Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ формирования лСксичСской стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρƒ дошкольников с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ характСризуСтся Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ формирования Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ всСх ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ систСмы: фонСтичСской, фонСматичСской ΠΈ Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎ-грамматичСской. ВрСмя появлСния ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… слов Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Ρ ΠžΠΠ ) Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠ³ΠΎ отличия ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹. Однако сроки, Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ ΠΈΡ… Π² Π΄Π²ΡƒΡ…словноС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ формирования лСксичСской стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρƒ дошкольников с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ характСризуСтся Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ формирования Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ всСх ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ систСмы: фонСтичСской, фонСматичСской ΠΈ Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎ-грамматичСской. ВрСмя появлСния ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… слов Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Ρ ΠžΠΠ ) Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠ³ΠΎ отличия ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹. Однако сроки, Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ ΠΈΡ… Π² Π΄Π²ΡƒΡ…словноС Π°ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, сугубо ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹. ПолноС отсутствиС Ρ„Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ мСсто ΠΈ Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ 2−3 Π»Π΅Ρ‚, ΠΈ Π² 4−6 Π»Π΅Ρ‚. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ соврСмСнных Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π±Π΅ΡΠΏΠΎΠΊΠΎΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ 2−2,5 Π»Π΅Ρ‚, Π° Π½Π΅ 4−5, ΠΊΠ°ΠΊ это Π±Ρ‹Π»ΠΎ совсСм Π½Π΅Π΄Π°Π²Π½ΠΎ [26].

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ лСксикон Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ:

  • 1. нСсколько ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ произносимых слов Π² 1−2 слога (состоящих ΠΈΠ· Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ);
  • 2. ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ слова Π² 1−2 слога, Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π² 3 слога;
  • 3. слова-звукоподраТания (Ρ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΠ»ΠΈΠΊΠ°Ρ‚);
  • 4. слова-Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ названия ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…;
  • 5. ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ произносимыС слова Π½Π΅ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.
  • 6. слова-Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ названия дСйствий (Π½Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 1−3), ΠΌΠΎΠ΄Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² [10].

Π£ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ слова Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠΈΠ³Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎ Π½Π΅Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ развития ΠΈΡ… Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. НСзависимо ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π½Π°Ρ‡Π°Π» Π»ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ слова Ρ†Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ части ΠΈΡ…, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡΠΌ понимания ΠΈΠΌΠΈ Ρ‡ΡƒΠΆΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π£ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ понимания Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ (импрСссивная Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ) Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ довольно большой словарный запас ΠΈ Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ слов. О Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ говорят, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΎΠ½ Π²ΡΠ΅-всС ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚, Π²ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚. Однако логопСдичСскоС обслСдованиС всСгда выявит нСдостатки ΠΈΡ… ΠΈΠΌΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ [16].

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ словСсном ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅. ΠŸΡ€ΠΈ появлСнии Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ подраТания рСпродукция слов осущСствляСтся Π½Π΅ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… прСимущСствСнного воспроизвСдСния просодии Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ слова, ΠΊΠ°ΠΊ это Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠ΄Π°Ρ€Π½ΠΎΠΉ части [5].

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠžΠΠ  ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ различия Π² Ρ„изичСских характСристиках элСмСнтов языка, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ значСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎ-грамматичСских Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°Ρ… языка, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ возмоТности ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ для творчСского использования конструктивных элСмСнтов Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ построСния Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ высказывания [10].

Одной ΠΈΠ· Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… особСнностСй Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  являСтся Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, расхоТдСниС Π² ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌΠ΅ пассивного ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ словаря. Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΈ с ΠžΠΠ  ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… слов; ΠΎΠ±ΡŠΡ‘ΠΌ пассивного словаря Π±Π»ΠΈΠ·ΠΎΠΊ ΠΊ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ [5].

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ словаря Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  являСтся Π½Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ употрСблСния слов, которая выраТаСтся Π² Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… парафазиях. Π’ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… случаях Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΡŽΡ‚ слова Π² ΠΈΠ·Π»ΠΈΡˆΠ½Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… — проявляСтся слишком ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ значСния слова. Иногда Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠžΠΠ  ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ слово лишь Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ слов носит ситуативный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ [10].

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ многочислСнных Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ„Π°Π·ΠΈΠΉ Ρƒ ΡΡ‚ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ распространёнными ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ слов, относящиСся ΠΊ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ сСмантичСскому слову.

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ слов, входящих Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ понятиС (лось — олСнь, Ρ‚ΠΈΠ³Ρ€ — Π»Π΅Π², оса — ΠΏΡ‡Π΅Π»Π°, Ρ‚Ρ‹ΠΊΠ²Π° — дыня, Π»ΠΈΠΌΠΎΠ½ — апСльсин, вСсна — осСнь, рСсницы — Π±Ρ€ΠΎΠ²ΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€.).

Π—Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ»Π°Π³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ сущСствСнных ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ², Π½Π΅ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ качСства ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ².

Распространёнными, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹: высокий — Π΄Π»ΠΈΠ½Π½Ρ‹ΠΉ, ΠΏΡƒΡˆΠΈΡΡ‚Ρ‹ΠΉ — мягкий, ΡƒΠ·ΠΊΠΈΠΉ — Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠΉ — малСнький ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π—Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ»Π°Π³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ·-Π·Π° нСдиффСрСнцированности ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, высоты, ΡˆΠΈΡ€ΠΈΠ½Ρ‹, Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‰ΠΈΠ½Ρ‹ [16].

Π’ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Π°Ρ… Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ² ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ дСйствия, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ€ΡΠ΄Π΅ случаСв ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ² Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ, Π½Π΅Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ значСния (ΠΏΠΎΠ»Π·Ρ‘Ρ‚ — ΠΈΠ΄Ρ‘Ρ‚, Π²ΠΎΡ€ΠΊΡƒΠ΅Ρ‚ — ΠΏΠΎΡ‘Ρ‚, Ρ‡ΠΈΡ€ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ — ΠΏΠΎΡ‘Ρ‚).

Наряду со ΡΠΌΠ΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ слов ΠΏΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ слов Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… сСмантичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²:

  • 1. смСшСния слов Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ сходства ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ назначСния: миска — Ρ‚Π°Ρ€Π΅Π»ΠΊΠ°, ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠ° — стакан, Π»Π΅ΠΊΠ° — Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΈΠΊ, ΠΌΠ΅Ρ‚Π»Π° — Ρ‰Ρ‘Ρ‚ΠΊΠ°.
  • 2. Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ слов, ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹, внСшнС сходныС: сарафан — Ρ„Π°Ρ€Ρ‚ΡƒΠΊ, Ρ„ΠΎΠ½Ρ‚Π°Π½ — Π΄ΡƒΡˆ, ΠΌΠ°ΠΉΠΊΠ° — Ρ€ΡƒΠ±Π°ΡˆΠΊΠ°.
  • 3. Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ слов, ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‘Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ситуации: ΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΠΊ — Π»Ρ‘Π΄, вСшалка — ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ‚ΠΎ.
  • 4. смСшСния слов, ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… части ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅: Π²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊ — ΠΏΠ»Π°Ρ‚ΡŒΠ΅, ΠΏΠ°Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ· — ΠΏΠΎΠ΅Π·Π΄, ΠΊΡƒΠ·ΠΎΠ² — машина, Π»ΠΎΠΊΠΎΡ‚ΡŒ — Ρ€ΡƒΠΊΠ°, ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠΊΠΎΠ½Π½ΠΈΠΊ — ΠΎΠΊΠ½ΠΎ.
  • 5. Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Π° ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… понятий словами ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ значСния: ΠΎΠ±ΡƒΠ²ΡŒ — Π±ΠΎΡ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ, Ρ†Π²Π΅Ρ‚Ρ‹ — Ρ€ΠΎΠΌΠ°ΡˆΠΊΠΈ, посуда — Ρ‚Π°Ρ€Π΅Π»ΠΊΠΈ, ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ΄Π° — ΠΊΠΎΡ„Ρ‚Ρ‹.
  • 6. использованиС словосочСтаний Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ поиска слова: ΠΊΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ — Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΠ»ΠΈΡ‚Π° — Π³Π°Π· Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚, юла — ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ° крутится, Ρ‰Ρ‘Ρ‚ΠΊΠ° — Π·ΡƒΠ±Ρ‹ Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ [5].

ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ — Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ слоТныС Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ расстройства, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ всСх ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ систСмы, относящихся ΠΊ Π΅Π΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ сторонС, ΠΏΡ€ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ слухС ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π΅.

Π’ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ тСорСтичСскоС обоснованиС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ нСдоразвития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ сформулировано Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ многоаспСктных исслСдований Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π . Π•. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€. Π² 50−60 Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ… 20 Π²Π΅ΠΊΠ°. ΠžΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ стали Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ развития, ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ иСрархичСского строСния Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ.

Π›Π΅Π²ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π . Π•. Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π° пСриодизация проявлСний ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ нСдоразвития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ отсутствия Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… срСдств общСния Π΄ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ с ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΠ½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-фонСматичСского ΠΈ Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎ-грамматичСского нСдоразвития. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π’. Π‘. Π€ΠΈΠ»ΠΈΡ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ описан 4 ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ОНР, ΠΊΠ°ΠΊ остаточныС явлСния Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ нСдоразвития.

Рассматривая вопрос понимания грамматичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ уровня ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ: ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ характСризуСтся Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ грамматичСскиС элСмСнты слов Π½Π΅ Π½Π΅ΡΡƒΡ‚ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹. Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ характСризуСтся Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ наряду с ΠΎΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π½Π° Π½Π΅ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ для ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ понимания Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… условиях Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСскоС ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ слова ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ смысла. Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ характСризуСтся Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ имССтся Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ΅ ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ осознанноС Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… грамматичСских Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, отмСчаСтся Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π² Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ достаточно ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ прСдставлСны особСнности Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ , Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° формирования лСксики Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  нСдостаточно ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ освСщСна.

ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ — Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ полиэтиологичСский. Он ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ патология, ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ слСдствиС Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ алалия, дизартрия, ринолалия ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π‘Π°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, ΠΈΠ»ΠΈ чистым (СдинствСнным), Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ считаСтся, Ссли нСсформированными Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ„онСматичСскоС восприятиС, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ словарный запас ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСский строй языка. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ нСдоразвития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ:

  • 1. ΠΠ΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ условия формирования Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ (Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚ общСния со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ няни, говорящСй Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ языкС, ΠΏΡ€ΠΎΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ с Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΠΌΠΈ родитСлями ΠΈ Ρ‚. Π΄.).
  • 2. ΠΠ΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ общСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π΄ΠΎΠΌΠΎΠ² Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, дСтских Π΄ΠΎΠΌΠΎΠ².
  • 3. Π‘ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΠ·ΠΌ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π² Π΄Π΅Ρ‚ском саду с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ говорят Π½Π° Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌ языкС, Π° Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ — Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ.
  • 4. НСблагоприятныС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ условия, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… воспитываСтся Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ.

Π’ ΡΡ‚ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ нСдоразвития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ биологичСского, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. К Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ относят: ΠΈΠ½Ρ„Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ интоксикации ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ бСрСмСнности, Π½Π΅ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΡ€ΠΎΠ²ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π° ΠΏΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΡ-Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ принадлСТности, патология Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°, ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ заболСвания ЦНБ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π΄Ρ€.

ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ ОНР ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ обусловлСно нСблагоприятными условиями воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ связано с ΠΏΡΠΈΡ…ичСской Π΄Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π² ΡΠ΅Π½Π·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π’ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… случаях ОНР являСтся слСдствиСм комплСксного воздСйствия Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, наслСдствСнной прСдрасполоТСнности, органичСской нСдостаточности ЦНБ (ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ), нСблагоприятного ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ окруТСния.

НаиболСС слоТным ΠΈ ΡΡ‚ΠΎΠΉΠΊΠΈΠΌ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠΌ являСтся ОНР, обусловлСнноС Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠΌ органичСским ΠΏΠΎΡ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ ОНР ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ асфиксия, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ½ΠΎΠ΅ Π΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ физиологичСскиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹.

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠžΠΠ  Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ спонтанно ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΠ½Ρ‚огСнСтичСский ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, свойствСнный Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ дСтям, трСбуСтся Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ воздСйствиС [26].

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ языку — явлСниС слоТноС ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ словаря Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠžΠΠ  являСтся Π½Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ употрСблСния слов, которая выраТаСтся Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… случаях Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΡŽΡ‚ слова Π² ΠΈΠ·Π»ΠΈΡˆΠ½Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… — проявляСтся слишком ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ значСния слова. Иногда Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠžΠΠ  ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ слово лишь Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ слов носит ситуативный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ стороной Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ являСтся лСксичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