Методы активного социально-психологического обучения
Социально-психологический тренинг — это наиболее эффективный на настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего-психолога. Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в 1946 году К. Левиным и его коллегами, заметившими, что… Читать ещё >
Методы активного социально-психологического обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-психологический тренинг — это наиболее эффективный на настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего-психолога. [5, стр. 35].
В группе можно увидеть себя со стороны, считать свои же эмоции на примере другого человека, этим и ценна групповая терапия.
Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности — когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный аспект затрагивает область получения новых знаний о психологии, о себе, и об окружающих людях. Эмоциональный аспект тренинга затрагивает наше отношение к полученной информации, переживания от услышанного. Конативный, или поведенческий аспект позволяет выработать новые формы поведения, расширить спектр репертуара действий.
Исторические истоки До начала ХХ века поведение людей в группах и лечебное взаимодействие между ними не изучались. Существовали отдельные случаи использования групп для лечения больных туберкулезом (Дж. Пратт — 30-е годы), неврозами (Фрейд и его ученики — 30-е годы). Я. Морено в 1932 году ввел термин групповая психотерапия, работая над методами социометрии и психодрамы. [12].
Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в 1946 году К. Левиным и его коллегами, заметившими, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний.
В 50−60-е годы интерес психологов и психотерапевтов (К. Роджерс, Ф. Перлз, А. Эллис) к работе с группами набирает обороты, т.к. они стали отмечать явные преимущества групповой терапии. [9].
Было выявлено, что в группах социально-психологического тренинга они могут рефлексировать, поддерживать друг друга, если их переживания или пережитый опыт совпадают. В ходе работы люди учатся слушать не только себя, но и других, перенимать их ценности, уважительно относиться к их мнению, доверять им и себе. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Группа облегчает процесс интроспекции, увеличивает уверенность в себе, способствует возникновению ощущения комфортности нахождения с себе подобными. [13].
И. Ялом выделил десять лечебных факторов СПТ групп: сплочённость, внушение надежды, обобщение (человек перестаёт считать свои проблемы уникальными), альтруизм, предоставление информации, множественный перенос (похожесть группы на семью), межличностное обучение (апробирование новых форм поведения), развитие межличностных умений, имитирующее поведение (подражание образцам), катарсис (психологическое очищение, облегчение). [7, стр. 135−140].