Экспериментальное исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников со вторым уровнем речевого развития
Ход работы: Ребенку показывают лесенку с семью ступеньками, нарисованную на бумаге, где средняя ступенька имеет вид небольшой площадки, и объясняют, в чем заключается задание. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на верхних 3 ступеньках окажутся хорошие дети: послушные, добрые, сильные, умные — и чем выше находится ступенька, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень… Читать ещё >
Экспериментальное исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников со вторым уровнем речевого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика существующих методик, направленных на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР. Критерии выбора методик.
Во время изучения научной литературы по проблеме исследования, нас заинтересовал ряд методик, направленный на исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со II уровнем речевого развития.
Рассмотрим некоторые методики немного подробнее:
№ 1. Методика по выявлению количественных и качественных показателей самооценки (Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн в модификации Е.Е. Кравцовой) Цель методики: выявление количественных и качественных показателей самооценки.
Материал: фигурки мальчика и девочки, лесенка с 7 ступеньками.
Ход работы: Ребенку показывают лесенку с семью ступеньками, нарисованную на бумаге, где средняя ступенька имеет вид небольшой площадки, и объясняют, в чем заключается задание. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на верхних 3 ступеньках окажутся хорошие дети: послушные, добрые, сильные, умные — и чем выше находится ступенька, тем лучше (показывают: „хорошие“, „очень хорошие“, „самые хорошие“). А на 3 ступеньках ниже окажутся плохие дети — и чем ступенька будет ниже, тем хуже будут дети („плохие“, „очень плохие“, „самые плохие“). На средней ступеньке дети не хорошие и не плохие. Покажи, на какую ступеньку ты можешь поставить себя. Объясни почему».
Для того чтобы ребенку было легче выполнять задание, ему предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением девочки или мальчика (в зависимости от пола ребенка).
Используется стандартный набор характеристик: «сильный — слабый», «хороший — плохой», «умный — глупый», «добрый — злой».
Во время обследования нужно учитывать, каким образом ребенок выполняет задание: аргументирует свой выбор, раздумывает, испытывает колебания. Если ребенок не может дать никаких объяснений, то ему следует задать уточняющие вопросы: «Ты всегда такой? Почему ты себя сюда поставил?» и т. д.
Обработка и интерпретация результата:
Наиболее характерными особенностями выполнения задания, свойственными детям с заниженной, адекватной и завышенной самооценкой:
- 1) Высокая самооценка. Ребенок себя ставит на самую высокую (6) ступеньку; ссылается на мнение взрослого и аргументируя свой выбор: «Я хороший. Я Хороший и больше никакой, это так мама сказала» или называет какие-то свои промахи и недостатки, но объясняет их независящими от него, внешними, причинами. Отсутствует дифференцированность оценок.
- 2) Средняя самооценка. Ребенок, обдумав задание, ставит себя на ступеньку под номером 4 или 5, объясняет свои действия, ссылаясь на достижения и реальные ситуации. Видна отчетливая дифференцированность оценок.
- 3) Низкая самооценка. Ребенок себя ставит на нижние ступеньки, но свой выбор не объясняет или же ссылается на мнение взрослого: «Так мама сказала».
Если ребенок себя ставит на среднюю ступеньку, это говорит о том, что он либо не хочет его выполнять, либо не понял задание. Дети из-за неуверенности и высокой тревожности с заниженной самооценкой в себе часто на все вопросы отвечают: «Не знаю», отказываются выполнять задание, Дети с задержкой развития не принимают и не понимают это задание, действуя наобум. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как некоторое отклонение в развитии личности.
№ 2. Методика изучения коммуникативных умений (Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина) Цель: изучение коммуникативных навыков у детей 4−5 лет.
Материал: 2 набора по 6 цветных карандашей, силуэтные изображения рукавичек.
Ход работы: эксперимент заключается в двух сериях и одновременно проводится с двумя детьми. Дети во всех сериях работают самостоятельно.
Серия первая. Психолог дает двум детям одного возраста по одному изображению рукавички и просит их украсить таким образом, чтобы они были одинаковыми, то есть составили пару. Так же он поясняет детям, что надо сначала договориться, какой узор нарисовать, и только после этого приступать к рисованию. Психолог выдает детям совершенно одинаковые наборы карандашей.
Инструкция: «Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте так, чтобы они были одинаковые, то есть составили пару. Сначала договоритесь, какой будете рисовать узор, а затем приступайте к раскрашиванию».
Серия 2. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Инструкция: «Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию. Не забывайте делиться карандашами)».
Обработка и интерпретация данных: анализируются особенности взаимодействия детей в каждой серии по следующим признакам: 1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д.; 2) как осуществляют контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
3) как относятся к результату деятельности — своему и партнера; 4) осуществляют ли помощь по ходу рисования, в чем она выражается; 5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).
Анализируются умения детей договориться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь во время рисования и др. На этой основе делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
№ 3. Методика Смирновой «Картинки» для выявления уровня развития коммуникативных навыков дошкольников Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребёнка.
Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке» ?
Ответ фиксируется в протоколе.
Если ребёнок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?» .
Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие различные ситуации:
- 1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
- 2. Девочка сломала у другой девочки её куклу.
- 3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
- 4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребёнок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Таким образом, в данной методике ребёнок должен решить определённую проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Степень решения проблемы оценивается по трёхбалльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера:
- 0 баллов — отсутствие ответа;
- 1 балл — обращение за помощью к кому-либо;
- 2 балла — самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребёнка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
- 1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
- 2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
- 3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
- 4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и др.).
В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребёнок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
Итак, с учетом того, что основными составляющими компетентности у детей 4−5 лет являются развитие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, самооценка, для выявления коммуникативной компетентности используют следующие методики:
№ 4. Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина) для детей 3−7 лет Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Материал: игрушки, книги.
Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
порядок выбора ситуаций;
основной объект внимания в первые минуты опыта;
характер активности по отношению к объекту внимания; уровень комфортности во время эксперимента;
анализ речевых высказываний;
желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций: 1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение; 3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
№ 5. Методика С. С. Бычковой, направленная исследования особенностей общения детей со сверстниками. Метод исследования — наблюдение. Детям в парах предлагается настольная игра по сказке «Красная шапочка». Эффективное общение оценивается в том случае, если были успешными:
- 1) передача информации: устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; использует доброжелательный тон; в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитирующих слов; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить сам или обращается за помощью взрослого);
- 2) восприятие информации: когда ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться; умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.
Наблюдение за поведением дошкольника в повседневное время. При исследовании особенностей речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста в условиях занятий используется метод наблюдения, в процессе которого отмечается ряд характерных для каждого ребенка особенностей:
В ходе наблюдения регистрировались:
- 1) количество речевых высказываний;
- 2) распространенность речевых высказываний;
- 3) характеристика высказываний по типу коммуникативной направленности:
- * сообщение,
- * вопросительные,
- * побудительные;
- 4) количество инициативных высказываний:
- * относящиеся к познавательной деятельности;
- * не относящиеся к познавательной деятельности.
Среди множества методик исследования уровня коммуникативных навыков у детей мы выделили такие:
- — Методика М. И. Лисиной, направленная на определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми;
- — Методика С. С. Бычковой по сказке «Красная шапочка».
- — Наблюдение за поведением дошкольника
Основными критериями для выбора данных методик явились следующие:
- — создание условий для изучения сформированности коммуникативных навыков в двух наиболее обширных направлениях: в общении со сверстниками и взрослыми;
- — создание игровой, непринужденной обстановки;
- — обеспечение условий позитивного личностного настроя ребенка;
- — возможность наблюдения за поведением ребенка в неформальной обстановке;
- — установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества на основе эмпатии;
- — возможность ребенка проявлять инициативу в процессе исследования, давать встречный ответ на различные вопросы.
Таким образом, мы рассмотрели основные методики исследования уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР. В следующем параграфе рассмотрим подробнее цель и задачи эмпирического исследования.