Новый подход к оценке качества образования в вузах
В настоящее время в систему высшего образования все больше поступает документов связанных с повышением качества образования. Это в первую очередь Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ и Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего… Читать ещё >
Новый подход к оценке качества образования в вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время в систему высшего образования все больше поступает документов связанных с повышением качества образования. Это в первую очередь Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ и Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 г. № 1367. На основании этих и других нормативных актов необходимо непосредственно в системе образования разработать новые подходы и методики, повышающие качество выпускников. Переход нашей страны на рыночную экономику вынуждает конкурировать своей продукцией не только предприятиям, но и образовательным учреждениям. Так, например, высшие учебные заведения конкурируют на рынке труда своими выпускниками — чем активнее трудоустраиваются специалисты, тем выше спрос на них и тем больше желающих поступить в данный вуз. Естественно, что это приведет к новому толчку в развитие методик преподавания, внедрению новых форм проведения занятий, установки нового лабораторного оборудования. Этому процессу будут способствовать работодатели, так как они заинтересованы в качественном продукте вузов. Чем теснее будут работать вузы с предприятиями, тем качественней будет выпускник. Однако, что вполне закономерно, вузы не будут делиться своими лучшими достижениями в области повышения качества образования и показывать только свое старание в способности придерживаться общих требований, оговоренных в образовательных стандартах и других нормативных документах. Сегодня борьба вузов за абитуриента приводит к необходимости постоянного поиска новых решений в области качества образования. Конечно в этом поиске много и субъективных факторов, но, как правило, все они в конечном итоге взаимосвязаны. Так, например, более качественного специалиста можно подготовить из качественного выпускника средней школы, но таких выпускников, возможно получить только при высоком конкурсе в вуз, а такой конкурс создается если есть высокий спрос на специалиста-выпускника, что делается при высоком качестве подготовки в вузе. Все эти тенденции находят отражение и в недавно утвержденной Правительством РФ (29 декабря 2014 г. № 2765-р) концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016;2020 годы. В данной концепции делается значительный упор на контроль качества обучения, так, например, сказано: «При отсутствии экспертно-аналитических и мониторинговых проектов Программы еще большая диспропорция возникнет в решении задач по обеспечению равной доступности к услугам качественного высшего образования, особенно на уровнях магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также кадров высокотехнологических отраслей экономики». Также отмечается следующее: «В прежние годы не был поставлен и решен вопрос, связанный с применением единых оценочных средств и единых механизмов оценки качества знаний в профессиональном образовании (в том числе высшем образовании… В связи с этим в рамках реализации такого необходимого проектно-целевого инструмента, как Программа, предусматривается создание и развитие распределенной сети центров мониторинга качества образования…». Перечислены основные задачи по повышению качества образования и пути их решения, например: «В рамках задачи формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов будут реализованы следующие мероприятия: развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества; развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ; включение России в международные исследования качества образования; экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования; поддержка инноваций в области развития и модернизации образрвания».
Ранее [1−7] отмечалось, что для определения путей повышения качества образования в вузе вполне применимы элементы теории автоматического регулирования. Выход последующих нормативных документов только подтвердили эту гипотезу. В связи с этим проведем дальнейшее развитие такой методологии.В литературе [1−5] схема обучения студентов представлена в виде, приведенном на рисунке 1.
Рисунок 1 — Структурная схема обучения студентов качество образование выпускник автоматизированный Процесс управления выглядит следующим образом. На образовательный процесс воздействуют требования стандартов (ГОС ВПО), и данный процесс вырабатывает соответствующие сигналы управления на студента (в виде лекций, лабораторных и практических занятий, в том числе практик на производстве, организации самостоятельной работы). Студент на основе этих воздействий на выходе получает компетенции — общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Полученные компетенции оцениваются работодателем. С точки зрения теории автоматического регулирования здесь можно наблюдать объект управления (ОУ) — студент и управляющее устройство (УУ) — образовательный процесс. Управляющее устройство как элемент автоматики следует рассматривать как апериодическое звено второго порядка. Объект управления следует рассматривать как пропорциональное звено с передаточной функцией, равной коэффициенту k2. При воздействии на него учебным процессом множеством дисциплин, «идеальный» студент будет иметь значение k2.=1. Соответственно, если студент частично не усваивает знания, то k2.<1. Отмечено, что выходной сигнал из такой системы будет представлять апериодический, затухающий вид. Для нашей системы период затухания может находится в диапазоне от 10 до 15 лет, а период автоколебаний — от 1 до 5 лет. В связи с этим, все раннее вводимые изменения в ГОС ВПО не приводили к особым изменениям в установившийся процесс, что связано с большими постоянными времени (сигнал практически демпфировался системой). Однако введение стандартов третьего и последующих поколений привело к возникновению в вузах системы менеджмента и качества (СМК) и система образования приобретает вид, представленный на рисунке 2. Получая информацию от работодателей через анкетирование и от студентов через тестирование и другие формы оценочных средств, блок СМК вносит коррекцию в систему.
