Введение.
Формирование интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией может быть эффективной, если будут соблюдены следующие условия: Усложнение речевого материала: от односложных слов до многосложных, а так же словосочетаний и фраз с различными комбинациями по месту ударения в словах. Использование различных… Читать ещё >
Введение. Формирование интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой формой дизартрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интонационная сторона речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.
У большинства детей с нарушениями речи, по мнению Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, E.H. Винарской, Л. В. Лопатиной, Л. А. Копачевской, Н. А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в той или иной степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
В то же время подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом испытывают дошкольники, учет выявленных особенностей просодики у данной категории детей позволит определить целенаправленно и дифференцированно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи.
Все вышесказанное обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.
Преодоление расстройства интонационной стороны речи является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному обучению, профилактики школьной дезадаптации различных категорий детей.
Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г. Г. Гутцмана, О. В. Правдиной, Л. В. Мелеховой, О. А. Токаревой, И. И. Данченко, Р. И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. В трудах Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Э. Я. Сизовой, Э. К. Макаровой и Е. Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Цель: подбор комплекса необходимых методик для формирования интонационной стороны речи у детей.
Объект исследования: интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Предмет исследования: формирование интонационных компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы.
Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией может быть эффективной, если будут соблюдены следующие условия:
- — учет этапов работы по формированию интонационной выразительности речи;
- — использование различных средств формирования интонационной выразительности речи (упражнения, дидактические игры, логоритмика и т. д.);
- — усложнение речевого материала: от односложных слов до многосложных, а так же словосочетаний и фраз с различными комбинациями по месту ударения в словах.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
- 1. Изучение теоретических основ формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
- 2. Подбор комплекса методик по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
- 3. Провести логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
- 4. На основе анализа результатов обосновать необходимость формирования интонационной стороны речи у детей со стертой дизартрией
- 5. Провести экспериментальное обучение по развитию интонационной стороны речи в условиях логопедического детского сада.
- 6. Оценить эффективность логопедического воздействия.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Теоретический: анализ логопедической и научно-методической литературы по изучаемой проблеме;
Эмпирический: анализ анамнестических данных, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.