Опытное апробирование.
Использование экспериментальных задач на уроках физики
В своей работе используют экспериментальные задачи только 33% учителей. Причина низкого процента использования экспериментальных задач на уроке: нехватка учебного времени, отсутствие методических рекомендаций. Нехватки в физическом оборудовании по школам — нет. Если свести до минимума время, необходимое для решения экспериментальных задач на уроке, а это значит — подобрать такие задачи, которые… Читать ещё >
Опытное апробирование. Использование экспериментальных задач на уроках физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В течение 2013;2014 учебного года по месту работы — в ГУ «Адаевская СШ» Камыстинского района Костанайской области, были проведены 3 этапа эксперимента.
Первый этап — подготовительный (анализ литературы).
Второй этап — разработка методов и средств использования экспериментальных физических задач на уроках физики.
Третий этап — реализация обучающего эксперимента, обработка данных результатов экспериментального обучения.
В ходе исследования была поставлена цель: выявить и изучить возможности использования экспериментальных задач на уроках физики, на основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме разработать методические рекомендации использования экспериментальных физических задач, способствующих повышению качества знаний учащихся по физике, повышению интереса учащихся к физике как к предмету.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- 1. дать анализ научно-педагогической литературы по данной теме;
- 2. раскрыть сущность использования экспериментальных задач в школьном курсе физики;
- 3. разработать некоторые методические рекомендации использования экспериментальных физических задач на уроках физики.
В целях исследования использования экспериментальных задач в процессе изучения физики в средней школе было проведено анкетирование учителей физики в нескольких школах области. В анкете приняли участие 9 учителей физики школ района.
В своей работе используют экспериментальные задачи только 33% учителей. Причина низкого процента использования экспериментальных задач на уроке: нехватка учебного времени, отсутствие методических рекомендаций. Нехватки в физическом оборудовании по школам — нет. Если свести до минимума время, необходимое для решения экспериментальных задач на уроке, а это значит — подобрать такие задачи, которые можно решить в течение 15−20 минут, то убеждены, что в учебном процессе обязательно нужно использовать экспериментальные задачи и готовы их использовать — около 80% учителей (см. Приложение Г).
Во всех классах, где вел физику, (7, 8, 9 классы) в течение года проводил уроки с использованием экспериментальных задач. В конце каждой четверти были проведены итоговые контрольные работы. Результаты приведены в таблице 8.
Таблица 8.
Результаты контрольных работ за 4 четверти 2013;14 учебного года.
7 класс. | 8 класс. | 9 класс. | |||||||
1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | |
всего. | |||||||||
писали. | |||||||||
ср. балл. | 3,55 | 3,60 | 3,80 | 3,63 | 3,57 | 3,71 | 3,50 | 3,57 | 3,75 |
Цель проведения контрольных работ:
- — определить общий уровень физических знаний и умений;
- — определить качество сформированности знаний;
- — проанализировать способность учащихся применять свои знания и умения;
- — выявить уровень физических знаний в соответствии с программой по физике.
Анализируя итоги контрольных работ, приходим к выводу, что во всех классах повысился уровень физических знаний и умений учащихся, в соответствии с рисунком 53, т. е. проведенные в течение года уроки с использованием экспериментальных задач, реализуют поставленные задачи.
Мои наблюдения, беседы, анкетирование учащихся, анализ их деятельности на уроках, анализ результатов выполнения экспериментальных домашних задач выявило повышение интереса учащихся. Если раньше за урок ребята задавали 1−2 вопроса, то после уроков с использованием экспериментальных задач число вопросов резко возрастает, причём характер вопросов изменяется. Ребята стремятся проникнуть в сущность объекта изучения, с особым интересом подходят к выбору различных способов решения задач, на уроках стали возникать кратковременные споры, в общем, класс становится активнее. После уроков ученики чаще стали собираться вокруг учительского стола или около установки, разбирая и доказывая друг другу правильность их рассуждений, предлагая свои способы решения. Учащиеся стали больше работать дома. Когда предлагаются экспериментальные задачи, в классе наступает оживление, учащиеся активнее работают. В данном направлении работаю только один год, но, результат очевиден. Поэтому, и в дальнейшем собираюсь использовать как можно чаще и систематично экспериментальные задачи в учебном процессе.