Экспериментальное изучение навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Выявление особенностей навыков самообслуживания: гигиенический навык, навык приема пищи, навык опрятности, навык одевания и раздевания, у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями и без нарушений слуха. Не использует полотенце после умывания, либо использует полотенце после умывания только после напоминания воспитателя. Движения рук неточные, вытирает руки и лицо недостаточно тщательно… Читать ещё >
Экспериментальное изучение навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и методика констатирующего эксперимента
Эмпирическое исследование было организовано на базе ГБОУ «ОЦ на проспекте Вернадского» СП № 2 города Москвы. Для экспериментальной работы были отобраны дети младшего дошкольного возраста в количестве 8 человек, имеющие нарушения слуха. Возрастной диапазон составил от 2,6 до 3,1 лет. Общая характеристика выборки представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Характеристика детей экспериментальной группы.
№. | Имя ребенка. | Возраст. | Состояние слуха. | Состояние речи. | Состояние интеллекта. | |
1. | Вера Т. | 3 г. 1мес. | двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, пограничная с глухотой (имплантирована). | слова, короткие фразы. | первично сохранен. | |
2. | Костя Ф. | 2 г. 7мес. | двусторонняя сенсоневральная глухота. | отсутствует. | первично сохранен. | |
3. | Андрей Д. | 3 г. 4мес. | двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-III степени. | отдельные слова и короткие фразы. | первично сохранен. | |
4. | Шамиль Е. | 3 г. | двусторонняя сенсоневральная тугоухость III — IV степени. | повторяет слова за педагогом, соотнесенный лепет,. | первично сохранен. | |
самостоятельной речи нет. | ||||||
5. | Аня М. | 2 г. 9мес. | двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. | повторяет слова за педагогом, соотнесенный лепет, самостоятельной речи нет. | первично сохранен. | |
6. | Ваня К. | 2 г. 6мес. | двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. | отдельные слова, соотнесенный лепет. | первично сохранен. | |
7. | Дима П. | 2 г.11мес. | двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-III степени. | отдельные слова, соотнесенный лепет. | первично сохранен. | |
8. | Миша П. | 2 г. 10мес. | двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-III степени. | отдельные слова, соотнесенный лепет. | первично сохранен. | |
Для выявления характерных особенностей формирования навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха, нами была отобрана группа детей младшего дошкольного возраста с нормальным слухом в количестве 8 человек, возрастной диапазон которых был от 2,7 до 3,3 лет (сравнительная группа).
Цель констатирующего эксперимента — выявление сформированности навыков самообслуживания.
Задача экспериментального исследования:
- 1. Разработка методики констатирующего эксперимента, позволяющего выявить особенности сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
- 2. Выявление особенностей навыков самообслуживания: гигиенический навык, навык приема пищи, навык опрятности, навык одевания и раздевания, у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями и без нарушений слуха.
Для определения для выявления уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха, мною была использована структура навыков самообслуживания, описанная в теоретической части исследования, состоящая из четырёх структурных компонентов, так как данная структура наиболее полно и точно определяет навыки самообслуживания.
По каждому структурному компоненту были подобраны диагностические методики, позволяющие судить об уровне сформированности каждого показателя.
Таблица 3.
Показатели и методы изучения сформированности навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.
Структурный компонент навыка самообслуживания. | Показатели. | Методы изучения. | |
1. Гигиенический навык. |
| Наблюдение за ребёнком, беседа с родителями и воспитателями, индивидуальный эксперимент. | |
2. Навык приёма пищи. |
| Наблюдение за ребёнком, беседа с родителями и воспитателями, индивидуальный эксперимент. | |
3. Навык опрятности. | — умение навести порядок в игровой зоне; оставлять в чистоте и порядке игровое место; видеть непорядки и исправлять их. | Наблюдение за ребёнком, беседа с родителями и воспитателями, индивидуальный эксперимент. | |
4. Навык раздевания/одевания. |
| Наблюдение за ребёнком, беседа с родителями и воспитателями, индивидуальный эксперимент. | |
С целью выявления уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха мною были разработаны вопросы для беседы с родителями и воспитателями, а также параметры наблюдения за ребёнком. Подробнее остановимся на описании параметров для выявления уровня сформированности навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха по структурным компонентам.
Гигиенический навык.
- — Мытье рук
- 1. Не использует мыло при мытье рук, либо при мытье рук использует мыло только после напоминания воспитателя. Движения неточные, мыло часто выпадает.
- 2. При мытье рук использует мыло без напоминания, но часто не справляется с намыливанием рук.
- 3. При мытье рук использует мыло без напоминания, успешно справляется с намыливанием рук, лица.
- — Использование полотенца после умывания
- 1. Не использует полотенце после умывания, либо использует полотенце после умывания только после напоминания воспитателя. Движения рук неточные, вытирает руки и лицо недостаточно тщательно.
- 2. После умывания использует полотенце самостоятельно, но движения рук неточные, руки и лицо вытираются недостаточно тщательно.
- 3. После умывания использует всегда полотенце, движения точные, лицо и руки вытираются тщательно.
- — Умение пользоваться носовым платком
- 1. Не использует носовой платок по назначению.
- 2. Использует носовой платок по назначению, движения не точные.
- 3. Использует носовой платок по назначению, движения правильные.
- — Уход за волосами
- 1 .Не использует расчёску по назначению, либо использует расчёску по назначению, движения хаотичные, волосы путаются.
- 2 .Использует расчёску по назначению, расчёсывает волосы, не умеет расчёсывать запутанные волосы.
- 3 .Использует расчёску по назначению, движения правильные, затруднений расчёсывание не вызывает.
- — Пользование туалетом
- 1. Не пользуется туалетом при необходимости, нуждается в контроле и напоминание взрослого.
- 2. Пользуется туалетной комнатой, но иногда нуждается в напоминании.
- 3. Самостоятельно при необходимости без напоминания пользуется туалетом.
Навык приёма пищи.
- — Умение пользоваться столовыми приборами
- 1 .Совсем не умеет есть ложкой. Подносит ложку ко рту, когда вы помогаете ему физически. Подносит ложку ко рту после того, как вы наполнили ее и помогли пронести ее часть пути до рта.
- 2 .Доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как вы наполнили ее и помогли пронести часть пути до рта. Сам доносит ложку до рта, после того как вы наполнили ее; опускает ложку обратно в тарелку.
- 3 .Ест сам; вы только помогаете ему наполнить ложку. Самостоятельно ест ложкой мягкую пищу (размятый картофель, овсяная каша, кабачок и пр.), суп.
- — Пользование салфеткой
- 1. Не использует салфетку после еды, либо использует салфетку после напоминания воспитателя. Движения рук не точные, рот (лицо) вытирает недостаточно тщательно.
- 2. После еды использует салфетку самостоятельно, но движения рук неточные, руки и рот (лицо) вытирает недостаточно тщательно.
- 3. Использует салфетку после еды, движения точные, рот (лицо) и руки вытирает тщательно.
- — Умение есть с закрытым ртом, тихо, бесшумно, тщательно пережёвывая пищу
- 1. Не умеет во время приема пищи есть тихо, пищу пережевывает, но при этом открывает рот.
- 2. Во время приема пищи ребенок тихо сидит за столом, но при пережевывании открывает рот.
- 3. Ест сам тихо, аккуратно, хорошо пережевывая пищу.
- — Умение есть аккуратно, не крошить
- 1. Не умеет, есть аккуратно, не следит за частотой у себя за столом.
- 2. Старается, есть, аккуратно следит за частотой у себя за столом.
- 3. Принимает пищу аккуратно, не крошит и следит за частотой у себя за столом.
- — Умение не мешать товарищам за столом
- 1. Не умеет вести себя вертится и мешает своим товарищам за столом.
- 2. Сидя за столом, отвлекается на посторонние предметы, но не товарища не отвлекает.
- 3. Умеет правильно вести себя за столом и не смещает своим товарищам.
- — Умение благодарить после еды
- 1. Не благодарит взрослого.
- 2. По напоминанию взрослого помнит, что необходимо сказать после приема пищи.
- 3. Не забывает после приема пищи по благодарить взрослого.
Навык опрятности.
- — Умение навести порядок в игровой зоне
- 1. Не стремиться наводить порядок в игровой зоне. При напоминании взрослого убрать игрушки не проявляет желания их убрать.
- 2. Наводит порядок по напоминанию взрослого убирать игрушки, но не доводит дело до конца.
- 3. Убирает игрушки в игровой зоне, по напоминанию взрослого.
- — Оставлять в чистоте и порядке игровое место
- 1. Не оставляет в порядке игровое место, переходит из одного в другое игровое место оставляя после себя бардак.
- 2. После игры по напоминанию взрослого оставляет порядок в игровой зоне.
- 3. Оставляет в чистоте и порядке игровое место.
- — Видеть непорядки и исправлять их
Навык одевания и раздевания.
- — умение надевать и снимать нижнее бельё;
- 1. Не умеет надевать и снимать нижнее бельё самостоятельно, ждет помощи взрослого.
- 2 Старается снять с себя нижнее бельё, но нуждается в помощи взрослого. При надевании не соблюдает последовательность, без помощи взрослого не может надеть правильно.
- 3 Сам стремиться проявлять самостоятельность при одевании и раздевании.
- — умение надевать и застёгивать брюки, рубашки, кофты.
- 1 .Не умеет надевать и снимать брюки, рубашки, кофты самостоятельно, ждет помощи взрослого.
- 2 Старается снять с себя одежду, но нуждается в помощи взрослого. При надевании знает, но не соблюдает последовательность, без помощи взрослого не может надеть правильно.
- 3 Сам стремиться проявлять самостоятельность при одевании и раздевании.
- — умение надевать обувь
- 1 Не умеет надевать и снимать обувь самостоятельно, ждет помощи взрослого при надевании (снимании обуви), застёгивании обуви.
- 2 Старается надеть или снять обувь, но нуждается в помощи взрослого при надевании обуви (снимании), застёгивании.
- 3 Самостоятельно может не только надеть или снять обувь, но и застегнуть.
Кроме указанных параметров для наблюдения, нами были разработаны анкеты для воспитателей и родителей, содержащие следующие вопросы:
- 1. Умеет ли ребёнок самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо?
- 2. Правильно ли использует мыло?
- 3. Умеет ли использовать полотенце после умывания?
- 4. Моет ли ребёнок руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом?
- 5. Умеет ли правильно держать ложку?
- 6. Пользуется салфетками во время еды?
- 7. Выходит из-за стола, не окончив еды?
- 8. Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться в установленной последовательности или использует помощь взрослого?
- 9. Следит за своим внешним видом?
- 10. Умеет ли ребёнок самостоятельно одеваться/раздеваться? Какие трудности возникают у ребенка когда он одевается?