Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Патриотизм, как основа национальной безопасности России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средствах массовой информации прошла сообщение, что Россия вышла на первое место в мире по числу желающих покинуть родину. Лишая себя истории, мы лишаем себя исторической подпитки, энергии предшествующих поколений. Социологические исследования показали, что почти треть нашего населения не знают имен своих прадедов, у 16% населения не сохранилось ничего: ни писем. Ни фотографий, ни наград… Читать ещё >

Патриотизм, как основа национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нельзя не отметить, что современное мироустройство сопровождается активным стремлением США и их союзников, особенно в НАТО, сохранить за собой роль мирового лидера. При этом попираются ценности, интересы, права и свободы различных народов и государств. В такой ситуации перед российским обществом и государством актуализируется проблема обеспечения национальной безопасности и, следовательно, дальнейшего экономического, социально-политического и духовного развития, как исторически самобытной и уникальной цивилизации. В связи с этим проблема патриотического воспитания является одной из ключевых в деле воспитания гражданина и сохранения Российского государства.

Проблемы патриотического воспитания

Как известно, в 90-е годы вследствие обострения кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию граждан России. С началом перестроечных процессов в нашем обществе роль и значение духовно-нравственного и патриотического воспитания (как, впрочем, и воспитания вообще) потеряли былую актуальность, а деятельность, продолжавшая осуществляться в этом направлении, подверглась неуёмной и деструктивной критике. Это в значительной мере способствовало дискредитации не только существовавшей тогда системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, огромного опыта в его организации и проведении, но и самой идеи формирования и развития духовно-нравственной личности гражданина и патриота. Вследствие этого проблема патриотического и военно-патриотического воспитания в российском обществе намного обострилась.

По данным социологических исследований после развала СССР, за годы так называемых «реформ» отношение к непреходящим по своему значению общенациональным и патриотическим ценностям в российском обществе резко изменилось в худшую сторону — к прагматизму, индивидоцентризму и конъюнктуре с ярко выраженными проявлениями эгоистичного, антисоциального и антигуманного характера. Формирование в течение постсоветского периода, т. е течение 20 лет в весьма ущербном, деформированном виде прозападных, антитрадиционных ценностей сменилось их глубоким кризисом, который крайне негативно отражается на изменениях во взглядах и ориентирах многих российских граждан. Среди них сегодня доминируют ценности материально-потребительские, индивидуально-прагматические и даже асоциально-маргинальные, которые, по сути, представляют собой уже антиценности. Многие же вершины общенационального, особенно патриотического сознания разрушены. Соответственно, не приходится удивляться отсутствию патриотизма у значительной части российских граждан.

По мнению целого ряда теоретиков, стратегия развития общества и государства, соответствующая национальным интересам России, может быть выработана только на основе национальной идеи, которая является первоначальным условием всех преобразований. Выступающая в качестве альтернативы либерально-демократическому направлению национально ориентированная российская идеология включает традиционные и исторические элементы отечественной культуры, образа жизни, национальных обычаев, державные начала, приверженность социальной справедливости, соборность, общинность и коллективизм, патриотизм, жертвенность, лидерство, «сверхидею» как катализатор национального самосознания и консолидации общества. Для новой идеологии существенно, чтобы нация почувствовала оптимизм и перспективу своего развития. Именно эта черта, свойственная, кстати, американскому обществу, отсутствует в сегодняшней России, где в улучшение ситуации в стране верят лишь немногие граждане.

Таким образом, возрождение национального самосознания России, реализация созданного многими поколениями духовно-нравственного и патриотического потенциала нашего общества является доминирующей тенденцией её современного развития и по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в 20 веке серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов.

Средствах массовой информации прошла сообщение, что Россия вышла на первое место в мире по числу желающих покинуть родину. Лишая себя истории, мы лишаем себя исторической подпитки, энергии предшествующих поколений. Социологические исследования показали, что почти треть нашего населения не знают имен своих прадедов, у 16% населения не сохранилось ничего: ни писем. Ни фотографий, ни наград. Примерно половина либо вообще не знают, либо знают приблизительно время основания населенного пункта, в котором живут. По данным Генерального штаба Министерства Обороны Российской Федерации на апрель 2011 года от службы в Вооруженных Силах РФ уклоняется почти 200 тысяч человек.

Одной из печальных страниц отношения к нашему прошлому стала дегероизация истории Великой Отечественной войны, да и вообще истории, что особенно ярко проявилось в период подготовки и празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Можно заглянуть в ряд современных учебников истории и ужаснуться, как извращенно подается вся героическая наша история.