Рисунок 2. — Автоматизированная система управления качеством с СМК В соответствии с принципами системного подхода при анализе качества АСУ необходимо идти против направления воздействия, т. е. от работодателя (рис. 2). Таким образом, работодатель выдвигает требования к выпускнику в виде компетенций (ОК, ПК), а студент, в свою очередь выдвигает требования к образовательному процессу: первокурсник имеет какую-то базу знаний, на которую можно «наращивать» следующую информацию; оптимизированное рабочее время; не должно быть перегрузок недельных и дневных; современная материальная и безопасная лабораторная база; доступное методическое обеспечение; высокая квалификация преподавателей; возможность для культурного развития личности; возможности для реализации творческих способностей, высокий потенциал трудоустройства, возможность проживания в общежитии.
После обработки тестов и анкет, используя современные методы интерактивного обучения, то есть, отфильтровав сигналы помехи, система может быть скорректирована на уменьшение времени переходных процессов, так как работодатель не может так долго ждать квалифицированного выпускника. В теории автоматики известно, что для повышения устойчивости необходимо вводить промежуточные корректирующие обратные связи и дифференцирующие звенья. Это можно представить в виде развернутой структурной схемы (рис. 3).
Рисунок 3 — Развернутая автоматизированная система управления качеством образовательного процесса В соответствии с последней схемой, можно предложить более конкретные следующие способы повышения устойчивости и сокращения времени переходных процессов.
- 1. Повысить точность отслеживания сигналов путем разработки адекватных анкет, тестов и других видов оценочных средств с последующей статистической обработкой данных и объединением единый фонд оценочных средств (ФОС).
- 2.
Введение
в обратные связи пропорциональных блоков. На основе обработки тестов после каждого курса вводить дополнительные дисциплины путем замены предметов в курсах по выбору, например, если после первого курса обнаружены пониженные знания по математике и физике — заменить дисциплины по выбору на дополнительные занятия по «проваленным» предметам. В рабочих учебных планах в каждом году обучения должно быть не менее 4-х дисциплин по выбору. Блок по выбору должен стать как раз корректирующим пропорциональным звеном.
- 3.
Введение
дифференцирующих блоков. Например, введение модульного обучения, особенно, по дисциплинам, имеющим малое количество часов в семестре (2 час. в неделю). Проводить промежуточную сессию по таким дисциплинам в середине семестра.
- 4. Широко вводить и постоянно модернизировать интерактивные формы обучения, позволяющие в более короткое время качественно освоить учебный материал, максимально адаптировать студентов к практическим задачам, научить их пользоваться современными информационными технологиями. Интерактивные методы обучения дадут возможность студентам начать самим искать способы и средства решения практических задач, дадут существенный толчок к самообразованию.
Необходимо отдельно уделить внимание фондам оценочных средств (ФОС), так как от их качества зависит адекватность полученной информации и правильность дальнейших действий системы. К ФОСам выдвигаются такие же требования как и к любым датчикам технических систем: высокая помехоустойчивость, малая постоянная времени, достаточная чувствительность, высокая точность, стабильность во времени, однозначность зависимости выходной величины от входной, удобство в эксплуатации, достаточная степень унификации.
- 1. Оськин С. В. Необходимость перехода от СМК к автоматизированной системе управления качеством образовательного процесса/С.В. Оськин// Методы и технические средства повышения эффективности использования эл. об-я в пром-ти и с. х-ве: Сб. научн. тр. Ставропольский ГАУ.- Ставрополь: Агрус, 2011. с 210−215.
- 2. Стародубцева Г. П. Условия повышения позновательной мотивации у студентов при изучении физики/Г.П. Стародубцева, П. В. Никитин, В. И. Хайновский, Г. Г. Вендило, Т. А. Миканаев Т.А. и др.// Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 3. С. 12−14.
- 3. Стародубцева Г. П. Компьютерное тестирование студентов как допуск к экзамену по физике/Г.П. Стародубцева, В. И. Крахоткин, И.А.Боголюбова//Сб-к трудов «Методы и технические средства повышения эффективности использования электрооборудования в промышленности и сельском хозяйстве.- 2012. — С. 69−71.
- 4. Оськин С. В. Методические рекомендации по процедуре оценивания знаний, навыков, умений и опыта деятельности, на этапах формирования компетенций/С.В. Оськин/ Методические рекомендации для образовательного процесса по направлению подготовки 110 800 Агроинженерия.- КубГАУ.- Краснодар, 2014. 34 с.
- 5. Богатырев Н. И., Оськин С. В. Использование интерактивных методов обучения при подготовке бакалавров и магистров/ Н. И. Богатырев, С.В. Оськин/ Краснодар, РИО КубГАУ, 2014.-128 с.
- 6. Оськин С. В., Пястолова И. А. Способы оценивания знаний, умений и навыков на этапах формирования компетенций/С.В. Оськин, И.А. Пястолова// Технические и технологические системы. Материалы 6-й международной научной конференции ТТС-14. Сборник материалов.- Краснодар: ФВУНЦ ВВС ВВА, 2014.-С.372−379.
- 7. Оськин С. В. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности на этапах формирования компетенций/С.В. Оськин// Новые технологии в с.х. и пищевой промышленности с использованием эл.физ. факторов и озона: мат-лы межд. научнопракт. конф.- Ставрополь: Ставропольское издательство «параграф», 2014. с.98−106
Literature.
- 1. Os’kin S.V. Neobhodimost' perehoda ot SMK k avtomatizirovannoj sis-teme upravlenija kachestvom obrazovatel’nogo processa/S.V. Os’kin// Me-tody i tehnicheskie sredstva povyshenija jeffektivnosti ispol’zovanija jel. ob-ja v prom-ti i s. h-ve: Sb. nauchn. tr. Stavropol’skij GAU.- Stavropol': Agrus, 2011. s 210−215.
- 2. Starodubceva G.P. Uslovija povyshenija poznovatel’noj motivacii u stu-dentov pri izuchenii fiziki/G.P. Starodubceva, P.V. Nikitin, V.I. Hajnovskij, G.G.Vendilo, T.A. Mikanaev T.A. i dr.// Vestnik APK Stavropol’ja. 2012. № 3. S. 12−14.
- 3. Starodubceva G.P.Komp'juternoe testirovanie studentov kak dopusk k jek-zamenu po fizike/G.P. Starodubceva, V.I. Krahotkin, I.A.Bogoljubova//Sb-k trudov «Metody i tehnicheskie sredstva povyshenija jeffektivnosti ispol’zovanija jelektrooborudovanija v promyshlenno-sti i sel’skom hozjajstve.- 2012. — S. 69−71.
- 4. Os’kin S.V. Metodicheskie rekomendacii po procedure ocenivanija zna-nij, navykov, umenij i opyta dejatel’nosti, na jetapah formirovanija kom-petencij/S.V. Os’kin/ Metodicheskie rekomendacii dlja obrazovatel’nogo processa po napravleniju podgotovki 110 800 Agroinzhenerija.- KubGAU.- Krasnodar, 2014. 34 s.
- 5. Bogatyrev N.I., Os’kin S.V. Ispol’zovanie interaktivnyh metodov obu-chenija pri podgotovke bakalavrov i magistrov/ N.I. Bogatyrev, S.V. Os’kin/ Krasnodar, RIO KubGAU, 2014.-128 s.
- 6. Os’kin S.V., Pjastolova I.A. Sposoby ocenivanija znanij, umenij i navy-kov na jetapah formirovanija kompetencij/S.V. Os’kin, I.A. Pjastolova// Tehnicheskie i tehnologicheskie sistemy. Materialy 6-j mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii TTS-14. Sbornik materialov.- Krasnodar: FVUNC VVS VVA, 2014.-S.372−379.
- 7. Os’kin S.V. Procedura ocenivanija znanij, umenij, navykov i opyta deja-tel'nosti na jetapah formirovanija kompetencij/S.V. Os’kin// Novye teh-nologii v s.h. i pishhevoj promyshlennosti s ispol’zovaniem jel.fiz. fak-torov i ozona: mat-ly mezhd. nauchnoprakt. konf.- Stavropol':Stavropol'skoe izdatel’stvo «paragraf», 2014. s.98−106