Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
По мнению М. Е. Хватцева и С. Н. Шабалина, у детей с нарушениями слуха наблюдаются те же эмоциональные состояния, что и у слышащих. Также интересен вывод Н. Г. Морозовой, которая исследовала развитие нравственных чувств у дошкольников с нарушениями слуха. Как она выявила, с нравственной стороны они стремятся посочувствовать, поделиться с другими тем, что им дорого, сделать что-либо для других… Читать ещё >
Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под нравственным развитием ребенка следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости. Эти изменения есть осознание нравственной стороны действительности и понимание себя как носителя нравственности, изменение характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям жизни, деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении [29, с. 45].
Процесс нравственного развития у детей с нарушенным слухом имеет свою специфику, в значительной мере обусловленную особенностями развития познавательных процессов. Как утверждают К. И. Вересотская, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. Г. Богданова, М. М. Нудельман, В. В. Синяк, именно особенности развития мышления, памяти, восприятия, воображения и речи детей с нарушением слуха обусловливают возникновение затруднений, когда им нужно проанализировать ситуации, поступки, реакции (в процессе чтения художественной литературы, рассматривания картин с нравственным содержанием, а также в реальной жизни), определить способ реагирования, что отражается и в поведении.
Особенности познавательных процессов определяют специфику нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха, формирования всех компонентов их нравственной сферы: когнитивного, эмоционального, поведенческого [10, c. 28].
В.И. Ядэшко и Ф. А. Сохина отмечают, что в нравственном развитии ребенка с первых лет жизни большая роль отводится формированию нравственных чувств. В общении с взрослыми у детей начинает воспитываться чувство привязанности и любви к ним, желание поступить в соответствии с тем, как они указывают, сделать им приятное, воздержаться от поступков, которые огорчают близких людей. Ребенок волнуется, когда видит, что взрослый огорчился или недоволен им из-за шалости, оплошности, радуется улыбке в ответ на свой хороший поступок, доволен одобрением близких ему людей [52, с. 205]. Чувства побуждают детей к активным действиям: они помогают, проявляют заботу, внимание, могут порадовать, успокоить. Следует особо подчеркнуть, что детские чувства и поступки, ими вызванные, абсолютно искренни.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость представляет собой основу формирования у детей нравственных чувств и качеств. Дети получают удовлетворение от хороших поступков, одобрение взрослых, стыд, огорчение, неприятные переживания от своего плохого поступка, от замечаний, недовольства взрослого.
В особенности, тесно связано с развитием эмоциональной сферы ребенка с нарушением слуха становление его нравственных качеств. У неслышащих детей уже в младенческом возрасте наблюдается задержка в развитии комплекса оживления вследствие недостатка общения, который увеличивается во втором полугодии жизни без воздействия речи взрослого, что отрицательно сказывается на развитии их дословесной коммуникации. В связи с этим запаздывает возникновение нового типа общения — общения на основе совместных с взрослым действий с предметами. Как отмечает Е. И. Исенина, в развитии таких детей важен взгляд, ищущий оценку, и соединяющий взгляд, коммуникативной направленности. Невозможность восприятия речи взрослых приводит к более позднему формированию этих взглядов, чем у слышащих детей, и ребенок с недостатком слуха отстает в формировании жеста как средства дословесной коммуникации [26].
Глухие и слабослышащие дети испытывают затруднения в понимании эмоций и чувств других людей, их желаний, намерений, из-за ограничений словесного и игрового общения. Дошкольники не умеют вставать на позицию другого. Они также затрудняются выражать собственные эмоции. У них позже, чем у слышащих, начинают формироваться умения регулирования, оценки своих эмоций и чувств [10, c. 28].
По мнению М. Е. Хватцева и С. Н. Шабалина, у детей с нарушениями слуха наблюдаются те же эмоциональные состояния, что и у слышащих [10, c. 28]. Также интересен вывод Н. Г. Морозовой, которая исследовала развитие нравственных чувств у дошкольников с нарушениями слуха. Как она выявила, с нравственной стороны они стремятся посочувствовать, поделиться с другими тем, что им дорого, сделать что-либо для других, помочь им. Это отчетливо можно наблюдать во взаимоотношениях между дошкольниками разных возрастных групп. У совсем маленьких детей в виду ограниченности в словесном и игровом общении, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок, имеются трудности в понимании желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако дети тянутся друг к другу, что выражается в попытках приближения дуг к другу, обнять понравившегося товарища, приласкать его. Эти попытки чаще всего остаются без ответа и воспринимаются как помеха, которая стесняет движения, поэтому дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимают их поведение как попытку проявить симпатию [10, c. 29].
Дети, которые пришли в детский сад, не приходят на помощь товарищам, не выражают сочувствия друг к другу. Сочувственное отношение может проявляться при ласковом и добром отношении к ним взрослых, постоянном обращении их внимания на сотоварищей по группе, которое специально направляется пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу. Как правило, воспитателем используется прямое обращение одного ребенка к другому. Совместно с ним утешая обиженного, демонстрируя свое сочувствие, воспитатель таким эмоциональным проявлением как бы заражает ребенка. Важное действенное указание — это пожалеть, погладить или пригласить к сопереживанию, проявить сочувствие по отношению к другому [10, c. 28].
У младших неслышащих дошкольников в начале года наблюдается проявления эгоистической направленности, сложившиеся в результате воспитания дома. Наблюдается стремление завладеть лучшей или новой игрушкой, нежелание дать поиграть своей собственной игрушкой своему сверстнику.
Уже к среднему и старшему дошкольному возрасту становятся заметны положительные сдвиги в развитии дружеских и нравственных чувств [46, c. 37].
У детей среднего дошкольного возраста нравственные чувства становятся более осознанными. Здесь возможно формирование чувства любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.
У старших дошкольников с нарушением слуха на основе формирующихся нравственных чувств начинают формироваться чувства собственного достоинства, зачатков чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело. Особенное значение приобретают патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.
В целом, следует отметить, что яркой особенностью детей дошкольного возраста является их выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточность в развитие произвольного поведения, контроле своих действий, осознании их нравственного содержания могут приводить к нежелательным поступкам. Все это делает первостепенными вопросы формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки, постоянные качества личности нравственные качества [52, с. 205].
В дошкольном возрасте воспитателем формируются у детей разнообразные навыки поведения, которые отражают уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам. Эти навыки превращаются в привычки и становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, убирать любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
Дошкольникам среднего возраста с нарушением слуха свойственно формирование привычек культурного общения с взрослыми, сверстниками, привычек говорить правду, соблюдение чистоты, порядка, выполнения полезной деятельности, привычки к трудовому усилию.
В старшем дошкольном возрасте у детей нравственные навыки и привычки развиваются на основе осмысленного отношения к нравственному содержанию поступков, и они становятся более прочными. Педагогом прививается детям осознанное поведение, которое подчинено нормам морали [46, c. 37].
Нравственные представления, формируемые в дошкольном детстве, включают представления о том, как устроена общественная жизнь, о труде людей, какова его общественная значимость и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности. Сюда также модно отнести нормы поведения в коллективе сверстников (необходимость делиться игрушками, договариваться друг с другом, заботиться о младших и т. д.), уважительное отношение к взрослым.
Сформированные нравственные представления — это основа развития мотивов поведения и качеств, побуждающих ребят к каким-либо поступкам. Именно, анализируя мотивы поступков, педагог может проникнуть в суть поведения ребенка, понимая причину его поступков, и выбрав наиболее подходящее воздействие [52, с. 207].
В старшем дошкольном возрасте у детей важно осуществлять формирование мотивов поведения, которые побуждают их к поступкам, отражают общественную направленность личности (забота о сверстнике, личное желание ради удовлетворения интересов коллектива, или наоборот, сделать что-то своими руками в подарок близким). Формировать мотивы поведения необходимо при организации разнообразной деятельности детей, общения их между собой, с взрослыми.
Следует отметить, что дошкольники с нарушениями слуха трудней овладевают нравственными категориями, которые по своей природе относительны, не дифференцируют понятия, которые выражают оценку состояния какого-либо объекта. Качества личности, как утверждают Т. Г. Богданова, И. Г. Еременко, Н. Г. Морозова, Н. В. Тарасенко, понимаются неслышащими воспитанниками обобщенно, недифференцированно. По мнению Р. М. Боскис, А. П. Гозовой, А. Г. Зикеева, Ж. И. Шиф, именно задержка речевого развития оказывает влияние на понимание оттенков значений слов, овладение обобщающим значением слова, усвоение системы понятий. При отсутствии системы словесных обозначений, полноценной коммуникации задерживается интеллектуальная активность детей, формирование нравственных категорий, тормозится развитие нравственных обобщений, что обусловливает создание «системы привычек» [46, c. 38].
Дошкольный возраст считается весьма ответственным этапом развития, становления нравственных чувств и качеств. Именно в этот период развития закладываются многие чувства и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека. Период развития эмоций и особенно чувств в дошкольном возрасте составляет основу их формирования в период обучения в школе [46, c. 38]. Поэтому воспитываться нравственные чувства, формироваться моральные представления, привычки и мотивы поведения должны только в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Нравственная воспитанность детей дошкольного возраста определяется такими критериями, как добросовестное отношение к учению, к труду на общую пользу; забота об общих успехах группы; прочная дружба и взаимопомощь; примерное поведение в детском саду и семье.
Таким образом, на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в комплексе влияют особенности развития познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы, ограниченный социальный опыт. К значимым факторам также можно отнести: позицию родителей по отношению к ребенку, условия семейного воспитания, стиль взаимоотношений, наличие или отсутствие дефектов слуха у родителей, режим работы детского сада (интернатного типа или обычный детский сад), время поступления ребенка в ДОУ, положение ребенка в коллективе (двусторонний тип связи), наличие или отсутствие полноценного контакта с социальным окружением, опыт общения с социумом, взаимоотношений со сверстниками и т. д. [9, c. 43].
Однако, не смотря на недостатки в развитии нравственной сферы, дошкольники с нарушениями слуха располагают значительными резервами для нравственного развития. Выявить и эффективно использовать эти резервы — одна из главных воспитательных задач детского сада коррекционного типа.