Эмпирические исследования воздействия различных факторов на процесс развития креативности младших школьников
Кобыченко Р. — воспитывается в многодетной семье, но семья обеспеченная, очень старательный, проявляет большой интерес к школьным предметам, в частности к рисованию, часто принимает участие в общественной жизни школы. Еремин Е. Родители — разнорабочие, Семья малообеспеченная. Мальчик активный, отличается сообразительностью, проявляет интерес к учебным предметам, немного рассеянный и несобранный… Читать ещё >
Эмпирические исследования воздействия различных факторов на процесс развития креативности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика констатирующего этапа исследования
С целью диагностики креативности было проведено тестирование среди учеников Вышнереутчанской средней школы Медвенского района Курской области. Исследования проводились 24 апреля 2010 г. на базе 4 класса. Учащиеся обучаются по программе УМК «Школа России». В классе 8 человека: шесть мальчиков и две девочки. Учащиеся различны по своему развитию и поведению.
Еремина А. и Крюкова А. воспитываются в полной семье, Девочкаи являются отличницами в школе, добросовестными, общительными. Обе посещают музыкальную школу по классу фортепиано. Еремина А. обучается игре на гитаре, девочки — участницы художественной самодеятельности, принимают активное участие в общественной жизни школы.
Рыжиков С. — единственный ребенок в семье, необщительный, невнимательный, рассеянный, излишне подвижный, это негативно отражается на учебной деятельности ребенка.
Козлитин А.- воспитывается в полной семье, родителиучителя. мальчик является отличником, обладает хорошими способностями к математическим дисциплинам, активный участник художественной самодеятельности.
Еремин Е. Родители — разнорабочие, Семья малообеспеченная. Мальчик активный, отличается сообразительностью, проявляет интерес к учебным предметам, немного рассеянный и несобранный, увлекается легкой атлетикой.
Кобыченко Р. — воспитывается в многодетной семье, но семья обеспеченная, очень старательный, проявляет большой интерес к школьным предметам, в частности к рисованию, часто принимает участие в общественной жизни школы.
Калашников Е.- воспитывается в полной семье, мальчик достаточно сообразительный, но излишне неорганизованный, незаинтересованный в улучшении своих результатов в школьных предметах, неумение владеть собой негативно отражается на работоспособности мальчика.
Тимофеев Ф.- из многодетной семьи, семья малообеспеченная. Воспитанию ребенка уделяется мало внимания, он медлительный, неорганизованный, что вызывает определенные трудности в обучении.
Часть 1.
В первой части Предлагаемый вариант представляет собой набор картинок с некоторым набором линий, используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте тесте используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Результаты оценивались по следующим показателям:
- 1) оригинальность,
- 2) беглость;
- 3) законченность образа.
Результаты замеров исходного уровня креативности учащихся оформились в виде таблицы. (Таблица 1).
Таблица 1.
оригинальность. | беглость. | законченность образа. | Всего. | |
1. Еремина Анна. | ||||
2. Крюкова Анна. | ||||
3. Рыжиков Сергей. | ||||
4. Калашников Евгений. | ||||
5. Козлитин Алексей. | ||||
6. Тимофеев Федор | ||||
7. Кобыченко Руслан. | ||||
8. Еремин Евгений. | ||||
Средний показатель. | 2,25. | 1,7. | 4,13. |
Часть 2.
Во второй части тестирования использовался тест «Создай образ». Детям предлагалось 10 кругов, из которых необходимо было создать законченный рисунок. На выполнение этого задания отводится 10 мин.
Таблица 2.
оригинальность. | беглость. | законченность образа. | Всего. | |
1. Еремина А. | ||||
2. Крюкова А. | ||||
3. Рыжиков С. | ||||
4. Калашников Е. | ||||
5. Козлитин А. | ||||
6. Тимофеев Ф. | ||||
7. Кобыченко Р. | ||||
8. Еремин Е. | ||||
Средний показатель. | 1,62. | 1,85. | 5,13. |
Определив уровень креативности учащихся по критериям беглость, гибкость, законченность образа, мы разделили детей на три группы: высокий уровень креативности (12−14 баллов) — 2 человека, средний уровень креативности (8−11 баллов) — 3 человека, низкий уровень креативности (5−7 баллов) — 3 человека. (Таблица 3).
Таблица 3.
№. | Ф.И. ученика. | Уровни креативности. |
Низкий. | Средний. | Высокий. |
1. | Еремина А. | |
2. | Крюкова А. | |
3. | Рыжиков С. | |
4. | Калашников Е. | |
5. | Козлитин А. | |
6. | Тимофеев Ф. | |
7. | Кобыченко Р. | |
8. | Еремин Е. |
Таким образом, были получены следующие уровни: низкий — 37,5%, средний — 37,5%, высокий — 25%.
Вывод: Большинство детей успешно справились с поставленной задачей, проявили фантазию, творческое воображение, оригинальность, что говорит о способности детей анализировать, избегать легких, очевидных решений.
Дальнейший анализ результатов теста показал, что средний и высокий уровень креативности проявили дети, которые учатся на «хорошо» и «отлично», принимают активное участие в спортивной и общественной жизни школы. Родители детей уделяют большое внимание их воспитанию и развитию, сами дети заинтересованы в улучшении своих результатов, много читают. Еремина А. и Крюкова А. занимают призовые места на районном конкурсе рисунков.
Такие дети, как Рыжикова С., Калашникова Е. и Тимофеева Ф. показали низкий уровень креативности,. Эти дети, в отличие от всех остальных, обладают низким уровнем информативности, интеллектуальным потенциалом и низкой мотивацией. Родители не уделяют достаточного внимания их развитию и воспитанию.
Для улучшения показателей таких детей можно воспользоваться комплексом методик на развитие креативности, предложенных в следующем параграфе.
Тем самым нами была подтверждена выдвинутая гипотеза.