Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические характеристики новых педагогических технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения», поскольку методика представляет собой совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы и конкретно в педагогике является совокупностью различных методов обучения, доступных преподавателю. Методика обучения дает представление о том, какими путями педагог может обучить учащихся, но не как он может сделать… Читать ещё >

Теоретические характеристики новых педагогических технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Существует множество определений сущности этого термина. Словарь методических терминов и понятий [1] объясняет понятие «технология» как направление в современной дидактике, касающееся исследований в области применения технических средств обучения в образовательном процессе и совершенствования структуры и повышения эффективности образовательного процесса. Б. Т. Лихачев [23; 51] считает педагогическую технологию совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. По мнению Лихачева, педагогическая технология есть инструментарий педагогического процесса. Мы понимаем педагогическую технологию как тщательно продуманную совокупность личностных, инструментальных и методологических средств, направленную на оптимизацию процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах: научном, процессуально-описательном и процессуально-действенном. Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Источниками педагогической психологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, а также передовой педагогический опыт и народная педагогика, представляющие собой все лучшее, что было накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Для успешного функционирования педагогической системы в первую очередь необходимо тщательно и продуманно исследовать и обработать все ее составляющие, чтобы выявить возможные недостатки технологии. Любая современная педагогическая технология является ни чем иным, как синтезом достижений педагогической науки и практики, сочетанием традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Одна и та же педагогическая технология в исполнении различных педагогов будет выглядеть по-иному, поскольку при работе с технологией неизбежно присутствует личностная компонента педагога, особенности учащихся, их общего настроя и психологического климата в классе. Результаты, достигаемые различными педагогами при использовании одной и той же педагогической технологии, могут быть различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. Исходя из этого, можно сделать вывод, что педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими. Фактор личности педагога хоть и влияет на процесс применения педагогической технологии, но не способен кардинально изменить предполагаемые и ожидаемые результаты.

Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения», поскольку методика представляет собой совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы и конкретно в педагогике является совокупностью различных методов обучения, доступных преподавателю. Методика обучения дает представление о том, какими путями педагог может обучить учащихся, но не как он может сделать это эффективнее всего. В то время как технология направлена на последовательное воплощение заранее спланированного процесса обучения и отвечает на вопрос педагога или исследователя, как наилучшим образом достичь целей обучения. [58; 23].

Среди основных причин возникновения новых психологопедагогических технологий можно выделить следующие:

  • — необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей учащихся;
  • — необходимость замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
  • — возможность проектирования учебного процесса и организационных форм взаимодействия учителя и ученика, способных обеспечить гарантированные результаты обучения. [44; 26]

Иногда педагог использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяя при этом оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог становится творцом технологии, даже если имеет дело с заимствованиями, поскольку ни создание, ни применение технологии невозможно без творчества, и каждый педагог делает это особенным, уникальным лично для него способом. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой