Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формирующий эксперимент. 
Вокалотерапия в комплексной системе преодоления дизартрий у дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продолжительность каждого направления строго индивидуальна и зависит от формы дизартрии и степени выраженности нарушений. Важно помнить, что артикуляция, дыхание и голосообразование — это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы, поэтому нет строгого разграничения направлений коррекционной работы. Координинированная деятельность этих трех систем — залог успеха… Читать ещё >

Формирующий эксперимент. Вокалотерапия в комплексной системе преодоления дизартрий у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы, основные направления и методы коррекционно — логопедической работы по преодолению дизартрии у дошкольников с использованием вокальной терапии.

Выбор материала для организации коррекционного обучения строился с опорой на ряд общедидактических принципов (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, прочности создаваемых навыков, всесторонего развития личности) и специальных коррекционных принципов, включающих в себя:

  • 1. Принцип этиопатогенеза — связан с учетом преимущественного поражения тех или иных структур мозга. Диагностика состояния речевых и психофизиологических функций, позволят определить поражение структур мозга и связанных с ними характер нарушений мышечного тонуса: моторных, сенсорных и речевых функций.
  • 2 Принцип раннего воздействия способствует более полному развитию компенсаторных возможностей мозга, а значит повышает эффективность коррекционной работы.
  • 3 Принцип системности раскрывает единство языковых единиц вербального и невербального уровня в целостном произведении искусства и речи. Язык музыки и речи как семиотическая система имеет структуру, в которой можно выделить элементарные единицы (звуки, интонации), выразительные комплексы (фразы, предложения, периоды, образы), целостное произведение искусства и речевое высказывание (Б.В. Асафьев; М. Бонфельд и др.).
  • 4 Принцип комплексного воздействия включает совместную согласованную работу специалистов: невропатолога, логопеда, психолога и др.
  • 5 Принцип развития — учет зоны «ближайшего развития» (Л.С. Выготский), то есть постепенное усложнение заданий в процессе коррекционного воздействия, для определения перспективы развития.
  • 6 Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), который начинается с развернутых внешних операций, с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется и переводится в умственный план. Постепенный переход от более легких упражнений к более трудным.
  • 7. Принцип коррекционного подхода, основанный на психофизиологической теории эмоций и утверждениях Л. С. Выготского об искусстве, как общественной технике чувств. Состояние эмоциональной сферы человека является неизменяемой составляющей внутренней образной формы искусства (Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский).
  • 8. Принцип игровой деятельности — как основа ведущей деятельности в детском возрасте (Д.Б. Эльконин).
  • 9. Принцип катарсиса — определяющий для воздействия искусства на личность. (Л.С. Выготский, Ю. А. Огородников, К. С. Станиславский; Т. А. Флоренская и др). Принимая участие в личном восприятии звука, интонациях, самостоятельно осмысливая музыкальные созвучия, спектрально — тембральную гармонию, ребенок проживает как свои «антитезы», так и одновременно учится чувствовать катарсические всплески эмоций великого целого произведения искусства.
  • 10. Принцип ассоциаций в воображении ребенка (Л.С. Выготский, И. М. Сеченов и др.). В основе психологически защитного механизма «Я» ребенка, обеспечивающего саморегуляцию, лежит взаимодействие воображения знаковой функции искусства и аффекта (эмоции).

В системе коррекционного воздействия необходимо учитывать:

  • — онтогенез, то есть закономерности и последовательность развития моторных, сенсорных, психических и речевых функций;
  • — структуру речевого нарушения: выделение ведущего дефекта в структурно — функциональной организации речевой деятельности и учет вторичных нарушений;
  • — возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  • — детско-родительские отношения.

В коррекционном процессе использовались наглядные, словестные и практические методы работы с детьми:

Наглядные методы обеспечивали яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

  • — наглядно-зрительные:
  • — применение наглядных пособий: звуковая лесенка, ритмическое лото, картинки — символы: темповой организация речи («Животные»), высоты звука («Бубенчики»), тембральной окраски голоса (пиктограммы, эмоции людей);
  • — графическое изображение: силы и высоты голоса, плавности звучания, отрывистости исполнения, предложений по видам интонаций, паузы, логического ударения;
  • — использование жестов и движений рук;
  • — тактильно — мышечные: при непосредственной помощи педагога уточнялось положение отдельных органов занимающегося, включались тактильно — мышечные ощущения: положение гортани, контроль за движением диафрагмы, ощущение работы резонаторов и т. д.;
  • — наглядно — слуховые: показ образца исполнения с опорой на наглядность.

Словестные методы позволяли лучше осмысливать поставленную задачу и сознательно ее выполнять. Они включали: краткое объяснение (с опорой на имеющиеся у ребенка представления), пояснение (сопровождающееся конкретным показом), указание, беседа, вопросы (для осознания и уточнения правильности выполнения заданий), словестная инструкция (уточнение, оживление следов прежних впечатлений в новых комбинациях), команды, сигналы, образно — сюжетный рассказ (для лучшего восприятия материала и художественного перевоплощения в игровой образ).

Практические методы позволяли закреплять и отрабатывать полученные умения в действенном плане на собственных мышечно — моторных ощущениях. С детьми дошкольного возраста целесообразно использовать игровой метод (учитывает элементы наглядно — образного и наглядно — действенного элементов мышления) и соревновательный метод обучения (используется для совершенствования ранее отработанных навыков).

Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией с использованием вокалотерапии Нормализация мышечного тонуса (мышц гортани, мягкого неба, губ, языка), погашение патологических автоматизмов речевого аппарата, развитие произвольных движений.

Коррекция физиологического и фонационного дыхания. Развитие и укрепление мышц, участвующих в акте дыхания.

Нормализация/ постановка голоса (воспитание нового стереотипа голосообразования). Формирование мягкой атаки звука. Координация мышечного тонуса голосового аппарата вокальными упражнениями.

Расширение диапазона звучания, модуляций: развитие силы голоса, высоты, тембра с применением вокалотерапии.

Координация процесса дыхания, голосоведения и фонации, создание положительных устойчивых кинестезий.

Формирование и развитие интонационно — мелодической и темпо — ритмической организации речи вокальными упражнениями.

Автоматизация правильной фонации и просодических характеристик речи: звуковысотных, темпо — ритмических, регистровых, тембровых, динамических вокальными упражнениями.

Развитие слухового контроля, эмоционально — волевых качеств детей.

Продолжительность каждого направления строго индивидуальна и зависит от формы дизартрии и степени выраженности нарушений. Важно помнить, что артикуляция, дыхание и голосообразование — это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы, поэтому нет строгого разграничения направлений коррекционной работы. Координинированная деятельность этих трех систем — залог успеха в работе с дошкольниками, страдающими дизартрией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой