Технология и методики заключительного периода смены.
День 19—21-й
В душах ребят нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены требуется обеспечить позитивную эмоциональную окрашенность заключительных дней пребывания в лагере. Необходимо обратить внимание на профилактику экспрессивных эмоциональных состояний (истерику, слезы) у детей младшего школьного возраста и подростков… Читать ещё >
Технология и методики заключительного периода смены. День 19—21-й (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств. В заключительный период смены ребенок начинает оценивать условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в его программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим он становится требовательнее к организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами.
В душах ребят нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены требуется обеспечить позитивную эмоциональную окрашенность заключительных дней пребывания в лагере. Необходимо обратить внимание на профилактику экспрессивных эмоциональных состояний (истерику, слезы) у детей младшего школьного возраста и подростков с высокой эмоциональной возбудимостью.
В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов, становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость четко планировать каждый день итогового периода. Учитывая тот факт, что для ряда участников в эти дни интерес к совместной деятельности падает, от педагогического коллектива требуется отбор содержания, соответствующего потребностям и стремлениям детей, использование оригинальных, интересных форм работы.
В этот период смены сделайте ставку на работу с детским активом. Через организацию самоуправления, предоставьте старшим ребятам свободу для творчества и самовыражения, это позволит частично возложить ответственность за свои действия на самих участников смены. А совместная работа созданных творческих групп с педагогами наполнит заключительные дни смены различными интересными делами.
Организационные моменты последних двух дней смены требуют особого внимания педагогического коллектива, позволяя обеспечить четкость и слаженность осуществляемых действий в ярком и запоминающемся финале смены.
В содержательно-смысловом плане на заключительном этапе смены требуется подведение ее итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов. Ребенку необходима помощь со стороны педагога в анализе и рефлексии смены.
Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программой смены. Здесь педагогами на первый план выносится то, что отвечает целевым ориентирам программы.
В анализе смены акцент делается на временные детские объединения, а в эмоциональном закреплении ценностей — традиционные массовые мероприятия.
Из практики
Подарки на память
Помимо приятных воспоминаний ваши дети должны увезти из лагеря и небольшие сувениры, которые могли бы напоминать им о времени проведенном в лагере. Иные вожатые уже сначала смены начинают, в зависимости от уровня мастерства каждого, делать небольшие игрушки, выпрашивать у завхоза сувенирчики для проведения различных мероприятий, а также иногда специально отправляются в город за открытками. Эти подарки лучше всего раздавать на последнем отрядном сборе накануне.
«королевской ночи». Наверняка, ребята, не ожидая подобных подарков, будут им очень рады.
Если вы работаете со старшими отрядами, то к приготовлению сувениров можете привлечь ребят. Изделия должны быть просты в изготовлении. Пусть мальчики, под вашим чутким руководством, готовят подарки для девочек, а те, соответственно, для мальчиков. Главное, чтобы сувениров хватило на всех. Чтобы подарки оказались настоящим сюрпризом для всех, очень важно все сохранить в тайне, поэтому привлекайте ребят к изготовлению подарков не ранее, чем за 2—3 дня до отъезда домой.