Сочинения на основе навыка и слежений учащихся
Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте заключает данные о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об применении этого дерева для пользы людей: березовая древесина применяется в сооружении, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для сбора ягод, а в старину на бересте… Читать ещё >
Сочинения на основе навыка и слежений учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эти сочинения строятся на непринужденно добытом, живом умении; они могут быть и изложениями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это изложения одного предмета, скажем березы, сосны, дома, железнодорожного моста, часов; сравнительные изложения (у Ушинского — «Заяц и Орел»); рассказы о походе, экскурсии, путешествии на основе долгих слежений, а нередко и на навыке собственного труда — «Полевые работы в сентябре», оригинальны отчеты о проделанной работе — «Как мы сажали деревья в грядущем парке» и рассуждения — «Лучшая профессия» либо «Отчего невозможно разорять птичьи гнезда». Бывают изложения трудового процесса, напоминающие инструкцию: «Как приготовить скворечник»; «Как охотники устанавливают, где север, где юг»; «Какие работы я исполняю в школе и дома»; «Как убирают улицы в городе зимой»; «Мои игрушки» и мн. др.
Сочинения данной группы могут быть и художественными, и «деловыми». Другими словами, они могут владеть стилевыми отличиями.
Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте заключает данные о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об применении этого дерева для пользы людей: березовая древесина применяется в сооружении, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для сбора ягод, а в старину на бересте писали и мн. др. Подобная версия сочинения вырабатывает правильность формулировки мысли, формирует систему умений, увеличивает выбор лексики; в совокупности — формирует ученый жанр речи.
Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в чувствительном, художественном ключе. В настоящем случае молодой автор покажет березу в зимнем серебре, в инее; покажет весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудет зеленый шум» .
О летней березе поведает как о тенистом укрытии от палящего зноя.
И каждого красивее береза в ласково-золотистом осеннем наряде.
Береза — любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины известных художников…
Образец сочинения по личным слежениям ученика [9, с.421].
Поздняя осень.
Золотая осень теснее давным-давно прекратилась. Все листья опадали, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках.
По ночам теснее бывают морозы, утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах возникли птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах. Не за горами зима. (II класс).