Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Реализация социально-педагогических условий развития творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно учреждения дополнительного образования создают различного рода социокультурные стимулы. К ним относятся и посещения филармоний, консерваторий, выставок, театров, опер, балета, что позволяет ребенку вживую соприкоснуться с художественным творчеством. Дополнительное образование детей младшего школьного возраста, прежде всего, ориентировано на освоение опыта творческой деятельности… Читать ещё >

Реализация социально-педагогических условий развития творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными социально-педагогическими условиями, способствующими оптимальному развитию творческих способностей ребенка в младшем школьном возрасте, являются:

  • — гуманизация социально-педагогического процесса, которая включает создание открытого образовательного пространства, предоставление возможности выбора своей деятельности, включение детей и педагогов в совместную творческую деятельность.
  • — приобщение к культуре народа, присвоение ребенком общечеловеческого опыта, культурных ценностей, нормативных качеств личности, образцов поведения. В ходе ознакомления, встречи с культурой ребенок не только приобщается к культуре, но и сам создает свою культуру, изменяется весь его внутренний мир.

Одним из основных социальных институтов обеспечивающих реализацию этих условий, а также воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей младших школьников, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере.

Дополнительное образование — неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях [11, с.19].

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания [5, с.4]. Поэтому родители, подготавливая ребенка к школе, стремятся ознакомить его с творческой деятельностью, благодаря различным кружкам и занятиям в центрах развития творчества.

Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуются учреждениями дополнительного образования детей, имеющих богатый опыт работы в нашей стране и призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребенка. Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

Дополнительное образование — это особое (внеучебное) образовательное пространство. Оно решает задачи не только проблемы социализации, но и индивидуализации личности ребенка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т. д.

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях:

  • — свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности;
  • — ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития;
  • — практико-деятельностная основа образовательного процесса [11, с.21].

Дополнительное образование выполняет ряд важных функций: ценностно-оринтационную, коммуникативную, социально-адаптивную, психотерапевтическую, профориентационную, рекреационную, культурообразующую. Это позволяет говорить о нем как о личностно-ориентированном образовании, реализующем идеи гуманистической педагогики и психологии. В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность [18, с.7].

Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что социальный педагог или педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создает условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.

Именно учреждения дополнительного образования создают различного рода социокультурные стимулы. К ним относятся и посещения филармоний, консерваторий, выставок, театров, опер, балета, что позволяет ребенку вживую соприкоснуться с художественным творчеством. Дополнительное образование детей младшего школьного возраста, прежде всего, ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. В кружках и на курсах школьники постигают то или иное явление с глубиной и интенсивностью, которые возможны при работе заинтересованного человека. При этом детская увлеченность ярко показывает творческие способности ребенка. В свете этой увлеченности очень часто можно увидеть путь и ориентиры главного дела его последующей жизни. В этом случае дополнительное образование младших школьников можно рассматривать как стартовую площадку для базового образования творчески развитой личности на пути к профессиональному мастерству.

Мы можем выделить определенные требования к формированию творческой среды в учреждениях дополнительного образования и разделить их на социально-педагогические и эстетические.

К социально-педагогическим требованиям можно отнести:

  • — соответствие задачам и содержанию программы обучения в учреждении дополнительного образования;
  • — общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта;
  • — информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность творческого процесса.

К эстетическим относятся:

  • — комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещения;
  • — создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки;
  • — зонирование помещения и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов [6, с.101];
  • — присутствие удачных творческих работ в доступном взгляду месте.

Помимо умений социального педагога и педагога дополнительного образования создавать комфортную среду для развития творческих способностей младших школьников, любой педагог должен работать над развитием специальных приемов работы, помогающих добиваться поставленных перед собой и учениками целей. Он должен постоянно интересоваться здоровьем своих учеников, их интересами и предпочтениями, но не забывать и о своем здоровье. Умение слушать и слышать, о чем говорят воспитанники, о чем они хотят поведать своему наставнику, — это тоже немалое педагогическое искусство.

Творческую личность может развивать только творческая личность. Педагогическое творчество рассматривается в основном в направлении изучения сущности и специфики педагогического опыта и мастерства социального педагога и педагога дополнительного образования. Сегодня стержневыми направлениями развития педагогической практики являются творческие приемы обучения, обучение творчеству и посредством творчества, что составляет значительный аспект научного познания[31, с.36].

Творческий педагог — это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность [31, с.39]. Функциональная компетентность, функциональная развитость входят в творческую характеристику современного педагога и обозначают осознанное понимание своих социальных и культурных функций в общей системе образования, своих педагогических, сугубо конкретных функций в процессе обучения учеников и владение приемами и методами функциональной культуры, которая обеспечивает успешное взаимодействие педагога с воспитанниками, преподаваемым предметом, коллегами.

Помимо основных качеств, существуют дополнительные признаки педагогического творчества:

  • — осознанное отношение к возникающим педагогическим проблемам;
  • — умение обобщать факты, данные и анализировать их, делать соответствующие выводы для поступательного продвижения вперед;
  • — поиск строго научного обоснования возникшей педагогической проблемы и строгий отбор и подбор методов и средств ее реализации на практике;
  • — способность на личностную ответственность и педагогическое прогнозирование;
  • — понимание единства науки и практики;
  • — умение видеть воплощение ведущих педагогических идей в собственной практике преподавания;
  • — открытость собственного педагогического опыта лучшему и должному в педагогической науке, но способность ограждать свой опыт от того, чтобы в нем нашли себе место любая авантюра, непроверенный, ложный путь обучения, любая, малостоящая новизна;
  • — динамизм и гибкость, помогающие принимать верные и быстрые решения в практике общения с учащимися, в ситуациях непонимания, конфликта, конфронтации;
  • — способность к напряжению собственного внимания и воспитание аналогичного качества в своих учениках;
  • — умение видеть свою роль и роль своего учебного предмета в общеобразовательной и специальной подготовке учащихся;
  • — чутье к злу и сопротивление ему силою;
  • — без идеи самосовершенствования самого педагога, его учеников и в целом процесса обучения любое творчество становится или бессмысленным, или злою силой, лишающей людей радости жизни [31, с.43].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что реализация социально-педагогических условий развития творческих способностей детей младшего школьного возраста способствует формированию творческой личности. Наиболее целенаправленно процесс формирования творческих способностей проходит в учреждениях дополнительного образования. Благодаря работе социальных педагогов и педагогов дополнительного образования, созданию творческой среды, увлеченность ребенка может перерасти в главное дело его последующей жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой