Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: «Информатизация школьного образования» (Барнаул, 2002), «Информатизация образования» (Барнаул, 2004, 2005, 2006), «Политехническое образование как важный фактор эффективной подготовки молодежи к труду в рыночных условиях» (Горно-Алтайск… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности педагогов в условиях профильного обучения
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности педагога
    • 1. 2. Профессиональная компетентность педагогов: современные подходы и структура профессиональной компетентности
    • 1. 3. Профильное обучение как важный элемент школьной реформы
    • 1. 4. Методическая система обучения как методология исследования в области методики профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Структура и содержание подготовки учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
    • 2. 1. Организация профессиональной подготовки учителей информатики в системе российского образования
    • 2. 2. Современные направления подготовки учителя к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
    • 2. 3. Концепция формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
    • 2. 4. Методика формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности учителей информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
    • 3. 1. Общая характеристика педагогического эксперимента: цели и основные этапы реализации поставленных задач
    • 3. 2. Критерии готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
    • 3. 3. Анализ уровня готовности учителей информатики и выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
    • 3. 4. Использование методов многопараметрической статистики для структуризации и оптимизации учебного материала
    • 3. 5. Анализ результатов педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года1 одной из первоочередных задач является внедрение в старших классах общеобразовательной школы системы профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся.

Несоответствие между уровнем реальной и требуемой подготовки учителей информатики к её преподаванию в условиях профильной дифференциации объясняется не только спецификой информатики, которая, с одной стороны, является фундаментальной, а с другой — технологической и постоянно развивающейся отраслью знаний, но и «отставанием» действующих образовательных стандартов высшего профессионального образования 2000 г. от государственного стандарта среднего общего образования. В 2005 г. вступили в действие новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, но и в них вопросам подготовки учителя информатики профильной школы уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что обучение информатике в условиях профильной дифференциации требует от учителя ряда специфических профессиональных знаний и умений (выбор приоритетных для изучения в классе конкретного профиля информационных систем, технологий и средств, разработка программ элективных курсов, создание индивидуальной образовательной траектории для учащихся и др.). В связи с этим возникла необходимость специальной подготовки учителей информатики к реализации профильного обучения в школе.

Проблемы готовности специалистов к эффективной профессиональной деятельности изучены в работах М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, А. К. Марковой, Л. Ф. Мещеровой, В. А. Сластенина и др.

1 Российская система образования: состояние и перспективы — М., РАО, 2005. — 70 е.- Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Д. Днепров — М.: ГУ ВШЭ, 2002. -332 с.- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002,-№ 5.

Внедрению компетентностного подхода в образование посвящены работы И. А. Зимней, В. А. Козырева, Е. А. Ракитиной, М. В. Рыжакова, Л. А. Трубимой, А. 77. Тряпицыной и др.

Известны исследования в области подготовки будущих учителей информатики, выполненные Т. А. Боронежо, А. А. Веряевым, И. Б. Готской, Т. В. До-будько, С. Д Каракозовым, А. А. Кузнецовым, Э. И. Кузнецовым, В. В. Лаптевым, М. 77 Лапником, Н. И. Рыжовой, М. В. Швецким и др.

В последнее десятилетие выполнены исследования, в которых рассмотрены различные стороны организации и методического обеспечения профильного обучения информатике и отдельные аспекты подготовки учителей к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения. В диссертационных работах А. П. Шестакова (1999), Н. Т. Сухановой (2000), О. Г. Смоляни-новой (2002), А. Л. Симоновой (2003), И. Б. Государева (2004), Н. 3. Хасаншиной (2004), А. В. Якушина (2004) и др. исследованы вопросы формирования отдельных компонентов профессиональной компетентности учителя информатики профильной школы (алгоритмическая подготовка, формирование информационной компетентности, подготовка к использованию информационно-коммуникационных технологий в профильном обучении, к отбору содержания обучения в рамках отдельного профиля и др.). В работах Е. А. Певцовой (1994), Е. Ю. Никитиной (1995, 2001), М. В. Бутаковой (1999), А. М. Шамаевой (2005) и других раскрыты педагогические особенности организации и управления профильным обучением в общеобразовательной школе. В диссертациях Т. А. Калашниковой и Н. В Останиной (2002) рассмотрены дидактические основания дифференцированного подхода в обучении школьников и развития умений учителя применять его в профессиональной деятельности. А. С. Звягиной (2005) и Е. Ю. Яковлевой (2005) изучены некоторые подходы к совершенствованию методической системы и средств подготовки учителя информатики к осуществлению профильного обучения.

Вместе с тем, проблема формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения остается до конца не решенной.

Возникли противоречия между:

— потребностью в совершенствовании профессиональной подготовки учителя информатики, реализующего современные стандарты образования и подходы к обучению, и недостаточной теоретической и методической разработанностью педагогических основ, обеспечивающих её эффективность;

— необходимостью реализовать профильное обучение на старшей ступени средней общеобразовательной школы и сложившимся уровнем готовности учителей информатики осуществлять процесс обучения в соответствии с профилем школы, класса на основе дифференцированного подхода к учащимся.

Выделенные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, одним из путей решения которой может быть разработка и реализация методической системы обучения, базирующейся на компетентносгном и деятельностном подходах.

Актуальность проблемы определила тему исследования: «Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения».

Цель исследования состоит в педагогическом проектировании методической системы обучения, обеспечивающей формирование готовности будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, и ее практической апробации.

Объект исследования: общепрофессиональная и методическая подготовка учителей информатики в педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что готовность учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения будет сформирована, если:

— в основу теоретической модели формирования готовности учителя к профессиональной деятельности положен компетентностный подход, при этом профессиональная готовность понимается как целостная совокупность компе-тентностей в решении профессиональных задач;

— в основу проектирования методической системы обучения, обеспечивающей формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, положена ее классическая модель, включающая взаимосвязанные элементы (цели, содержание, методы, формы и средства обучения) и направленная на развитие трех основных компонентов готовности: психологического, научно-теоретического, операционно-технологического.

— в процессе формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения школьников используется метод целесообразно подобранных задач, соответствующих ее структурным компонентам.

Концепция исследования заключается в том, что методическая система обучения, обеспечивающая формирование готовности будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, базируется на:

— трактовке понятия «готовность учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения» как целостной совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей в решении профессиональных задач учителя информатики профильной школы;

— методе целесообразно подобранных задач, соответствующих структурным компонентам профессиональной деятельности учителя информатики профильной школы (как основном методе обучения).

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Проанализировать состояние, проблему и направления совершенствования подготовки учителей информатики к профильному обучению школьников.

2. Выявить психолого-педагогические основы готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.

3. Спроектировать методическую систему обучения, направленную на формирование готовности учителей информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.

4. Предложить критерии готовности будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.

5. Провести апробацию построенной методической системы в учебном процессе педагогического вуза.

Теоретико-методологической основой исследования являются: диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийпсихологическая теория деятельности, разработанная в отечественной и зарубежной наукеположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельностиидеи дифференцированного обучения.

Наиболее значимые методологические положения: необходимость изучения педагогических явлений в их развитии и измененииизучение педагогической системы как целостного образованияединство логического и историческогокомплексное использование методов исследованияпедагогическая эффективность поисковвнедряемость результатов в практику.

Значительное влияние на концепцию и содержание настоящего исследования оказали:

— исследования в области образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.);

— работы в области инноваций в образовании, социально-педагогического проектирования, моделирования и применения его в педагогических исследованиях (В. И. Загвязинский, М. В Кларин, Е С. Полат, А. М. Пышкало и др.);

— исследования основных закономерностей развития профессионального и профессионально-педагогического, общего образования (В. Г. Кинелев, К К Колин, А. Ю. Уваров и др.);

— исследования готовности к профессиональной деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е. А. Климов, Н. В Кузьмина, Н. Д Левитов, А. К. Маркова, Л. Ф. Мещерова, А. М. Новиков, В. А Пономаренко, В. А. Слас-тенин и др.);

— работы по проблемам внедрения в практику компетентностного подхода к обучению {И. А Зимняя, К. Г. Митрофанов, М. В. Рыжаков, О. Г. Смоля-нинова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской, Б. Д. Элъконин и др.);

— исследования индивидуализации и профильной дифференциации обучения (Р. Винклер, В. В. Гузеев, Г. В. Дорофеев, В. М. Монахов, В. А. Орлов, Е. С. Рабунский, И. Э. Унт, В. В. Фирсов, И. С Якиманская и др.);

— работы в области методологии и методики обучения информатике (С. А. Бешенков, Т А. Бороненко, А. А. Веряев, А. Г. Гейн, Т. В. Добудько, А. А Дородницын, А. 77. Ершов, С. Д. Каракозов, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. А. Ракитина, М. В. Швецкий и др.).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов работы.

Общенаучные методы: научно-методический анализ литературы по философским, социальным и психолого-педагогическим проблемам, связанным с модернизацией образования, ее влиянием на личность и систему образованияработ по теоретической и прикладной информатике, методике преподавания информатикианализ школьных и вузовских учебных программ, учебников и учебных пособийлогико-исторический анализмоделирование методической системы обучения.

Методы эмпирического уровня: прогностические (экспертная оценка, самооценка и др.) — диагностические (беседа, анкетирование, тестирование учителей, студентов, преподавателей педагогических вузов) — обсервационные (длительное фиксирование, прямое и косвенное наблюдение) — моделирование и структуризация содержания обучения, направленного на формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обученияконстатирующий, поисковый, формирующий и контролирующий экспериментыстатистические методы обработки данных эксперимента.

Опытно-экспериментальная база: факультет математики и информатики Барнаульского государственного педагогического университета.

Логика и основные этапы исследования.

На первом этапе (2000;2002 гг.) проводился теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной и методической литературы с целью определения степени разработанности проблемыанализировались состояние и проблемы подготовки учителей информатики в педагогических вузахпроводились наблюдения за процессом обучения разделам курса информатики, педагогики, теории и методики преподавания информатики в педагогическом вузе. Сформулирована гипотеза исследования. Разработан констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002;2004 гг.) выполнен контент-анализ действующих Государственных стандартов и учебных программ высшего профессионального образования для подготовки учителя информатики, монографий и учебных пособийпроведен констатирующий эксперимент, выполнен анализ материалов анкетирования преподавателей и студентов, тестирования студентовсформулирована концепция построения методической системы обучения, способствующей формированию профессиональной компетентности учителя информатики профильной школы. Разработана процедура формирующего эксперимента, произведен отбор материала. Выполнена структуризация содержания обучения. Разработана процедура контроля результатов эксперимента.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) проведена апробация разработанной методической системы обучения в рамках формирующего педагогического экспериментавыполнен контролирующий эксперимент, проведен анализ и интерпретация его результатовопределены дальнейшие перспективы развития предложенной методики обучениясистематизированы результаты исследованиясформулированы выводы. Апробированы и внедрены полученные результаты исследования. Завершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— предложена и обоснована концепция формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, заключающаяся в поэтапном формировании ключевых базовых и специальных компетентностей учителя профильной школы, посредством решения целесообразно подобранных задач;

— построена методическая система обучения, обеспечивающая формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, в рамках которой сформулированы учебные цели в контексте компетентностного подхода и предложена структура содержания обучения, основанная на деятельностном подходе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснована структура готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, через выделение составляющих профессиональной компетентности учителя информатики профильной школы;

— описана совокупность профессиональных задач, которые должен уметь решать учитель информатики профильной школы, определяющая его профессиональную компетентность на ключевом, базовом и специальном уровнях;

— предложены критерии готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и теоретические выводы доведены до конкретных методических рекомендаций. Предложен вариант реализации разработанной методической системы обучения, обеспечивающей формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильной дифференциации, в виде спецкурса. Разработанная программа курса и методическое обеспечение могут быть использованы в учебном процессе других факультетов и педагогических вузов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициямиопорой основных положений и научных выводов на достижения современной психолого-педагогической наукисистемным подходом к исследуемой проблемеприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследованияпрактическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работыиспользованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Готовность учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения представляет собой целостную совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей в решении специфических профессиональных задач учителя профильной школы.

2. Методика формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения может быть описана с использованием классической модели методической системы обучения, в которой:

— цели и содержание обучения определяются целостной совокупностью компетентностей в области профильного обучения информатике;

— ведущим методом обучения является метод целесообразно подобранных задач, которые отражают специфику профессиональной деятельности учителя информатики профильной школы.

3. Обучение на основе компетентностного подхода, заключающееся в поэтапном формировании и развитии ключевых, базовых и специальных компетентностей в области профильного обучения, позволяет сформировать у будущих учителей информатики готовность к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: «Информатизация школьного образования» (Барнаул, 2002), «Информатизация образования» (Барнаул, 2004, 2005, 2006), «Политехническое образование как важный фактор эффективной подготовки молодежи к труду в рыночных условиях» (Горно-Алтайск, 2006) — всероссийской научно-методической конференции «Современные технологии образования и их использование в ВУЗе и профильной школе» (Томск, 2005) — региональных научно-практических конференциях и семинарах (Барнаул, 2002, 2004;2006; Рубцовск, 2005) — секциях «Преподавание информатики» I-VI Педагогических фестивалей (2001;2006 гг.), методических семинарах для аспирантов и соискателей и заседаниях кафедры вычислительной математики и программирования Барнаульского государственного педагогического университета.

Результаты исследования апробировались на практике в рамках педагогического эксперимента и внедрены в учебный процесс в форме спецкурса «Профильное обучение информатике в школе» на факультете математики и информатики БГПУ (2005 г.).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 15 публикациях автора, 2 из которых опубликованы в периодических научных изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Последовательность решения основных задач исследования определила структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений. В работе содержится 22 рисунка, 19 таблиц и 17 приложений. Библиографический список содержит 279 источников, из них 10 на иностранных языках. Текст диссертации представлен на 169 страницах.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ В заключительной третьей главе диссертации подробно описано исследование следующих процессов: (1) изучение проблемы соответствия готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения современному уровню требований к педагогу- (2) организация и проведение формирующего и контролирующего этапов эксперимента.

В § 3.1 представлена общая характеристика педагогического эксперимента, включая описание его целей и этапов в соответствии с основными этапами реализации поставленных в диссертации задач, математических методов и моделей, использованных при обработке экспериментальных данных. Описаны критерии и показатели уровней готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения (§ 3.2), используемые при анализе результатов достижений студентов, прошедших обучение по предложенной в диссертационной работе методике.

Проведенный педагогический эксперимент включал в себя поисковый, констатирующий, формирующий и контролирующий этапы. В ходе поискового и констатирующего этапов эксперимента, по результатам контент-анализа научной и учебно-методической литературы, анкетирования учителей информатики школ г. Барнаула, анкетировании и тестировании студентов 5 курса БГПУ, сделан вывод о недостаточности существующей подготовки учителей информатики в рамках вузовской системы обучения к реализации профильного обучения в школе и необходимости разработки методики специального обучения, направленного на формирование у будущих учителей информатики теоретических и прикладных знаний и умений, а также мотивации для решения профессиональных задач, отражающих специфику деятельности учителя информатики профильной школы (§ 3.3).

С целью определения факторов, влияющих на отбор содержания обучения, направленного на формирование готовности учителя информатики к реализации профильного обучения, проведено анкетирование преподавателей информатики педагогического вуза и учителей информатики профильных школ г. Барнаула (§ 3.4). Полученные результаты обработаны и интерпретированы с помощью факторного анализа (метода главных компонент). Использование методов кластерного анализа и теории графов позволило структурировать содержание обучения и оптимально выстроить логику изучения выделенных учебных элементов.

В ходе формирующего и контролирующего этапов эксперимента разработанная методическая система обучения апробирована на практике, в виде спецкурса (§ 3.5). Для оценки достижений студентов использованы анкетирование и тестирование до и после изучения спецкурса, а также метод экспертных оценок студенческих проектов. Для проверки достоверности результатов эксперимента использовалось сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп с помощью t-критерия Стьюдента и критерия квадрат обработки данных. Результаты эксперимента показали, что выбранный подход к отбору и структуризации содержания обучения, а также выделенные классы обучающих задач, отражающих специфику профессиональной деятельности учителя информатики профильной школы, способствуют формированию психологического, научно-теоретического и операционно-технологического компонентов готовности будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное нами теоретическое исследование, анализ нормативных документов, научной и учебно-методической литературы позволили констатировать недостаточную теоретическую и методическую разработанность педагогических основ специальной подготовки будущих учителей информатики, обеспечивающих эффективность формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения. Проведенный поисковый эксперимент подтвердил низкий уровень знаний и умений студентов и учителей информатики в вопросах реализации профильного обучения информатике.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования готовности педагога к профессиональной деятельности и выявления сущности компетентностного подхода в образовании, позволяющего обеспечить наиболее полный, личностно и социально интегрированный результат обучения в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных и процессуальных составляющих, предложено понимание готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения как целостной совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей.

Разработана методика формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, для чего:

— построена методическая система обучения, положенная в основу методики формирования готовности учителя информатики к профильному обучению старшеклассников, учитывающая сформулированные цели обучения, как для традиционного («знаниевого») подхода к организации образовательного процесса, так и с учетом компетентностного подхода;

— выделены основные типы учебных задач, способствующих формированию у педагога профессиональных знаний и умений, необходимых в профильном обучении школьников, и описаны составляющие каждого класса задач в соответствии с содержанием ключевой, базовой и специальной компетентности учителя профильной школы;

— обоснована целесообразность использования деятельностного подхода к обучению («обучение через задачи» и посредством метода целесообразно подобранных задач), ориентированного на поэтапное формирование ключевых, базовых и специальных компетентностей учителя информатики в решении профессиональных задач профильной школы через решение профессиональных учебных задач.

Экспериментально подтверждено, что предложенная методика обучения способствует формированию у студентов знаний и умений в области профильного обучения школьников информатике, в том числе формированию умений по проектированию методических систем профильного обучения информатике и реализации их в базовых, профильных и элективных курсах. Все это позволило сформулировать основные выводы:

1. Обоснована структура готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, представляющая собой целостную совокупность, выделенных в ходе исследования ключевых, базовых и специальных компетентностей в решении профессиональных специфических задач учителя профильной школы.

2. Разработана методическая система обучения, основанная на поэтапном формировании ключевых базовых и специальных компетентностей в области профильного обучения информатике, основным методом которой является решение целесообразно подобранных задач.

3. Определены критерии уровней готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.

4. Доказано, что предложенная методическая система обучения обеспечивает повышение психологической готовности студентов к профильному обучению школьников, формированию у них знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач учителя информатики профильной школы.

Таким образом, в рамках поставленных задач выполненное диссертационное исследование можно считать законченным. Выдвинутые по его результатам теоретические положения и практический опыт их реализации, позволяют надеяться, что решение вопросов совершенствования методики формирования готовности учителей информатики к профильному обучению школьников, будет способствовать успешной реализации их профессиональной деятельности в данной области.

Возможными перспективными направлениями данного исследования могут быть: мониторинг отдаленных результатов обучения в рамках предложенной моделиисследование закономерностей, принципов, механизмов, условий индивидуализации становления профессиональных компетентностей у будущих учителей профильной школы в условиях реально введенного профильного этапа обучения в школах Россииадаптация построенной методической системы и ее интерпретаций для различных уровней учебного процесса, например, в рамках специализаций при подготовке учителей различных специальностей в педагогическом вузесоздание интерпретации построенной методической системы обучения в виде образовательного Интернет-ресурса для системы дистанционного обучения или e-leaming.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. — 96 с.
  2. В. Н. Спецификация программ: понятийные средства и их организация. Новосибирск: Наука, 1987. — 240 с.
  3. В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. -1998. № 1. — С. 72−75.
  4. О. В. Информационная работа в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005.-80 с.
  5. Ананьев Б Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 338 с.
  6. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 320 с.
  7. В. В. Дифференцированный подход к процессу обучения общеобразовательным предметам в профессиональном лицее Текст.: дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1998.-167 с.
  8. И. К, Копытов Н. А., Монахов В. М. Сборник задач и упражнений по математике для средних профтехучилищ (по специальности «Оператор ЭВМ»). -М.: Высшая школа, 1981. -103 с.
  9. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  10. М. Н. Педагогические теории и системы: аспекты технологий: учебное пособие. Чита: Изд-во ЗабГТУ им. Н. Г. Чернышевского, 1998. — Часть П. — 254 с.
  11. Ю. К, Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев: Радянська школа, 1983. — 287 с.
  12. Балакирева Э В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. — 96 с.
  13. Г. К, Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика. -1975. № 4. — С. 41−49.
  14. Н. 3 Педагогическое образование за рубежом. Тесты на компетентность учителя // Педагогическое образование. 1992. — Выпуск № 5. — С. 101−102.
  15. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М., 1991. — 208. — 90 с.
  16. А. П. Перспективные направления развития профессионального образования в России // Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования: сборник научных трудов / Под ред. X. Беднарчика. Радом, 1995.-С. 9−24.
  17. В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежск. Ун-та, 1977. — 304 с.
  18. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 19 909.-192 с.
  19. С. А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики // Информатика и образование. -1998. № 2. — С. 17−18.
  20. Богомолова О Б. Активные методы обучения информатике в школах социально-экономического профиля // Педагогическая информатика. 2006. — № 3. — С. 13−22.
  21. Большая Советская энциклопедия. Проект Рубикон. http://www.rubricon.com/
  22. В. О педагогическом творчестве и опасности дилетантизма // Народное образование. -1988. -№ 6. С. 76−80.
  23. Т. А. Концепция школьного курса информатики: учебное пособие. -СПб.: Высшая административная школа, 1995. 68 с.
  24. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 34 с.
  25. Т. А., Лебедева И. А., Рыжова Н. К, Швецкий М. В. Модель школьного курса информатики// Компьютеры в образовании: тезисы докладов всероссийской конференции. СПб., 1993. — С. 3.
  26. Т. А., Рыжова Н. И. К вопросу о содержании обучения компьютерной математике // Информатика исследования и инновации: межвуз. сб. науч. тр. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, ЛГОУ, 1999. — Вып. 3. — С. 150−156.
  27. А. А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. -1965. -№ 7. -С. 10.
  28. БутаковаМ.В. Педагогические условия дифференцированного обучения в школе Текст.: дисканд. пед. наук. Вологда, 1999. -173 с.
  29. ВахромовЕ. Психология новой эры: компетентность или беспомощность, 2001. http://psy. 1 september.ru/200 l/47/45.htm
  30. Р. Б Уроки дифференцированного обучения // Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 78−86.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.-353 с.
  32. ВеряевА.А. Педагогика информатики: учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.-477 с.
  33. А. А Семиотический подход к образованию в информационном обществе Текст.: дис. д-ра. пед. наук. Барнаул: БГПУ, 2000. — 367 с.
  34. Вестник образования: сборник приказов и инструкций Министерства образования Российской Федерации. Профильное обучение. Декабрь, 2002. — № 4. — 95 с.
  35. Н. М. Дифференциация обучения в школах Англии // Советская педагогика. 1988.-№ 12.-С. 118−125.
  36. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.-136 с.
  37. В. И Основы теоретической педагогики: учебное пособие. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. университета, 1992. 154 с.
  38. Гладкая И В., Ильина С. П., Ривкина С. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. — 128 с.
  39. Глоссарий ЮНЕСКО. http://www.unesco.org/education
  40. Е. Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе//Актуальные проблемы индивидуализации обучения: материалы научного симпозиума в Тарту, 13−14 октября 1969 г. Тарту, 1970. — 51 с.
  41. Г. Б., Чуракова О. В. Попытка определения компетенции как образовательного результата // Современные подходы к компетентностно-ориентиро-ванному образованию: материалы семинара / Под ред. А. В. Великановой. Самара: Изд-во Профи, 2001. — С. 13−18.
  42. Н. К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1963. — № 2. — С. 49−51.
  43. Н. К. Методология и методы педагогики как науки. М.: Знание, 1968.-44 с.
  44. А. В Информатика фундаментальная и прикладная // Информатика и образование. -1998. № 6. — С. 27−30.
  45. И. Б. Подготовка будущих учителей информатики к проектированию профильных курсов ВЕБ-технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук. СПб, 2004.-180 с.
  46. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО). http://db.informika.ru/spe/index.htm.
  47. И. Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики (теоретические основы, практика проектирования) Текст.: дис. д-ра. пед. наук. СПб., 1999. — 406 с.
  48. ГребневЛ. С. Российское высшее образование и Болонский процесс: возможности, особенности, ограничения // Проблемы высшего технического образования. -2004.-№ 5.-С. 5−14.
  49. И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. -СПб.: КАРО, 2005.-128 с.
  50. ДаутоваО.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учебно-методическое пособие / Под. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006.-352 с.
  51. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  52. Дидактика современной школы: пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. Киев: Радянська школа, 1987. — 351 с.
  53. Н. В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. -160 с.
  54. А. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования Текст.: дис.. канд. пед. наук. Самара, 2000. -163 с.
  55. Т. В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики Текст.: дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 349 с.
  56. А. А. Информатика: предмет и задачи // Вестн. АН СССР. 1985. — № 2. — С. 85−89.
  57. Г. В., Кузнецова JJ. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 15−20.
  58. Дурай-Новакова К М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: дис. д-ра пед. наук. М., 1983. -353 с.
  59. Дьяченко В К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. -160 с.
  60. М. К, Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Б ГУ, 1976. — 176 е.-
  61. М. К, Кандыбович Л. А Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вузов: монография. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-450 с.
  62. М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. — 206 с.
  63. Елисеева И К, Рукавишников В О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. — 144 с.
  64. О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М.: Просвещение, 2003. — 223 с.
  65. А. П. Школьная информатика // Информатика и образование. 2005. -№ 1.-С. 3−14.
  66. А. П Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — С. 6 — 23.
  67. А. П., Звенигородский Г. А, Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы). Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, препринт 152, 1979.-16 с.
  68. В. К. Определение и границы понятия ключевых компетенций, 2001. http://psy. 1 september.ru/2001/47/45.htm
  69. В. К, Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та., 1978. — 91 с.
  70. В. И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. -160 с.
  71. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию Текст.: дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 410 с.
  72. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по состоянию на 20 марта 2006 года. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. — 48 с.
  73. Л. В., Мальцева Л. Д. Дифференциация обучения на уроках информатики // Информатика и образование. -1999. № 1. — С. 26−33.
  74. Г. А. Индивидуальный подход как одно из условий успешности обучения учащихся (Дидактический аспект). Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2001. -132 с.
  75. Т. Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы: монография. М., 1997. — 212 с.
  76. А. С. Методические средства подготовки будущих учителей информатики для осуществления профильного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук. -Москва, 2005.-204 с.
  77. И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
  78. И. А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2005. — 384 с.
  79. Иванов Д А., Митрофанов К Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. -М.: АПК и ПРО, 2003. -101 с.
  80. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д. А. Поспелов. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 352 с.
  81. Т. А. Дидактические основания дифференцированного обучения школьников младшего подросткового возраста Текст.: дис. канд. пед. наук. М, 1994.-149 с.
  82. В. Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика: учеб. для техникумов. М.: Высш. шк., 1998. — 336 с.
  83. В. Г. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. -М., 1996. № 3. — http://www.informika.ru/text/magaz/higher/396/4−12.htm
  84. А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. — 206 с.
  85. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. — 224 с.
  86. М. В. Обучение на основе полного усвоения (Анализ мирового опыта) // Дифференциация как система. Кн. 1. М.: Новая школа, 1992. — С. 18−42.
  87. Климов Е А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — 278 с.
  88. Е. А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004. — 336 с.
  89. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». — www.eidos.ru/news/compet htm. e-mail: [email protected].
  90. Д. Искусство программирования для ЭВМ. Т. 1: Основные алгоритмы. -М.: Мир, 1976.-736 с.
  91. Д. Алгоритмы в современной математике и вычислительной науке // Алгоритмы в современной математике и её приложениях: материалы междунар. симп. -Новосибирск: Изд-во Вычисл. Центра СО АН СССР, 1982. Ч. 1. — С. 64−98.
  92. Г. М, Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. — 448 с.
  93. В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.-328 с.
  94. И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
  95. И. А. Основы технологической культуры педагога. СПб.: Дрофа, 2003.-285 с.
  96. Колин К К О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. 2000. — № 10. — С. 5−10.
  97. Ю. Ш., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. 1990. -№ 4. — С. 21−27.
  98. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
  99. Концепция комплексного исследования по теме «Новые принципы и технологии подготовки учителя в условиях перехода к непрерывному образованию». М.: ГК СССР по народному образованию, Моск. гос. пед. ин-тут, 1990. — 58 с.
  100. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / Министерство образования Российской Федерации- Российская академия образования- Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002. -http://www.profile-edu.ru
  101. Я. Г. Некоторые аспекты содержания курса Методики преподавания информатики. 1999. -http://www.masu.ru/cience/publ/bornik/ 99. htm
  102. В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
  103. Красновский Э А., Курдюмова ИМ. О соотношении целей обучения и требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся // Новые исследования в педагогических науках. -1983. № 1(41). — С. 30−33.
  104. Ю. П. Подготовка учителя: проблемы, проблемы // Педагогика. -1991.-№ 4.-С. 87−92.
  105. В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972. — 187 с.
  106. В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991. -112 с.
  107. Крылова О Я Технология работы с учебным содержанием в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. -СПб.: КАРО, 2005.-112 с.
  108. А. А, Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. 2004. — № 1.
  109. А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988. — 36 с.
  110. А. А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование.- 1998.- № 2. -С. 14−16.
  111. А. А. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. 2003. — http://www.profile-edu.ru
  112. А. А. Элективные курсы по информатике // Профильная школа. -2004.-№ 1.-С. 24−29.
  113. А. А., Захарова Т. Б Принципы дифференциации содержания обучения информатике // Информатика и образование. 1997. — № 7. — С. 9−11.
  114. А. А., Семенов, А Л., Уваров А. Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии». 2001. -http://inf. 1 september.ru/2001/5/art/proect.html-ssi
  115. А. А., Филатова Л. О.а) Информатика в профильной школе // Информатика и образование. 2003. -№ 6.-С. 14−18.б) Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 3. — С. 54−58.
  116. Кузнецов Э И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте Текст.: автореф. дисд-ра пед. наук. М., 1990. — 38 с.
  117. В. А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1995. — 268 с.
  118. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. -119 с.
  119. Н. В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. -1982. -№ 3. С. 63−66.
  120. B.C. Общие основы педагогики. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2002. — 224 с.
  121. Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Просвещение, 1971. — 111 с.
  122. КыверялгА. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980.-334 с.
  123. В. В., Рыжова Н. К, Швецкий М. В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики: монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. — 352 с.
  124. В. В., Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого образования. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 508 с.
  125. М. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах Текст.: дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1999. — 82 с.
