Я раздам вам также таблицу «Востребованность профессий за рубежом». Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы также ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в восьмой строке.

Таблица. Рейтинг востребованности профессий.

Место в рейтинге.

Название профессии.

Торговый представитель.

Менеджер по продажам.

Бухгалтер

Финансовый директор

Инженер

Программист.

Маркетолог.

Брэнд-менеджер

Специалист по рекламе.

Системный администратор

Специалист по налогообложению.

Артдиректор

Менеджер Интернет-проектов.

Аудитор

Логистик.

Корпоративный юрист.

Таблица. Востребованность профессий за рубежом.

Место в рейтинге.

Название профессии.

Артисты балета, артисты оркестра.

Радиоинженер — разработчик спутниковой телефонной связи.

Специалист по аэрокосмической технике.

Математик, кибернетик.

Программист.

Физик-атомщик.

Аграрий, ветеринар

Преподаватель (химии, металлообработки).

Эколог.

Инженер лесного хозяйства.

Биолог.

Врач-рентгенолог.

Инженер по биомедицинской технике.

Инженер-кораблестроитель.

Инженер-химик.

Капитан каботажного плавания.

Ведущий. На наш взгляд, в таблице «Карта приоритетов семьи» отражены наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать ребенку при выборе профиля обучения. У вас сейчас будет время обсудить в семье, что же у вас получилось. Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам. То есть каждый профиль должен получить общую сумму плюсов. И если есть возможность, сделайте здесь и сейчас выбор профиля. Отметьте также, какой принцип явился для вас самым важным при выборе профиля. У вас есть 5−7 минут.

Семьи выполняют эту работу. Ведущий подходит и отвечает на возникающие вопросы.

Ведущий. Теперь хотелось бы попросить вас всех сесть в один круг. И если можно — поделитесь с нами, что же вы выбрали, какой фактор учитывали в первую очередь? Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Обсуждение не должно быть долгим. Мы от него даже отказались совсем, так как игра немного затянулась. Нужно смотреть по обстоятельствам, но подвести итоги игры нужно обязательно.

Ведущий. Всем большое спасибо. Кому это необходимо, тот может получить дополнительную консультацию психолога.

Детско-родительская профориентационная игра «ВЫБИРАЕМ ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС» По материалам: Беглова Т. В. «Поступаем в ВУЗ: детско-родительская профориентационная игра для десятиклассников» // Школьный психолог, 2003. — № 4.

Эта деловая игра предназначена для учащихся 9-х классов и их родителей. Проводится она в середине учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какие профили обучения они смогут выбрать. Часто представление о том, с чем это будет для них связано, носит идеализированный характер. Одна из задач этой игры - разработка учащимися сознательной стратегии выбора профиля обучения.

Как правило, профессиональное самоопределение - это дело не только ученика, но и всей его семьи. Мамы и папы так или иначе влияют на выбор своих детей. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому еще одна задача нашей игры - согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем девятиклассника.

1. Разминка. Дети и родители входят в зал и садятся в общий круг таким образом, чтобы в одной половине круга были родители, а в другой — дети. Каждый участник получает визитную карточку, на которой написано его имя.

В качестве разминки ведущий просит взрослых продолжить фразу «Когда я думаю о продолжении образования моего ребенка…». Дети продолжают фразу «Когда я думаю о продолжении моего образования…». Эта процедура помогает участникам почувствовать общность переживаний.

2. Степень готовности. Следующее упражнение носит диагностический характер. Оно выполняется детьми и родителями отдельно друг от друга. Каждый участник получает бланк, выполненный на половинке круга.

Текст для детей:

Я выбираю профессию (написать, какую).

Я выбираю профильный класс (написать, какой).

Степень моей готовности к обучению в профильном классе (поставить отметку в соответствующей ячейке).

минимальная/ максимальная.

(я абсолютно (я знаю в точности, не представляю, что меня ждет что меня ждет в профильном в профильном классе) классе).

Текст для родителей:

Мой ребенок выбирает профессию (написать, какую) Мой ребенок выбирает профильный класс (написать, какой) Степень готовности ребенка к обучению в профильном классе (поставить отметку в соответствующей ячейке):

минимальная/ максимальная.

(я абсолютно (я знаю в точности, не представляю, что нужно сделать что нужно сделать для того, чтобы для того, чтобы мой ребенок ребенок успешно обучался обучался в профильном в профильномклассе) классе).

Заполнив бланк, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы. Ведущий просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможные причины такого рассогласования. Задача ведущего — так построить анализ ответов, чтобы не спровоцировать конфликт между детьми и родителями. Для этого все возможные варианты ответов должны получить положительную оценку психолога.

3. Первые шаги. Участники разбиваются в группы в соответствии с выбранными профилями обучения. Они получают задание подготовить памятку о том, что важно помнить для того, чтобы успешно заниматься в выбранном профильном классе.

Вспомогательные вопросы для составления памятки:

Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий этот профиль обучения?

Какова должна быть его средняя учебная успеваемость?

Какие учебные предметы являются приоритетными для этого профиля?

В какие ВУЗы можно поступить, окончив обучение на данном профиле; какие профессии можно получить?

4. Распределение ответственности. Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для детей, выбирающих обучение в профильном классе (любом).

Для этого, основываясь на итогах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность.

Приведем пример памятки, составленной детьми и родителями одной из школ г. Кургана:

  • 1. Собрать информацию об особенностях обучения в профильных классах.
  • 2. Выяснить, какие профессии можно получить, после обучения на каждом из профилей.
  • 3. Выяснить, в какие ВУЗы можно поступить (после обучения на каждом из профилей).
  • 4. Выбрать профильный класс.
  • 5. Проанализировать, какие личные качества необходимы ученику, для того чтобы быть успешным в данном профильном классе. Соотнести их с реальными возможностями старшеклассника.
  • 6. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы (в том числе начать заниматься с репетиторами).
  • 7. Начать заниматься либо на соответствующих элективных курсах.
  • 8. Подготовиться к вступительным экзаменам в профильный класс.

После того как памятка будет полностью готова, ведущий просит участников разбиться на две группы: дети и родители. Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители же отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать дети.

Через 15−20 минут участники вновь объединяются. Теперь напротив каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрослый).

Дети и взрослые по очереди говорят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов — это дело родителей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово — «дети» .

5. Завершение игры. Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи.

Ведущий просит семьи заполнить итоговый бланк, а затем поделиться своими впечатлениями об игре с другими участниками.

Многие семьи после этой игры говорят о своем желании прийти на индивидуальную профконсультацию к психологу.

Итоговый бланк:

  • 1. Я выбираю профильный класс (написать, какой) …
  • 2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям, предъявляемым в профильном классе или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями (ненужное зачеркнуть).
  • 3. Я выбираю профессию (написать, какую) …

4. Я буду поступать в Вуз (написать название ВУЗа)

  • 5. Эту же профессию я могу получить в таких вузах, как …
  • 6. Для того чтобы достичь своей профессиональной цели, мне нужно предпринять следующие шаги (написать в таблице, какие):

Этапы подготовки.

Степень реализации в настоящее время («+» или «- «).

Ответственный за этот шаг в нашей семье.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой