Практическая педагогическая работа
Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это… Читать ещё >
Практическая педагогическая работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выявление уровня сформированности у старших дошкольников культуры общения
При реализации программы по формированию у старших дошкольников культуры общения очень важно учитывать следующее:
— При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т. е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры общения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:
Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее — надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика — игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.
Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
- — разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
- — пример правильного поведения других детей;
- — специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Нами были поставлены следующие задачи:
- — Провести беседу с детьми;
- — Провести анкетирование родителей;
- — Пронаблюдать за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
- — Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного общения детей старшего дошкольного возраста.
Мы проводили анкетирование родителей. Анализ данных свидетельствует о том, что родители понимают культуру поведения узко — в основном как умение вести себя в общественных местах. Работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. В частности, никто не назвал личный пример как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.
Беседа с детьми показала, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным, значит здороваться при встрече, быть вежливым в общении со старшими. Только один ребенок сказал, что культурный человек, это тот, который вежливо разговаривает и со взрослыми, и со сверстниками, аккуратно выглядит, умеет вести себя в общественных местах, за столом. То есть дети не до конца осознают понятие «культурный» и в этом направлении следует продолжать работать.
Также мы проводили наблюдение за поведением детей. Цель наблюдения: Определение уровня культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Организация и проведение исследования: наблюдение проводилось в естественных условиях, в течении 5 дней. Экспериментатор был хорошо знаком детям, что не нарушало обычного течения жизни и деятельности детей. Были разработаны критерии диагностики. Полученные в ходе наблюдения данные заносились в таблицу.
Под культурой общения мы понимаем совокупность сформированных социально значимых качеств личности, которые определяют способ её существования, способность вносить изменения в действительность.
Все без исключения дети здороваются и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти навыки общения со сверстниками. Некоторые дети не считают нужным здороваться с детьми в группе, вежливо к ним обращаться. Следует отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, не обзываются.
Наблюдая за культурой взаимоотношений, мы выяснили следующее. Дети не всегда подчиняются требованиям педагога. Матвей А., Аня П. часто перебивают воспитателя, вмешиваются в разговор взрослых. В игре дети умеют договариваться о совместных действиях, решают конфликтные ситуации часто без участия педагога. Дети не дерутся, если возникают спорные вопросы, многие обсуждают ситуацию и приходят к общему мнению, только иногда прибегая к помощи взрослого для решения конфликта.
Однако дети не любят делиться игрушками, не уступают даже по просьбе воспитателя. При этом обижаются, когда другой ребенок что-нибудь им не даст, осуждают его поведение, несмотря на то, что сами ведут себя также.
Если ребенок и согласится поделиться игрушкой, то требует что-нибудь взамен. Однако Элина И. и Марсель К. бескорыстно делятся игрушками.
Дети приходят на помощь друг другу без напоминания воспитателя: подают руку, если кто-то упал, помогают застегнуть куртку, принести тяжелый предмет и др. Никто из детей не отказывает в помощи другому.
Используя методические рекомендации ряда авторов — И. Н. Курочкиной, С. В. Петериной, А. М. Счастной и др., нами были определены критерии уровней сформированности навыков культурного общения детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень характеризуется следующими показателями:
- — поведение ребенка неустойчиво, ситуативное. Хотя имеет представление о правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, поведение определяется непосредственными побуждениями;
- — ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позиции партнера;
- — слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения.
- — в общении со взрослыми и сверстниками ведет себя непринужденно, использует не всегда соответствующий словарный запас и нормы обращения. Не умеет конструктивно решать конфликты, не учитывая интересы сверстника. Не умеет договариваться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому ребенку.
Средний уровень.
- — поведение и общение ребенка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, отрицательно оцененных взрослыми;
- — внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.
- — в процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.
Высокий уровень.
- — поведение и общение ребенка устойчивое положительно направленное. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения;
- — тактичен, охотно вступает в общение;
- — правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.
- — в общении со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. В споре старается учитывать интересы другого ребенка. Ребенок умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания воспитателя прийти на помощь, поделиться игрушкой.
Для отслеживания сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста была использована следующая система критериев и показателей:
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками:
- — быть вежливым, называть взрослого по имени и отчеству;
- — обращаться с просьбой, отвечать развернутой фразой;
- — в разговоре уметь смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать разговоры, если он не закончен, не перебивать старших;
- — использование соответствующего словарного запаса и форм обращения.
- — решение конфликтных ситуаций;
- — умение выслушать и уступать;
- — вежливое отношение со сверстниками и взрослыми.
Чтобы выявить уровень сформированности навыков культурного поведения у каждого ребенка, была введена шкала в баллах от 1 до 5:
- — от 1 до 2-х баллов — низкий уровень;
- — от 2-х до 3,5 — средний уровень;
- — от 3,5 до 5-и — высокий уровень.
Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили нам выявить исходный уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам проведенного исследования, считаем необходимым проведения работы с дошкольниками старшего возраста по формированию культуры общения с помощью сюжетно-ролевых игр, как основного вида деятельности в дошкольном возрасте.