Сегодня в активную фазу жизни вступает поколение, которое было свидетелем ломки советских идей, морали, нравственных ориентиров. Оно взрослело в период циничного передела собственности, беспрецедентного обогащения одних и обнищания других. Глядя на то, в каких условиях живут люди старшего поколения, они ставят их жизни «неуд». Идеалы «героических поколений» перестают быть для молодых людей преемственно привлекательными. В период их становления главным мерилом счастья становятся деньги.

Крайне негативно влияет на молодежь и имеющий место формализм при организации и проведении мероприятий патриотической работы. Перед большими праздниками или датами вдруг вспоминаются заслуги ветеранов, вывешивается наглядная агитация, плакаты, но в период будней проблемы воспитания патриотизма порой уходят на задний план.

Возьмём программу телевидения за 23 февраля. По российским каналам транслируются фильмы и передачи:

«В зоне особого внимания», «Офицеры», «Грозовые ворота», «Приступить к ликвидации», «Чечня. На безымянной высоте», «Государственная граница», «Солдат Иван Бровкин», праздничный концерт и еще другие. Всего 34 передачи. Однако уже 24 февраля 2011 года ни одного фильма или программы патриотического содержания, кроме довольно спорного фильма «Солдаты 4».

Лишь канал «Звезда» верен выбранной тематике, но принимается и транслируется он не везде.

Практика «разового» патриотизма может сделать из молодого человека, скорее циника, чем убежденного защитника интересов страны. Иногда реальная помощь тому, кто страдает не от отсутствия патриотического духа, а от каждодневных житейских неурядиц, человеку, своей жизнью и трудом доказавшему верность государству и Отечеству, может оказаться гораздо весомей и ценнее, чем разговоры об ее необходимости и подарок к празднику.

Проблема девальвации духовных ценностей, растворения национальной идеи приобрела масштабы государственной. Но все больше и больше россиян проникается необходимостью возврата к историческим ценностям, проявляет интерес и желание понять сложные проблемы и процессы установления истины, хотят гордиться и по праву горды подвигами и свершениями своего народа.

По данным независимых экспресс-опросов 85% россиян уверены в необходимости усиления патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России, 33% выступают за возрождение в школах системы начальной военной подготовки, 45% уверены в необходимости принятия срочных мер против фальсификации событий нашей истории.

Активно включились в работу представители Президиума Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», от имени 70-и региональных общественных объединений. В своем обращении к Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву в 2008 году они внесли целый ряд предложений по формированию новой федеральной программы патриотического и военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2010;2020 и дальнейшие годы. В частности в нем содержится серьезная критика имеющихся ныне проблем и упущений, серьезный анализ состояния дел.

По мнению членов Содружества:

Недостатки всех федеральных и региональных программ военно-патриотического воспитания в России заключаются в следующем:

  • — программы не являются частью национальной стратегии развития России и не имеют цельного комплексного содержания;
  • — программы не нацелены на формирование общего нравственного, патриотического и благожелательного морального климата в стране;
  • — все они не достаточно конкретны, так как не привязаны к конкретным датам, мероприятиям и проектам, а их имеющийся перечень скуп и не полон;
  • — программы не обязательны для исполнения, так как не определен порядок их реализации и отчета по ним;
  • — программы недостаточно финансируются и не содержатся в канве региональных и местных бюджетов, за их исполнение органы власти ответственности не несут;
  • — финансирование программ и проектов патриотического характера не находит широкой поддержки российского бизнеса и даже государственных корпораций, для которых эта сфера необязательна, не престижна, и так далее;
  • — программы не направлены на создание новых произведений искусства по тематике патриотического воспитания и не содержат положений имеющих обязательный характер;
  • — программы не направлены на интенсивную и качественную работу их непосредственных исполнителей на местах, то есть не создают необходимых условий для работы ветеранов государственной и военной службы и их общественных объединений, экономическое положение которых ведет только к свертыванию патриотической работы на местах;
  • — программы не связаны с Государственными образовательными стандартами, в которых воспитание как таковое не имеет обязательного и четко очерченного характера;
  • — программы носят выраженный мемориальный характер и не включают вопросы специального информационного сопровождения, обобщения и распространения опыта работы региональных общественных объединений, создания доступного учебного лекционного фонда, ведения постоянных семинаров и чтений в качестве элементов программ и процесса патриотического воспитания граждан страны;
  • — в своей работе по патриотическому воспитанию граждан России на местах органы государственной и региональной власти в основном опираются на штатные органы и центры патриотического воспитания, которые просто не могут охватить весь спектр воспитательной работы, и недостаточно полно используют потенциал общественных ветеранских и патриотических объединений, а бюджеты регионов даже не имеют с необходимых для этой работы бюджетных и правовых основ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой