Взаимодействие в макросоциуме
Процессы обновления нашего общества в экономической, политической, социальной и духовной сферах обусловливают и качественные изменения во всех звеньях системы образования Республики Казахстан. Реформа образования осуществляется на основе Закона «Об образовании», включающего принципы интеграции, дифференциации и индивидуализации, предусматривает развитие разнообразных типов… Читать ещё >
Взаимодействие в макросоциуме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процессы обновления нашего общества в экономической, политической, социальной и духовной сферах обусловливают и качественные изменения во всех звеньях системы образования Республики Казахстан. Реформа образования осуществляется на основе Закона «Об образовании», включающего принципы интеграции, дифференциации и индивидуализации, предусматривает развитие разнообразных типов образовательно-воспитательных учреждений, введение вариативных и альтернативных программ. Это должно обеспечить учет интересов и удовлетворение потребностей личности в образовательных услугах и повысить качество учебно-воспитательного процесса в каждом звене системы образования.
Как известно, современное дошкольное образовательное учреждение работает в условиях вариативности образовательных программ. Это означает, что работа с социумом должна быть ориентирована не на конкретное программное содержание, не на содействие формированию у ребенка тех или иных знаний, умений и навыков, а на общепсихологические подходы к развитию способностей и личности ребенка.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости» (П.Н. Третьяков). Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад-семья-социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик) .
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.
Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т. д., так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
- · работу с государственными структурами и органами местного самоуправления,
- · взаимодействие с учреждениями здравоохранения,
- · взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры,
- · взаимодействие с общественными организациями.
Взаимодействие со структурами 1 и 2 группы в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений со структурами 3 и 4 группы педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- · добровольность,
- · равноправие сторон,
- · уважение интересов друг друга,
- · соблюдение законов и иных нормативных актов,
- · обязательность исполнения договоренности,
- · ответственность за нарушение соглашений.
В договоре, который детский сад заключает с каждым из социальных партнеров, четко определяется, что делает детский сад в интересах партнера и какую работу осуществляет партнер. Например, в договоре с «Открытым Народным Университетом «Старшее поколение» обязанности сторон определены следующим образом:
ОНУ обязуется:
- 1. Согласно утвержденному плану организовывать занятия, мастер-классы, выставки для детей и сотрудников.
- 2. Подбирать комплекты методических разработок для организации продуктивных видов деятельности с детьми в помощь воспитательному процессу.
- 3. Систематически информировать сотрудников о намечаемых в музеях и других организациях города.
ДОУ обязуется:
- 1. Обеспечивать сотрудников ОНУ рабочим местом, удобным для проведения занятий, мастер-классов, выставок.
- 2. Обеспечить явку детей, сотрудников на мероприятия, проводимые ОНУ.
- 3. Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.
Такая работа, проводимая педагогами детского дошкольного учреждения, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников, развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, имеющих детей с ОВЗ, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
Социальное партнерство в образовании — это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой» .
Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение — это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
ь партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
ь партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
ь партнерство со спонсорами, благотворительными организациями Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо:
- · четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
- · владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
- · предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности — совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
- · для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
- · формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- · воспитания уважения к труду взрослых;
- · привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап — подготовительный. Его цель — определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т. д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Следующий этап — практический. Его цель — реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
И последний — заключительный этап. Его цель — подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Примерная программа по реализации проекта социального партнерства в детском дошкольном учреждении:
Проект организации социального партнерства детского сада с организациями и учреждениями социума «Мы вместе!» .
Цель проекта: использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.
Задачи:
Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
Предполагаемый результат.
- 1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
- 2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
- 3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
- 4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
- 5. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Механизм реализации.
Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности;
Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности.
Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства.
Контроль за организацией и проведением мероприятий по сотрудничеству с социумом можно вести по следующей таблице.
Критерии оценки. | Субъекты оценки. | Периодичность оценки. | Методы оценки. |
1. Создание правовой базы сотрудничества. | администрация. | Раз в год — итоговый. | Заключениедоговоров, анализ планов. |
2. Организационнопедагогические условия успешной работы. | Творческая группа, самооценка. | Текущий — раз в полугодие. | Анализ среды, наблюдение. |
3. Создание структуры взаимодействия учреждений социума. | Администрация, творческая группа, самооценка. | Текущий — раз в полгода. | Анализ планов, наблюдение, опросы. |
4. Освоение новых форм социального партнерства. | Творческая группа, самооценка. | Текущий — раз в полугодие Итоговый — раз в год. | Самодиагностика, наблюдение, анкетирование. |
5. Снижение уровня заболеваемости детей. | Творческая группа, самооценка. | Текущий — раз в полугодие. Итоговый — раз в год. | Диагностика, анализ планов, наблюдение. |
6. Адекватная ориентировка детей, родителей, педагогов в социокультурном пространстве микрорайона. | Творческая группа, администрация, самооценка. | Текущий — раз в полугодие. Итоговый — раз в год. | Анализ планов, опросы, наблюдения, беседы. |
7. Рост психоэмоционального благополучия участников образовательного пространства. | Администрация, психолог. | Текущий — раз в полугодие. Итоговый — раз в год. | Тестирование, диагностика, наблюдения, беседы. |
8. Рост профессиональной компетенции педагогов. | Оценка равного равным, самоанализ, администрация. | Текущий раз в пол года. | Анализ планов, наблюдение, отчеты по самообразованию. |
9. Участие родителей в образовательном процессе. | Творческая группа, администрация. | Текущий — раз в полугодие. | Анкетирование, беседы, наблюдение, анализ планов. |
10. Обеспечение личностного развития участников образовательного процесса на принципах индивидуализации и дифференциации. | Творческая группа, администрация. | Текущий — раз в год. | Наблюдения, беседы, диагностика. |
Система реализации проекта.
Блок I Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями Социальные партнеры — Городская больница № 5 Детское отделение, Национальный центр медицины Детское отделение.
Цель блока: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими и спортивными учреждениями микрорайона.
Задачи:
- 1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
- 2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
- 3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления.
Оздоровительное;
Валеологическое, санитарно-просветительское;
Физическое;
Психоэмоциональное благополучие.
Взаимодействие с учреждениями спорта.
Социальные партнеры — плавательный комплекс «Нептун», ДЮСШ Задачи:
- 1. Объединить усилия педагогов дошкольного образования, родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель» .
- 2. Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.
- 3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях теннисного спорта и других видах спорта.
- 4. Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия. Основные направления:
Физкультурно — оздоровительные;
Личностно — ориентированные;
Мотивационное;
Физкультурно — просветительское.
Тесная связь с спортивными организациями способствует развитию и популяризации детского спорта.