Анализ ресурсных возможностей
Ценность детства — акцентирует внимание на том, что детство — это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру… Читать ещё >
Анализ ресурсных возможностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись кадровые, социальные, информационно-коммуникационные, материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые ресурсы.
При мониторинговом исследовании кадровой обстановки в ДОУ были получены следующие результаты.
Основу педагогического и медицинского персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем работы. В детском саду с педагогами проводится планомерная работа по повышению профессионального уровня, стимулированию инновационной активности. Воспитатели и педагоги — специалисты участвуют в заседаниях педагогического совета ДОУ по актуальным проблемам образовательного процесса, в работе различных объединений на уровне учреждения, округа. Опыт работы педагогов транслируется в ходе конкурсов профессионального мастерства. Ряд педагогов повысил свою квалификацию в рамках прохождения курсов повышения квалификации и тематических курсов. В дошкольном учреждении есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории, педагоги в той или иной мере владеют информационнокомпьютерными технологиями, готовы использовать их в рамках образовательного процесса.
Не соответствие потребности родителей в высококвалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно снижающегося престижа педагогических профессий.
Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров.
Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы.
Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в работе объединений педагогов на различных уровнях, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги.
Изменение штатного расписания в учреждении в сторону сокращения числа высококвалифицированных педагогических кадров.
Отток квалифицированных кадров из-за изменений в системе оплаты труда работников бюджетной сферы, в связи с переходом к новым моделям дошкольного образования.
Социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением микрорайона, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта.
Главная задача в социально-профилактической работе с детьми — это система раннего просвещения о социально опасных заболеваниях, о преимуществах здорового образа жизни. Ранняя профилактика ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка и помощь ему в реализации собственного жизненного предназначения.
Ежегодно педагогическим коллективом учреждения составляются социальные паспорта групп и учреждения в целом. На основании полученных данных разрабатывается план повышения педагогической и валеологической культуры разных категорий родителей, предполагающий проведение различных информационно-просветительских и досуговых мероприятий как дифференцированно, так и в индивидуальном порядке.
Инертность близлежащих учреждений образования, родителей воспитанников, населения микрорайона. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием детей.
Рост числа семей группы риска, детей и подростков с асоциальным поведением.
Отсутствие четкой системы мониторинга качества и эффективности проводимых мероприятий.
Расширение возможностей социального партнерства учреждения (возможность участвовать в конкурсах социальных и культурных проектов разного уровня, с целью привлечения дополнительных средств на совершенствование образовательной среды детского сада).
Связь дошкольного учреждения со средствами массовой информации находится на низком уровне. Недостаточно организована рекламная кампания услуг, предоставляемых детским садом, не часто используются возможности СМИ для транслирования передового педагогического опыта учреждения. Чаще всего реклама ограничивается информацией на родительском собрании или тематических стендах в группах. Из бесед с родителями, детей, поступающих в детский сад, выявлено, что информацию о детском саде они получили в основном от родственников и знакомых, иногда на сайте.
ИКТ (выход в сеть Интернет, получение информации по электронной почте осуществляется не только с компьютеров учреждения, но и с личных компьютеров сотрудников детского сада).
СМИ (деятельность дошкольного учреждения освещалась на телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации, но не часто).
Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению имиджа учреждения среди заинтересованного населения; обеспечит возможность для транслирования передового педагогического опыта сотрудников в области дошкольного образования.
Анализ материально-технических ресурсов дошкольного образовательного учреждения свидетельствует, что создание предметно-развивающей среды и пополнение материально-технического оснащения в учреждении находится на этапе постоянного развития и совершенствования.
Пространственная среда помещений детского сада пополняется в соответствии с требованиями программ, реализуемых в ДОУ.
Развивающая среда в детском учреждении — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. В детском саду к ним относятся природные объекты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда. Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
Наряду с этим существует ряд проблем: перечень и количество оборудования не в полной мере соответствуют требованиям СанПиН и положениям образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Вследствие чего требуется пополнение среды ДОУ современным развивающим оборудованием; совершенствование материально-технического оснащения.
Снижение объемов бюджетного финансирования для совершенствования предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения.
Уставом учреждения предусмотрены платные дополнительные образовательные услуги по всем направлениям образовательного процесса, возможности открытия на базе ДОУ новых форм дошкольного образования.
Требует доработки нормативно-правовая база финансово-экономической деятельности учреждения (пополнение нормативно-правового сопровождения финансово-экономической деятельности, подготовка нормативно-правового обеспечения перехода учреждения на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, разработка локальных актов, форм отчетной документации).
Нет четкой структуры, регламентирующее получение и расходование поступлений от платных дополнительных образовательных услуг.
Нестабильность финансово-экономической системы учреждения в связи с переходом на новую систему оплаты труда работникам бюджетной сферы.
Возможные риски реализации программы развития учреждения на 2012 — 2016 года:
- 1. Группа рисков, связанная с неверным выбором приоритетов развития детского сада.
- 2. Группа рисков, связанная с изменением государственной политики в области образования (прекращение отраслевых проектов и программ, изменение целевых установок).
- 3. Группа рисков, связанная с недостатками в управлении программой (изменение штатного расписания, изменение политики государства в отношении государственно-общественных форм управления образовательным учреждением)
- 4. Группа рисков, связанная с формальностью реализации задач программы (неготовность сотрудников к работе в инновационном режиме, недостатки учета результатов мониторинговых исследований, формализм при реализации программных задач, организации мероприятий в рамках программы).
Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения и определить целостную концептуальную модель будущего дошкольного учреждения.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.
В этой связи перед практическими работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами в здоровье.
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Ценность здоровья — требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к здоровому образу жизни, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.
Ценность развития — направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства — акцентирует внимание на том, что детство — это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества — предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.
Целевые установки:
- ? реализация комплексной образовательной программы, обеспечивающей равные стартовые возможности для всех детей раннего и дошкольного возраста, в общеразвивающих группах;
- ? создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей (комплексный мониторинг, ведение индивидуальных паспортов и маршрутов развития и здоровья ребёнка, ведение портфолио дошкольника);
- ? максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в новых формах дошкольного образования; расширение перечня дополнительных услуг за счет наиболее полного учета оздоровительно-образовательного потенциала социума;
- ? достижение высокого качества образовательных услуг за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности сотрудников, укрепление межведомственных связей учреждения, подведение образовательного процесса под научные основы, совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды, модернизация нормативно-правовой базы организации образовательного процесса в режиме развития).
Миссия дошкольного учреждения — реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития, как основы их успешного обучения в школе.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
- ? эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
- ? обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
- ? личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;
- ? расширение участия коллектива, родительского актива в разработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
- ? обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;
- ? четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
- ? усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса;
- ? принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» — возможность самостоятельного поведения;
- ? высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям микрорайона.