Теоретические основы формирования общих компетенций
Обратим внимание на два ключевых понятия компетентностного подхода: компетенция и компетентность. В научной литературе встречаются разные точки зрения на соотношение этих понятий. Определение компетенции как понятия затрудняется тем, что категория компетенции является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам, которые возникли из потребности в адаптации человека… Читать ещё >
Теоретические основы формирования общих компетенций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема формирования общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в профессиональных образовательных организациях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты — это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией).
Д.С. Ермаков подчеркивает что, внедрение компетентностного подхода как результативно-целевой основы образования позволит обеспечить новое е качество профессионального образования за счет следующих изменений:
— учебных и воспитательных целей в направлении от общеобразовательной подготовки к формированию у обучающихся способностей решать познавательные, личностные, профессиональные и социальные проблемы;
— образовательных технологий от репродуктивно-адаптивных, ориентированных на приспособление к актуальным социальным условиям, к развивающим образовательным технологиям, обеспечивающим опережающий характер образования и развития обучающихся;
- — содержания современного образования по принципам, объему и структуре его отбора и построения (фундаментальность, практичность, вариативность);
- — системы оценивания эффективности образовательных систем.
В современных исследованиях широко обсуждается компетентностный подход как принцип образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций, при этом предметное знание не исчезает из структуры образованности. По мнению Г. К. Селевко компетенция и компетентность выступают как образовательные конструкты компетентностного подхода, ориентирующего образование на создание условий для овладения комплексом компетенций, необходимых выпускнику для выживания и устойчивой жизнедеятельности в современных условиях.
Обратим внимание на два ключевых понятия компетентностного подхода: компетенция и компетентность. В научной литературе встречаются разные точки зрения на соотношение этих понятий. Определение компетенции как понятия затрудняется тем, что категория компетенции является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам, которые возникли из потребности в адаптации человека к слишком часто меняющимся условиям и не соотносятся с системой понятий дидактики. Поэтому понятия «компетентность» и «компетенция» имеют большое количество трактовок. По мнению одних, компетенция представляет собой способность к реализации знаний, умений и качеств личности в процессе деятельности; другие подчеркивают когнитивную сущность этого понятия и отделяют его от «компетентности». Так, Э. Ф. Зеер определяет компетентность как «…целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний», а компетенцию как"обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, то есть способность человека на практике реализовывать свою компетентность", Н. Г. Милованова считает, что «компетенция — это способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и понимания соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи».
А. В. Хуторской понимает компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. В то же время компетентность, по его мнению, — это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Другими словами, компетенция — это требование к образовательный подготовке обучаемого, а компетентность — определенное качество личности обучаемого и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. компетенция профессия обучение Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: компетенция — это, с одной стороны, определенная общественная норма, социальный заказ, требование, а с другой — способность личности к качественной продуктивной деятельности в соответствии с социальным заказом. Компетентность включает в себя владение компетенцией, а также личностные качества, знания, умения, опыт и способности в определенной сфере для самореализации в профессиональной деятельности.
В научной литературе выделены следующие существенные признаки компетенций:
- 1) понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний;
- 2) компетенция формируется в результате осознанной деятельности;
- 3) приобретение компетенций зависит от активности обучаемых;
- 4) природа компетенций носит контекстуальный характер.
Компетенция развивается, обогащается, расширяется или укрепляется, отталкиваясь от начального уровня.
В текстах федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общие компетенции (ОК) — это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
Общие компетенции обеспечивают успешную подготовку выпускников различных специальностей, они относятся к общему (метапредметному) содержанию образования СПО. В качестве примера представим общие компетенции, которые должны быть сформированы в рамках подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте».
В соответствии с ФГОС СПО техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Таким образом, в рамках компетентностного подхода к современному профессиональному образованию, основным результатом освоения образовательных программ является сформированность общих компетенций выпускников.
Сущность компетентностного подхода заключается в:
- — создании ситуаций выбора (опора на интересы и потребности), в активизации обучающихся в процессе обучения, когда студент должен сам искать, исследовать, строить свое знание, усилении личностной направленности образования;
- — ознакомлении, включении обучающихся в деятельность, обучении решению социально-значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности;
- — необходимости ставить обучающихся в ситуацию оценки и самооценки, показать ее значимость для саморазвития;
- — ориентации на саморазвитие личности, чтобы дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения, уделяя особое место самоанализу, самооценке, рефлексивной деятельности.
Вышеперечисленные особенности компетентностно-ориентированного профессионального образования предъявляют особые требования к педагогическим условиям реализации образовательного процесса.