Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств… Читать ещё >
Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и содержание нравственного воспитания
Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
В современных условиях учащиеся столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество духовнее, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись».
Таким образом, дело вовсе не в методике преподавания истории, не в отсутствии учебников по изучению предмета, а в целях исторического образования. Ряд педагогов бьют тревогу по вопросу о необходимости срочного пересмотра стратегии исторического образования.
Педагог Л. С. Выготский считает, что нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идет вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Его вывод таков: нравственное воспитание должно идти впереди личностного развития. [2; 39].
Ряд современных ученых проводят диагностику нравственной сферы. Их выводы сводятся к следующему; не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Психолог А. Гармаев даже вывел законы, связанные с падением нравственности человека. Они выглядят следующим образом:
1) в обществе действует закон оскудения нравственных сил, вызванный дефицитом добра, любви в душах людей по причине того, что у них отсутствует источник пополнения нравственных сил,.
2) закон хранения истины, суть которого сводится к попытке отыскать источник нравственного, чтобы выработать духовные ценности;
3) закон опережения нравственного развития над умственным.
Вывод А. Гармаева совпадает с точкой зрения Л. С. Выготского: духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное. Практически это означает, что сначала надо воспитывать нравственные чувства в учениках, подключать их к нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому педагогика нравственного воспитания должна строится, в основном, на внутреннем духовном росте ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.
О роли учителя в деле нравственного просвещения рассуждает историк А. Гуревич. По его мнению, педагог-историк должен: 1) развивать в ученике собственное самосознание; 2) научить понимать ученика историческую изменчивость человека; 3) показать ученикам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде. А. Гуревич считает, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать.
А. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика — попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод — подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а её оценка. Вот почему современные учебники так полярно порой подходят к интерпретации известных фактов.
Итак, какие элементы нравственного воспитания может развивать учитель на уроке истории? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо дать формулировку следующим понятиям: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность.
Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. 25; 68].
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т. е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.
Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым. нравственный воспитание учащийся потенциал.
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.