Медиадидактика как наука
Описание специфических методических приемов медиадидактики и является целью данной книги. Как и любой технологический инструментарий педагогических технологий он призван показать, чем пользуется (или мог бы пользоваться) учитель, для повышения эффективности своей работы. Таким образом, мы можем сделать однозначный вывод о том, что учителю недостаточно обучиться владению компьютером, сопутствующим… Читать ещё >
Медиадидактика как наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одновременно с интенсивным процессом информатизации образования, который в ряде стран проходит уже ряд лет, начался определенный ренессанс информационно-педагогических технологий, первая волна которых постепенно угасла к концу ХХ столетия. Уже вполне очевидно, что сама по себе информатизация образования ничего не решит. Оптимистические прогнозы о качественно новой компьютезированной школе, которая обеспечит новый качественный уровень обучения, не сбылись. Проблема информатизации образования невозможна без решения другой, гораздо более сложной задачи, — обеспечить информатизацию «адекватными педагогическими технологиями» (В.Г. Кремень. К обществу знаний — через совершенствование системы образования//Социально-экономические проблемы информационного общества. Сумы, 2005. С. 38). Это означает активное включение всего педагогического корпуса в инновационные процессы.
Для выработки новых приоритетов образовательной деятельности необходимо ответить на следующие вопросы, которые диктует практика использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
- · Как создаваемая технологическая инфраструктура поможет в решении проблем учебной практики, с которыми сталкивается учитель?
- · Как обеспечить доступность образовательных услуг всем участникам учебно-воспитательного процесса?
- · Как повысить образовательные результаты с помощью ИКТ?
В соответствии с этим в нашей стране решается с большим или меньшим успехом ряд организационных вопросов как на региональном, так и на федеральном уровне:
- · Разработка регламентов и методической базы повышения квалификации работников образования в условиях информатизации образования;
- · Нормативное обеспечение дистанционного обучения;
- · Создание и поддержка педагогических сообществ в сети Интернет;
- · Создание единой федеральной информационной сети учреждений дополнительного профессионального педагогического образования.
Одним из ключевых вопросов является методическая поддержка учителей, активно использующих информационно-коммуникационные технологии. Л. В. Кочегарова справедливо заметила, что на современном этапе образовательной практики «побеждает понимание, что деятельность с применением медиасредств, с педагогической точки зрения, проходит более интенсивно. Между тем, если проследить это развитие, то на нынешнем этапе считается, что обсуждение достигло фазы постановок вопросов вокруг медиапедагогики, вокруг дидактических концепций преобразования медиапедагогических целей урока, а лучше их интеграции в „повседневную“ образовательную деятельность. Данная предрасположенность, сопровождая переход, стремится к неизбежной кооперации, лучшей интеграции обеих областей, медиапедагогики и медиадидактики. Неизбежно встает вопрос о медиадидактических компетенциях педагога» (Л.В. Кочегарова. К вопросу о медиадидактике//Синергетика образования. № 12. С. 87).
Таким образом, мы можем сделать однозначный вывод о том, что учителю недостаточно обучиться владению компьютером, сопутствующим ему программам, другим техническим средствам обучения, связанным с информационными технологиями (проектор, интерактивная доска и др.).
Описание специфических методических приемов медиадидактики и является целью данной книги. Как и любой технологический инструментарий педагогических технологий он призван показать, чем пользуется (или мог бы пользоваться) учитель, для повышения эффективности своей работы.
«Один из способов определить квалификацию мастера (в том числе и учителя) — познакомиться с его инструментами, — отмечает А. П. Остапенко.- Их может быть много или мало, они могут быть совершенны или нет, в конце концов, они могут быть уместны или неуместны… Как правило, хорош тот мастер, у кого инструментов много, они исправны и всегда под рукой, то есть находятся в порядке» (Остапенко А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности. Теория и технологии. М., Народное образование, 2007. С. 239).
По сути, в научно-методической литературе еще не было даже попыток ни простого описания инструментов (приемов) медиадидактики, ни тем более их четкой классификации. В упоминавшейся книге «Дизайн мультимедийного урока…» впервые были описаны некоторые из приемов. Однако необходимость инвентаризации, подробного описания приемов медиадидактики, на мой взгляд, очень актуальна. Иначе как определить вооруженность учителя средствами информационно-коммуникационных технологий, если он ими владеет на уровне технической инструкции, образно говоря, на уровне ВКЛЮЧИТЬ и ВЫКЛЮЧИТЬ?
В предлагаемой книге каждый из описываемых приемов будет завершаться подведением итогов, каким техническим компонентам программы PowerPoint мы научились, что позволит нам постепенно повышать уровень своей компьютерной грамотности.