Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экспериментальное изучение навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявление особенностей навыков самообслуживания: гигиенический навык, навык приема пищи, навык опрятности, навык одевания и раздевания, у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями и без нарушений слуха. Не использует полотенце после умывания, либо использует полотенце после умывания только после напоминания воспитателя. Движения рук неточные, вытирает руки и лицо недостаточно тщательно… Читать ещё >

Экспериментальное изучение навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методика констатирующего эксперимента

Эмпирическое исследование было организовано на базе ГБОУ «ОЦ на проспекте Вернадского» СП № 2 города Москвы. Для экспериментальной работы были отобраны дети младшего дошкольного возраста в количестве 8 человек, имеющие нарушения слуха. Возрастной диапазон составил от 2,6 до 3,1 лет. Общая характеристика выборки представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Характеристика детей экспериментальной группы.

№.

Имя ребенка.

Возраст.

Состояние слуха.

Состояние речи.

Состояние интеллекта.

1.

Вера Т.

3 г. 1мес.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, пограничная с глухотой (имплантирована).

слова, короткие фразы.

первично сохранен.

2.

Костя Ф.

2 г. 7мес.

двусторонняя сенсоневральная глухота.

отсутствует.

первично сохранен.

3.

Андрей Д.

3 г. 4мес.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-III степени.

отдельные слова и короткие фразы.

первично сохранен.

4.

Шамиль Е.

3 г.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость III — IV степени.

повторяет слова за педагогом, соотнесенный лепет,.

первично сохранен.

самостоятельной речи нет.

5.

Аня М.

2 г. 9мес.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени.

повторяет слова за педагогом, соотнесенный лепет, самостоятельной речи нет.

первично сохранен.

6.

Ваня К.

2 г. 6мес.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени.

отдельные слова, соотнесенный лепет.

первично сохранен.

7.

Дима П.

2 г.11мес.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-III степени.

отдельные слова, соотнесенный лепет.

первично сохранен.

8.

Миша П.

2 г. 10мес.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-III степени.

отдельные слова, соотнесенный лепет.

первично сохранен.

Для выявления характерных особенностей формирования навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха, нами была отобрана группа детей младшего дошкольного возраста с нормальным слухом в количестве 8 человек, возрастной диапазон которых был от 2,7 до 3,3 лет (сравнительная группа).

Цель констатирующего эксперимента — выявление сформированности навыков самообслуживания.

Задача экспериментального исследования:

  • 1. Разработка методики констатирующего эксперимента, позволяющего выявить особенности сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
  • 2. Выявление особенностей навыков самообслуживания: гигиенический навык, навык приема пищи, навык опрятности, навык одевания и раздевания, у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями и без нарушений слуха.

Для определения для выявления уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха, мною была использована структура навыков самообслуживания, описанная в теоретической части исследования, состоящая из четырёх структурных компонентов, так как данная структура наиболее полно и точно определяет навыки самообслуживания.

По каждому структурному компоненту были подобраны диагностические методики, позволяющие судить об уровне сформированности каждого показателя.

Таблица 3.

Показатели и методы изучения сформированности навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.

Структурный компонент навыка самообслуживания.

Показатели.

Методы изучения.

1. Гигиенический навык.

  • — мытье рук;
  • — умение пользоваться носовым платком;
  • — уход за волосами;
  • — умение культурно пользоваться туалетом.

Наблюдение за ребёнком, беседа с родителями и воспитателями, индивидуальный эксперимент.

2. Навык приёма пищи.

  • — умение правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • — есть аккуратно, не крошить и не мешать товарищу;
  • — умение благодарить.

Наблюдение за ребёнком, беседа с родителями и воспитателями, индивидуальный эксперимент.

3. Навык опрятности.

— умение навести порядок в игровой зоне;

оставлять в чистоте и порядке игровое место;

видеть непорядки и исправлять их.

Наблюдение за ребёнком, беседа с родителями и воспитателями, индивидуальный эксперимент.

4. Навык раздевания/одевания.

  • — умение надевать и снимать нижнее бельё;
  • — умение надевать и застёгивать брюки, рубашки, кофты;
  • — умение надевать обувь.

Наблюдение за ребёнком, беседа с родителями и воспитателями, индивидуальный эксперимент.

С целью выявления уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха мною были разработаны вопросы для беседы с родителями и воспитателями, а также параметры наблюдения за ребёнком. Подробнее остановимся на описании параметров для выявления уровня сформированности навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха по структурным компонентам.

Гигиенический навык.

  • — Мытье рук
  • 1. Не использует мыло при мытье рук, либо при мытье рук использует мыло только после напоминания воспитателя. Движения неточные, мыло часто выпадает.
  • 2. При мытье рук использует мыло без напоминания, но часто не справляется с намыливанием рук.
  • 3. При мытье рук использует мыло без напоминания, успешно справляется с намыливанием рук, лица.
  • — Использование полотенца после умывания
  • 1. Не использует полотенце после умывания, либо использует полотенце после умывания только после напоминания воспитателя. Движения рук неточные, вытирает руки и лицо недостаточно тщательно.
  • 2. После умывания использует полотенце самостоятельно, но движения рук неточные, руки и лицо вытираются недостаточно тщательно.
  • 3. После умывания использует всегда полотенце, движения точные, лицо и руки вытираются тщательно.
  • — Умение пользоваться носовым платком
  • 1. Не использует носовой платок по назначению.
  • 2. Использует носовой платок по назначению, движения не точные.
  • 3. Использует носовой платок по назначению, движения правильные.
  • — Уход за волосами
  • 1 .Не использует расчёску по назначению, либо использует расчёску по назначению, движения хаотичные, волосы путаются.
  • 2 .Использует расчёску по назначению, расчёсывает волосы, не умеет расчёсывать запутанные волосы.
  • 3 .Использует расчёску по назначению, движения правильные, затруднений расчёсывание не вызывает.
  • — Пользование туалетом
  • 1. Не пользуется туалетом при необходимости, нуждается в контроле и напоминание взрослого.
  • 2. Пользуется туалетной комнатой, но иногда нуждается в напоминании.
  • 3. Самостоятельно при необходимости без напоминания пользуется туалетом.

Навык приёма пищи.

  • — Умение пользоваться столовыми приборами
  • 1 .Совсем не умеет есть ложкой. Подносит ложку ко рту, когда вы помогаете ему физически. Подносит ложку ко рту после того, как вы наполнили ее и помогли пронести ее часть пути до рта.
  • 2 .Доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как вы наполнили ее и помогли пронести часть пути до рта. Сам доносит ложку до рта, после того как вы наполнили ее; опускает ложку обратно в тарелку.
  • 3 .Ест сам; вы только помогаете ему наполнить ложку. Самостоятельно ест ложкой мягкую пищу (размятый картофель, овсяная каша, кабачок и пр.), суп.
  • — Пользование салфеткой
  • 1. Не использует салфетку после еды, либо использует салфетку после напоминания воспитателя. Движения рук не точные, рот (лицо) вытирает недостаточно тщательно.
  • 2. После еды использует салфетку самостоятельно, но движения рук неточные, руки и рот (лицо) вытирает недостаточно тщательно.
  • 3. Использует салфетку после еды, движения точные, рот (лицо) и руки вытирает тщательно.
  • — Умение есть с закрытым ртом, тихо, бесшумно, тщательно пережёвывая пищу
  • 1. Не умеет во время приема пищи есть тихо, пищу пережевывает, но при этом открывает рот.
  • 2. Во время приема пищи ребенок тихо сидит за столом, но при пережевывании открывает рот.
  • 3. Ест сам тихо, аккуратно, хорошо пережевывая пищу.
  • — Умение есть аккуратно, не крошить
  • 1. Не умеет, есть аккуратно, не следит за частотой у себя за столом.
  • 2. Старается, есть, аккуратно следит за частотой у себя за столом.
  • 3. Принимает пищу аккуратно, не крошит и следит за частотой у себя за столом.
  • — Умение не мешать товарищам за столом
  • 1. Не умеет вести себя вертится и мешает своим товарищам за столом.
  • 2. Сидя за столом, отвлекается на посторонние предметы, но не товарища не отвлекает.
  • 3. Умеет правильно вести себя за столом и не смещает своим товарищам.
  • — Умение благодарить после еды
  • 1. Не благодарит взрослого.
  • 2. По напоминанию взрослого помнит, что необходимо сказать после приема пищи.
  • 3. Не забывает после приема пищи по благодарить взрослого.

Навык опрятности.

  • — Умение навести порядок в игровой зоне
  • 1. Не стремиться наводить порядок в игровой зоне. При напоминании взрослого убрать игрушки не проявляет желания их убрать.
  • 2. Наводит порядок по напоминанию взрослого убирать игрушки, но не доводит дело до конца.
  • 3. Убирает игрушки в игровой зоне, по напоминанию взрослого.
  • — Оставлять в чистоте и порядке игровое место
  • 1. Не оставляет в порядке игровое место, переходит из одного в другое игровое место оставляя после себя бардак.
  • 2. После игры по напоминанию взрослого оставляет порядок в игровой зоне.
  • 3. Оставляет в чистоте и порядке игровое место.
  • — Видеть непорядки и исправлять их

Навык одевания и раздевания.

  • — умение надевать и снимать нижнее бельё;
  • 1. Не умеет надевать и снимать нижнее бельё самостоятельно, ждет помощи взрослого.
  • 2 Старается снять с себя нижнее бельё, но нуждается в помощи взрослого. При надевании не соблюдает последовательность, без помощи взрослого не может надеть правильно.
  • 3 Сам стремиться проявлять самостоятельность при одевании и раздевании.
  • — умение надевать и застёгивать брюки, рубашки, кофты.
  • 1 .Не умеет надевать и снимать брюки, рубашки, кофты самостоятельно, ждет помощи взрослого.
  • 2 Старается снять с себя одежду, но нуждается в помощи взрослого. При надевании знает, но не соблюдает последовательность, без помощи взрослого не может надеть правильно.
  • 3 Сам стремиться проявлять самостоятельность при одевании и раздевании.
  • — умение надевать обувь
  • 1 Не умеет надевать и снимать обувь самостоятельно, ждет помощи взрослого при надевании (снимании обуви), застёгивании обуви.
  • 2 Старается надеть или снять обувь, но нуждается в помощи взрослого при надевании обуви (снимании), застёгивании.
  • 3 Самостоятельно может не только надеть или снять обувь, но и застегнуть.

Кроме указанных параметров для наблюдения, нами были разработаны анкеты для воспитателей и родителей, содержащие следующие вопросы:

  • 1. Умеет ли ребёнок самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо?
  • 2. Правильно ли использует мыло?
  • 3. Умеет ли использовать полотенце после умывания?
  • 4. Моет ли ребёнок руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом?
  • 5. Умеет ли правильно держать ложку?
  • 6. Пользуется салфетками во время еды?
  • 7. Выходит из-за стола, не окончив еды?
  • 8. Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться в установленной последовательности или использует помощь взрослого?
  • 9. Следит за своим внешним видом?
  • 10. Умеет ли ребёнок самостоятельно одеваться/раздеваться? Какие трудности возникают у ребенка когда он одевается?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой