Проверка эффективности методики использования информационных технологий в процессе формирования пространственного мышления
На этом этапе была проведена диагностика уровня развития пространственного мышления и пространственных представлений. В основу диагностических заданий были положены требования к развитию пространственных представлений, разработанные И. С. Якиманской. Умение создавать в воображении новые объекты представления воображения". Представьте себе, какие конструкции можно составить из 6 кубиков. Опишите… Читать ещё >
Проверка эффективности методики использования информационных технологий в процессе формирования пространственного мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исходя из целей и задач исследования, была проведена экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент). Базой для ее проведения явились учащиеся 2-х классов МОУ СОШ № 2 г. Лакинска.
К целям эксперимента были отнесены:
ь выявление уровня сформированности пространственного мышления учащихся 2-х классов;
ь подтверждение гипотезы о том, что применение в процессе изучения геометрического материала методики с использованием информационных технологий будет способствовать формированию пространственных представлений школьников.
Апробирование проводилось в три этапа: констатирующий срез, формирующий эксперимент, контрольный срез. Охарактеризуем каждый этап.
Констатирующий срез
Цель первого этапа — проверить уровень сформированности пространственного мышления младших школьников.
На этом этапе была проведена диагностика уровня развития пространственного мышления и пространственных представлений. В основу диагностических заданий были положены требования к развитию пространственных представлений, разработанные И. С. Якиманской.
Детям были предложены следующие задания.
- · «Умение распознавать данный объект среди объектов реальной действительности». Построения на эту модель (демонстрируется куб, затем, поочерёдно, цилиндр, и конус). Найдите среди окружающих вас вещей предметы такой же формы.
- · «Умение распознавать объект среди изображений». Демонстрируется модель. Необходимо найти среди изображений объекты такой же формы.
- · «Умение воспроизводить в воображении объект представления памяти». Найти среди предметов на фотографиях объекты цилиндрической, конусовидной и кубической формы. При этом модели куба, цилиндра и конуса не демонстрируются.
- · «Умение устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности». КУБ ЦИЛИНДР КОНУС
- · «Умение воспроизводить представления памяти словесно, графически, в виде модели». Вылепите из пластилина куб, цилиндр, конус.
- · «Умение создавать в воображении новые объекты представления воображения». Представьте себе, какие конструкции можно составить из 6 кубиков. Опишите получившиеся конструкции словами или нарисуйте их или соберите их из деревянных кубиков.
Проведённая диагностика показала, что пространственное мышление большинства детей находится на I (аккумулятивном) уровне, т. е. идёт накопление и узнавание пространственных признаков и отношений.
Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке и среди предметов реальной действительности. Но дифференцировка между различными категориями пространственных признаков неустойчива, часто отсутствует соответствие между образом и словом и наоборот. Представления у учащихся неполные.