  126. О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования Текст.: автореф. дис. д-ра. пед. наук. СПб., 1992. — 38 с.
  127. Н. Д Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
  128. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991.-224 с.
  129. В. С., Кузнецов А. А., БешенковС.А. Состояние и перспективы курса информатики в общеобразовательной школе// Информатика и образование. № 3. -1998.-С. 75−78.
  130. И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М.: Издательство МГСУ «Союз», 1999.-127 с.
  131. П. Мера трудности // Народное образование. 1971. — № 12. — С. 71 -74.
  132. Макаров Я В Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб., 1992. — 135 с.
  133. С. А. Информатика как базовая наука образования // Информатика и образование. № 6. — 1998. — С. 3−7.
  134. Маркова, А К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. 1990. -№ 8. — С. 82−88.
  135. А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  136. Маркова, А К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. -1995. № 6. — С. 55−63.
  137. А. К. Психология профессионализма. М.: 1996. — 308 с.
  138. Д. Ш., Баранова Ю. Ю., Манникова Я Г. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий // Завуч. 2000. — № 4. — С. 27−34.
  139. М. А. В педагогической секции учебно-методического совета Нар-компроса РСФСР // Советская педагогика. 1943. — № 2−3. — С. 53−54
  140. М. А. Опыт дифференцированного обучения в советской средней школе // Советская педагогика. -1962. № 9. — С. 98.
  141. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: методические рекомендации для студентов / Сост. Г. Д. Кириллова. JL: Изд-во ЛПИ, 1986. — 44 с.
  142. К. Я Профильная дифференциация образования // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 60−65.
  143. МещероваЛ. Ф. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению будущего учителя в высшей школе Текст.: дис. канд. пед. наук. Томск, 2003. — 227 с.
  144. Т. В. Совершенствование содержания методической подготовки учителя информатики в педвузе Текст.: дис. канд. пед. наук. -М, 2001. -195 с.
  145. Митина Л М. Психология профессионального развития учителя Текст.: дис.. д-ра психол. наук. -1995. 408 с.
  146. А. В. К концепции обучения информатике в 12-летней школе // Педагогическая информатика. 2000. — № 4. — С. 3−8.
  147. А. В. Современные аспекты развития образовательной области «Информатика» // Педагогическая информатика. -1998. № 1. — С. 3−4.
  148. Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Д. Днепров.- М.: ГУ ВШЭ, 2002. 332 с. — (Серия: библиотека развития образования).
  149. В. М. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 42−47.
  150. Монахов В М., Орлов В. А. Концепция дифференцированного обучения в средней общеобразовательной школе. М., 1990. — 36 с.
  151. А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986. — 36 с.
  152. Мордовская, А В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа Саха). М.: Academia, 2000. -176 с.
  153. Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск, 1977.-80 с.
  154. Н. Н. Прикладная логика. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2000.-521 с.
  155. ЕЮ. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе Текст.: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 196 с.
  156. Никитина Е Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 2001.-428 с.
  157. Нормативно-правовая база профильного обучения. Сборник документов и материалов. М.: Новая школа, 2005. — 208 с.
  158. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. М., 2001. -238 с.
  159. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  160. П. Н. Методы обучения и их оптимальный выбор // Среднее специальное образование. -1990. № 4. — С. 25−27.
  161. В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Интернет-журнал «Эйдос». 2003. — 16 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2003/0416.htm.
  162. И. М. Нужны вариативность, гибкость и готовность // Директор школы. 2002. — № 3. — С. 28−34.
  163. Н. В. Развитие готовности учителя к осуществлению дифференцированного подхода в профессионально-педагогической деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 176 с.
  164. Е. А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений, период 1917—1994 гг.. Текст.: дис. канд. пед. наук.-М., 1994.-286 с.
  165. Педагогика высшей школы / Отв. ред. Н. Д. Никандров. JL: Л111И, 1974. -116 с.
  166. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  167. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  168. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  169. Педагогическая энциклопедия. Том 2 — М.: Советская энциклопедия, 1965. -659 с.
  170. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, J1. С. Глебова и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  171. В. К, Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991. -129 с.
  172. С. А. Образовательная среда профильного обучения: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005.-96 с.
  173. С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.-84 с.
  174. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  175. Е. С. Метод проектов. http://www.ioso.ru/distant/project/meth% 20project/metod%20pro.htm
  176. В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.-512 с.
  177. О. Н. Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 49−55.
  178. Е. В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема // Известия Южного отделения Российской академии образования. Ростов-на-Дону, 1999.-Вып. 1. — С. 127−136.
  179. Т. Языки программирования: разработка и реализация. М.: Мир, 1979.-576 с.
  180. М. А. Факультативные занятия: перспективы развития // Советская педагогика. 1986. — № 9. — С. 29.
  181. Профильная и уровневая дифференциация содержания образования / Авторский коллектив под рук. М. В. Рыжакова, д.п.н., проф., академика РАО (март, 2006). http://www.lexed.ru/pravo/notes/7rizakovmarch2006.html
  182. Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, J1. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. -М.: Совершенство, 1998. 320 с.
  183. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Автор-составитель В. А. Мижериков- Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 540 с.
  184. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе Текст.: автореф. дисд-ра. пед. наук. М., 1975. — 32 с.
  185. РабунскийЕ. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. М.: Педагогика, 1975.- 184 с.
  186. Е. А Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2002. — 34 с.
  187. Развитие и диагностика способностей / JI. Г. Алексеева, А. Н. Воронин, Т. В. Галкина и др.- Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков- АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1991. -177 с.
  188. Разработка стандартов в профессиональном образовании и обучении: описание, опыт, примеры. -М.: EU-TACIS, 1999. -100 с.
  189. В. И. Опыт дифференциации обучения в школе 20-х гг. // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 87−92.
  190. И. А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы. Днепропетровск: Изд-во Днепропетр. гос. ун-та, 1980. — 95 с.
  191. Н. И. Дифференциация обучения в средней школе Франции // Советская педагогика. 1988. -№ 6. — С. 129−135.
  192. С. В., Шеин С. А. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ. Минск: Университетское, 1990. — 128 с.
  193. Роботова, А С., Никонов И. Н. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. — 80 с.
  194. Рональд де Грот Дифференциация в образовании // Директор школы. 1994. -№ 5.-С. 12−18- № 6.-С. 2−6.
  195. Рональд де Грот. Дифференциация в образовании // Директор школы. 1995. -№ 1.-С. 2−6.
  196. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: БРЭ, 1993. 608 с.
  197. С. Я. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  198. М. В. Ключевые компетенции в стандарте. Возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 4. — С. 20−23.
  199. Н. И. К вопросу о математических основаниях информатики // Информатика исследования и инновации: межвуз. сб. науч. тр. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, ЛГОУ, 1999. — Вып. 3. — С. 156−159.
  200. Н. И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области Текст.: дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2000, — 429 с.
  201. Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд. 2-е, дополнен. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ" — Издательство ЭКМОС, 2000. — 384 с.
  202. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  203. Г. К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004.-№ 3. — С. 29−32.
  204. М. П. Профессиональное обучение: Педагогические технологии. -СПб.: Издательско-полиграфический техникум, 1996. 100 с.
  205. Симен-Северская О. В Педагогическая компетентность и профессионализм учителя. 2006. — http://www.ncstu.ru/content/docs/pdCtrudi/hs/06/26.pdf.
  206. А. Л. Методика организации дифференцированного обучения школьников информатике на основе компьютерной диагностики знаний Текст.: дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2003. — 150 с.
  207. В. Я. Профессионализм учителя // Педагогика. -1999. № 5. — С. 45−51.
  208. Ситаров В А. Дидактика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  209. В. А., Исаев И Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  210. В. А. Формирование личности учителя Советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  211. В. И, Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с.
  212. О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий Текст.: дисд-ра пед. наук. СПб., 2002. — 504 с.
  213. Спирин JI Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -174 с.
  214. М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред.
  215. A. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2005. — 96 с.
  216. Н. Т. Методика профильного обучения информатике в рамках математического цикла Текст.: дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 205 с.
  217. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: НФПК, 2001. -101 с.
  218. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред.
  219. B. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  220. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  221. ТряпицынаА. П. Актуальные направления исследования педагогического проектирования // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: монография. СПб., 1995.
  222. JI. А. Вариативная подготовка педагогических кадров: традиции. Новые подходы. Проблемы: материалы к седьмому заседанию методологического семинара 17 мая 2005 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -108 с.
  223. Я. Без профессионализма нет ответственности // Народное образование. -1999. № 10. — С. 215−222.
  224. Ю. К, Макаров А. А. Анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995. — 384 с.
  225. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-192 с.
  226. Т. Организация индивидуальной и самостоятельной работы с учащимися на уроках общеобразовательных дисциплин в средних профтехучилищах. -Алма-Ата, 1974. 96 с.
  227. Успенский В Б., Мельников А. Э., Колпаков Г. А., Проскурин В. Н. История школы и педагогики: краткое учебное пособие. Ярославль: ЯШУ им. К. Д. Ушинского, 1995. — Ч. II. — 79 с.
  228. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1998. — 576 с.
  229. И. Ф. Педагогика: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 1997. — 512 с.
  230. Н. 3. Теория и методика использования учебных геоинформационных систем в профильной подготовке школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук. -Тольятти, 2004.-186 с.
  231. И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1987. -152 с.
  232. И. М. Формы организации работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.-160 с.
  233. ШамаеваА. М. Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе Текст.: дисканд. пед. наук. Липецк, 2005. — 195 с.
  234. В. В. Употребление выражения ключевые компетенции в современном педагогическом дискурсе как объект лингвистической рефлексии. М., 2003.
  235. А. А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул, Изд-во БГПУ, 2002. -123 с.
  236. Ю. А. Что делать со школьной информатикой? Чему учить школьников на уроках информатики? // Информатика. -1998. № 16. — С. 2−5.
  237. Н. М. Дифференцированное обучение в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  238. Н. М. Учителю о дифференцированном обучении. М: Просвещение, 1989.-114 с.
  239. М. В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования Текст.: дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 480 с.
  240. ШестаковА. П. Профильное обучение информатике в старших классах средней школы на примере курса «Компьютерное математическое моделирование» Текст.: дисканд. пед. наук. Омск, 1999. -183 с.
  241. В. К. Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения в средней школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. -398 с.
  242. В., Шиняева О. От неуверенности к профессионализму // Народное образование.- 1995.-№ 1.-С. 121−123.
  243. . Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Введение в современные социальные проблемы: тезисы докл. конфер. М., 2001.
  244. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах / Под ред. С. Я. Батышева. М.: НПО, 1999. — Т.2. — 440 с.
  245. И. И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М.: Радио и связь, 1996.-С. 25.
  246. И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. -1995. № 3. — С. 39−46.
  247. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  248. И. С, Абрамова С. Г., ШияноваЕ. Б., ЮдашинаН. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. -1991.-№ 4.-С. 44−52.
  249. Е. Ю. Совершенствование системы методической подготовки учителей информатики в условиях введения профильного обучения Текст.: дис. канд. пед. наук. М., 2005. -156 с.
  250. Т. А. О методической подготовке учителя информатики. 1998. -http://smile.nsu.ru/archive/confi'nit/96/sect4/node26.html
  251. Якушин, А В. Совершенствование алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе Текст.: дис.. канд. пед. наук. Тула, 2004. -166 с.
  252. Bergman G. Philosophy of Science. University of Wisconsin Press. — Madison, 1957.
  253. Development and implementing local educational standards / Ed. By Meyers R. -ERIC Clearing House on Assessment and Evaluation, 1998. 368 p.
  254. HerberH. Jnnere Differenzierung im Unterricht. Stuttgart, 1983. — S. 5.
  255. KorfD. Differenzierung in der Schule. Stuttgart, 1974. — S. 16.
  256. Ksiqzek W. Rzecz о reformie edukacji (1999−2001). Warszawa, 2001. -162 s.
  257. Oxford Cambridge and RSA Examinations. Программа «Ключевые компетенции 2000». -2001.
  258. The National Curriculum 5−16. L., 1987. — P. 3.
  259. UngerH. Encyclopedia of American education. Volumes 1−3. New York: Fact on File, Inc., 1996.-1235 p.
  260. Winch C. Education, work social capital: Towards a new conception of vocational education. London-New York, NY, 2000. — 220 p.
  261. Winkler R. Differenzierung. Funktionen, Formen und Probleme. Regensburg, 1978.-52 p.
Заполнить форму текущей работой