Наглядное моделирование как эффективное средство развития связной речи
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине рекомендуется прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета… Читать ещё >
Наглядное моделирование как эффективное средство развития связной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.
Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые. Так, В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования используется для формирования навыка составления описательных и повествовательных текстов с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана.
В.П.Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предложил систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова систематизировали приемы работы по развитию и совершенствованию связной речи детей с нарушениями с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными, или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в каждом конкретном случае (5, 82). По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами их моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, часто принимая участие в их создании (16, 74). Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются практические действия.
Использование метода наглядного моделирования дает возможность:
- · самостоятельного анализа ситуации или объекта;
- · развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- · пересказ;
- · составление рассказов по картине и серии картин;
- · описательный рассказ;
- · творческий рассказ.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- — геометрические фигуры;
- — символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- — планы и условные обозначения, используемые в них;
- — контрастная рамка — прием фрагментарного рассказывания и многие другие (27, 12).
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, например: зеленый треугольник — елочка, красный круг — яблоко, голубой овал — озеро. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта, например, злой — колючка, добрый — солнышко, грустный — капелька. При этом, заместители становятся уже не цветными, так как цвет отвлекает от самого символа. Моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов, квадратов.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам. В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
- 1. предметные картинки;
- 2. силуэтные изображения;
- 3. геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, который повышает интерес детей к данному виду деятельности, позволяет добиться значительных результатов в развитии связной речи дошкольников (67, 23). А самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.
Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. В начале пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
- 1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
- 2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
- 3. передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа «Репка», «Колобок» и т. п. (Приложение 2).
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.
Пиктограммма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде (85,149).
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т. д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть».
При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д.; со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение (Приложение 3).
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа и последствия ее, то есть конец рассказа (30, 18). На практике «рассказы», самостоятельно составленные детьми, — это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
- 1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- 2. определение взаимосвязи между ними;
- 3. объединение фрагментов в единый сюжет.
В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки — фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин (Приложение 4).
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы — ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составляется рассказ с учетом этих изменений. Например, модель сказки «Маша и медведь» (Приложение 5).
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи — живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку (16, 75). В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- 1. выделение значимых объектов картины;
- 2. рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- 3. определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- 4. объединение мини-рассказов в единый сюжет. Примерная схема показана в Приложении 6.
" Оживлялки" легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине рекомендуется прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание (93,44). Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
- 1. угадывание эпизода по демонстрации действия;
- 2. рассказывание по демонстрации действия взрослым.
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
- 1. ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
- 2. взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
- 3. конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
- 4. ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа — геометрические фигуры;
- 5. ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.). Взрослый задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя — прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами (76, 62). На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом. Например, как показано в Приложении 7.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется взрослым, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком — осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
- 1. пересказ — слушание текста — составление модели — пересказ текста по модели;
- 2. творческий рассказ — составление модели рассказа — рассказ по модели.
Параллельно с работой по наглядному моделированию, необходимо проводить речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Таким образом, моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными, или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в каждом конкретном случае. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.
Использование наглядного моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются: умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли; умение пересказывать небольшие произведения; совершенствование диалогической речи; умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; умение описывать предмет, картину; умение драматизировать небольшие сказки; воспитывать желание говорить как взрослый. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.