Введение.
Моделирование как эффективное средство при работе над задачей в начальной школе
Таким образом, для того, чтобы решить задачу, ученик должен уметь переходить от текста задачи (словесной модели задачи) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё к записи решения с помощью математических символов (знаково-символическая модель). Различные методические приёмы решения текстовых задач в начальной школе описаны в исследованиях Л. П. Истоминой, С. Е. Царёвой, А. К… Читать ещё >
Введение. Моделирование как эффективное средство при работе над задачей в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Математика — одна из основных дисциплин начальной школы, которая проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпах роста научно — технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.
Те знания, умения и навыки, которые учащиеся начальной школы получат на уроках математики, в дальнейшем они будут использовать при изучении различных учебных дисциплин среднего и старшего звена: физики, химии, алгебры, геометрии, информатики. Математика оказывает огромное влияние на успешное обучение вообще, повышение общего развития и развития мышления учащихся.
Одна из главных обязанностей начальной школы — научить детей решать текстовые арифметические задачи. И это не случайно, так как обучение решению текстовых задач связывается не только с реализацией образовательных, но и развивающих, и воспитательных целей.
Ребёнок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, даёт возможность применять изучаемые теоретические положения. 12;с. 54].
В то же время, решение задач способствует развитию логического мышления, математической речи, воображения, практических умений и навыков.
Различные методические приёмы решения текстовых задач в начальной школе описаны в исследованиях Л. П. Истоминой, С. Е. Царёвой, А. К. Артёмова, М. А. Бородулько, Л. П. Стойловой, Р. Н. Шиковой и др.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. В учебниках математики текстовые задачи составляют около 40% материала и на уроках их решению уделяется достаточная часть учебного времени.
Несмотря на это в начальной школе постоянно отмечается неумение значительной части учащихся решать текстовые задачи.
Помочь ученику преодолеть неизбежно возникающие трудности при решении текстовых задач может приём моделирования описанных в ней явлений и процессов.
Таким образом, для того, чтобы решить задачу, ученик должен уметь переходить от текста задачи (словесной модели задачи) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё к записи решения с помощью математических символов (знаково-символическая модель).
По мнению Л. М Фридман, образный материал может быть носителем смысла в той же мере, что и вербальный, символическая информация легче для восприятия, а дублирование вербальной информации символической приводит к объективному ее переизбытку, что способствует стабильности понимания. [28; с.49].
Цель исследования состояла в том, чтобы определить роль моделирования при решении текстовых задач.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- 1. на основе анализа научно-педагогической и методической литературы изучить проблему формирования умения учащихся решать текстовые задачи;
- 2. разработать и внедрить различные виды моделей и задания с использованием этих моделей, направленные на формирование умения решать текстовые задачи;
- 3. разработать методические рекомендации по проблеме исследования.
педагогический математический моделирование задача.