Введение.
Онтология непрерывного образования
Как известно, проблема непрерывного профессионального развития и саморазвития личности представляет собой актуальный вопрос педагогики, психологии, философии и социологии. Эта проблема связана с идеями природосообразности обучения и воспитания подрастающего поколения (Л.Н. Толстой, Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский), с вопросами педагогики развития (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Ш. А. Амонашвили… Читать ещё >
Введение. Онтология непрерывного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный мир характеризуется стремительными переменами. Такие процессы как глобализация, модернизация, информатизация влекут за собой изменения во всех социальных институтах общества. Школа, как часть системы образования, ее функционирование и управление, а также деятельность ее субъектов подвержены влиянию современных социокультурных условий, связанных с процессами глобализации, модернизации и информатизации. Следовательно, можно сделать вывод о том, что универсализм личности состоит сегодня в овладении общей системой ориентации в океане информации, в создании жестких личностных фильтров — четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Все это возможно через управляемую образовательную деятельность. С синергетической точки зрения процедура взаимодействия учителя и ученика в образовательном процессе может быть представлена не как непрерывная трансляция (информации) знаний, умений и опыта как эстафетной палочки от одного человека к другому, но создание условий, при которх становятся возможными процессы порождения новых знаний у самих обучающимся, его активное и продуктивное творчество, его переход к самоуправлению. Это — нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, в результате которого субъекты управления начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе, сам процесс становится интерактивным и построен на принципе субъект-субъектных отношений.
Учет тенденций социально-экономического развития общества, в целом, и потребностей системы образования, в частности, определяют актуальность и направленность подготовки и профессионального развития педагогов. Вызванная глобализацией потребность соответствия имеющимся международным стандартам требует от работника образования готовности к постоянному обновлению профессиональных компетенций с учетом быстро меняющихся условий.
В настоящее время в теории и методике профессионального образования формируется новое представление о профессионале педагогической деятельности. Педагог рассматривается как целостный субъект, активный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной профессиональной деятельности. Эта целостность обретается в процессах становления и развития. И более того, не просто в развитии вообще, а в саморазвитии — как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Как известно, проблема непрерывного профессионального развития и саморазвития личности представляет собой актуальный вопрос педагогики, психологии, философии и социологии. Эта проблема связана с идеями природосообразности обучения и воспитания подрастающего поколения (Л.Н. Толстой, Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский), с вопросами педагогики развития (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Ш. А. Амонашвили), развития личности в деятельности и общении (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман), а так же с проблемой обучения проектированию (Дж. Джонс, А. М. Новиков, В. С. Безрукова, Ю. В. Громыко, В. И. Слободчиков, В.Д. Симоненко). В данной работе представлена попытка определить сущность и содержание процесса непрерывного профессионального образования. Раскрываются современные подходы к определению сущности непрерывного образования, его роль в становлении инновационного общества. Пособие состоит из 9 параграфов, объединенных в три главы. После каждого параграфа обучающимся предлагаются вопросы для обсуждения, компетентностно ориентированные задания, списки основной и дополнительной литературы.