Роль художественной литературы в формировании навыков культурного речевого общения
Анализ художественного текста — основа филологического образования, так как на базе анализа текста изучается язык «в действии», формируются собственно филологические умения: содержательный анализ (герменевтический, языковой, литературоведческий анализ текста, анализ его структуры, изобразительно-образных средств в русле всей образной системы художественного текста) и общеучебные умения и навыки… Читать ещё >
Роль художественной литературы в формировании навыков культурного речевого общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика работы с литературными произведениями на занятиях чтения является одной из наиболее важных задач обучения дошкольников, входящих в изучение русского языка и развития речи. Круг чтения дошкольника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития ребенка данного возраста, можно сказать, что им лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление дошкольника.
Кроме того, ребенок психологически более настроен воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес ученика к изучению данного литературно-поэтического произведения.
Одной из задач является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ребенок, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении педагогом, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.
Одним из видов художественного текста, которые можно изучать на занятиях по развитию речи, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. Широко используются басни Ивана Андреевича Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также некоторые басни в прозе Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского, что позволяет рассматривать различные виды басен.
Сама басня, как анализируемое на занятии произведение, несет на себе значительную смысловую нагрузку, а также имеет большое морально-нравственное значение, что позволяет формировать у детей определенные этические взгляды и, кроме того, способствует развитию у дошкольников образного мышления, связанного с раскрытием метафор басни.
Разбирая содержание басни, дети могут воспринимать переносное значение скрытого смысла басни, видеть и проводить определенные связи среди героев произведения и, главное, учатся переносить литературные характеры в реальную жизнь или наоборот, чем развивают свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей. Следовательно, басня, при использовании ее на уроках чтения, имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни. Кроме того, басни являются образцом «чистого» русского языка. Таким образом, использование басен и других произведений художественной литературы, способствует формированию навыков культурного речевого общения детей дошкольного возраста.
Анализ художественного текста — основа филологического образования, так как на базе анализа текста изучается язык «в действии», формируются собственно филологические умения: содержательный анализ (герменевтический, языковой, литературоведческий анализ текста, анализ его структуры, изобразительно-образных средств в русле всей образной системы художественного текста) и общеучебные умения и навыки: структурно-смысловое членение текста (выделение ключевых словесных рядов, осознание главной и второстепенной информации, включение своей информации в анализируемый текст, составление планов разных видов, тезисов, конспектов, аннотаций, рецензий, рефератов и т. п.). Именно в процессе анализа текста формируются языковая и коммуникативная компетенции, развивается дар слова, внимание к слову, рождается языковая индивидуальность ребенка.
Зададимся несложным вопросом: почему испокон веков детям рассказывают, читают сказки? Слушая или сочиняя при участии взрослых такого рода были и небылицы, пересказывая, сопереживая, маленький человек постепенно воспитывает в себе критика, исследователя, созидателя, приобретает навыки самостоятельных и осознанных действий, постигает способы адекватного восприятия других и себя. По мысли Джанни Родари, учить свободно владеть словом нужно «не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом». С этим нельзя не согласиться, впрочем, как и с высказыванием Поля Валери: «Если заглянуть поглубже, нет такого слова, которое можно было бы понять до конца». Это не парадокс, если принять во внимание, что все в человеке взаимосвязано. Поэтому, наряду с развитием речи, могущественными средствами воспитания в детях ясных и отчетливых образов служат, взаимодополняя друг друга, рисование, лепка, художественные ремесла, ручная работа и т. п., что и популяризируется в меру таланту и силу специфических познаний авторами детских книг.