Введение.
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом особенно тяжело страдают двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Среди всех форм ДЦП наиболее часто встречающейся является спастическая диплегия… Читать ещё >
Введение. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
логопедический церебральный паралич лечебный В последние годы в отечественной и зарубежной психологии возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой и двигательной деятельности детей с церебральным параличом.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом особенно тяжело страдают двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Среди всех форм ДЦП наиболее часто встречающейся является спастическая диплегия, которая отмечается более чем у 50% детей, страдающих церебральным параличом Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Но ранее психологическая диагностика и начало психологической коррекционной работы, особенно в первые 3 года жизни этих детей способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: пластичности мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций.
Так, в раннем дошкольном возрасте особое внимание следует уделять особенностям формирования общения детей с детским церебральным параличом, так как по признанию многих психологов, психическое развитие детей данного возраста происходит именно в общении и наибольшее влияние оказывает общение ребенка с матерью.
Разработанность проблемы: наибольший вклад в изучение данной проблемы внесли работы таких исследователей, как Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, Н. В. Симонова и др.
Изучению речевых нарушений у детей с церебральным параличом, которые занимают значительное место среди других патологических проявлений при ДЦП, посвящено также много отечественных и зарубежных исследований: Е. Ф. Архипова, Л. А. Данилова, М. В. Ипполитова, и др.
В то же время недостаточно разработаны ранние диагностические критерии выявления нарушений и адекватные методы их коррекции в раннем возрасте. Также до настоящего времени особенности формирования познавательной и речевой деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом изучены недостаточно. Не разработана поэтапная система по развитию двигательных, психических и речевых функций, и прежде всего, в семье ребенка. Есть лишь единичные работы, исследующие психологический статус матерей, имеющих детей с ДЦП, чего явно недостаточно, учитывая значимость ранней диагностики и лечения таких детей, а также воспитательную и терапевтическую роль родителей в развитие ребенка с ДЦП.
Объект исследования: процесс коррекционно — развивающей работы с детьми страдающими детским церебральным параличом.
Предмет исследования: коррекционно — развивающая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом.
Цель исследования: изучение особенностей коррекционно — развивающая работа с детьми дошкольного возраста страдающими детским церебральным параличом (ДЦП).
Задачи исследования:
- 1) проанализировать специальную литературу по проблеме развития детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте;
- 2) дать характеристику нарушений развития детей дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом;
- 3) изучить речевые нарушения дошкольников с детским церебральным параличом;
- 4) рассмотреть особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП;
- 5) раскрыть особенности коррекционно — развивающей работы с детьми страдающими детским церебральным параличом (ДЦП).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- — изучение, теоретический анализ и обобщение специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
- — беседы с родителями, врачами, педагогами-воспитателями, инструкторами ЛФК, участвующими в коррекционной работе с детьми, а также с самими детьми;
- — педагогическое наблюдение в условиях свободной деятельности детей, на специальных занятиях.
Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.