Игрушка как средство воспитания в работах отечественных педагогов
Детская игра проходит несколько стадий развития… Первая стадия — это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В первой стадии… Читать ещё >
Игрушка как средство воспитания в работах отечественных педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внимание многих педагогов занимали игрушки и игры как средство развития ребенка. Рассмотрим взгляды отечественных педагогов на значение и воспитательную ценность игрушки.
В истории отечественной педагогики особое место занимает К.Д.Ушинский — основоположник научной педагогики в России. Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
«Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека».
К.Д.Ушинский считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности:
«Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля» Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания.
Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки. «Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом. Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязано. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа, и лицо все вытерлось. Попробуйте поправить разбитую куклу, — и девочка ее разлюбит, а часто даже бросит с негодованием»
К.Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Надежда Константиновна Крупская была выдающимся теоретиком педагогики и сыграла большую роль в разработке теории дошкольного воспитания. Важнейшим средством всестороннего развития ребенка Н. К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность и способ познания окружающего. Она считала, что воспитатель должен умело руководить играми детей, не стесняя их инициативу и не навязывая им свои игры.
Много внимания она уделяла и детской игрушке. В книге «О дошкольном воспитании» Н. К. Крупская писала:
«Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравиться ребенку и что ему нужно. Важно определить, для какого возраста какая игрушка нужна. Больше всего игрушка нужна для дошкольного возраста».
«Дошкольник младшего возраста еще не освоил окружающей среды. Он изучает ее путем наблюдения, подражания, повторения без конца одних и тех же движений, слов, игр. Надо наблюдать, на что направлена его самодеятельность, и давать те игрушки, которые его самодеятельность стимулируют, организуют ее, направляют в определенное русло».
«Дошкольный старший возраст — самый трудный возраст для обслуживания игрушкой, т.к. обстановка, в которой живут ребята, очень разнообразна. А ребятам этого возраста нужна конкретность. И игрушки для этого возраста должны быть такие, которые могли бы помогать им, изучить окружающую конкретную действительность».
Придавая большое значение художественному оформлению игрушки, Крупская подчеркивала, что маленьким детям нужна игрушка массовая, дешевая, общедоступная; они должны играть с нею, не боясь ее сломать. Дорогим игрушкам она предпочитала игрушки самодельные, в которые вложен труд самих детей, их творческий замысел.
Выдающийся отечественный педагог Антон Семенович Макаренко наиболее обстоятельно представил свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса. О детской игре и игрушках в своей работе «Книга для родителей» А. С. Макаренко писал:
«…Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества»
«Детская игра проходит несколько стадий развития… Первая стадия — это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В первой стадии материальным центром игры является игрушка».
А.С Макаренко делил игрушки на три типа: готовые, полуготовые и игрушка материал. Готовая игрушка — автомобиль, пароход, кукла и пр. — хороша тем, что знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, вызывает деятельность воображения.
Ко второму типу игрушек А. С. Макаренко относил разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели. Эти игрушки ставят перед ребенком задачу, для разрешения которой требуется дисциплина мышления и логика. Недостаток этих игрушек в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением.
Особенно ценной является игрушка-материал (глина, песок, куски дерева, картон, бумага), которая дает простор для творческой фантазии ребенка.
«Какой тип игрушек самый лучший? …Наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве» — писал Макаренко, и отмечал: «…Необходимо добиваться, чтобы в каждой игрушке ребенок видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт» .
С помощью игрушки ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.
Евгения Александровна Флерина — отечественный специалист по дошкольному воспитанию, провела большую работу над созданием игрушки, руководила группой художников, работавших над созданием игрушек; проводила научно-исследовательскую работу по восприятию игрушки дошкольниками.
В своей работе, «Какая игрушка нужна дошкольнику» о педагогическом значении игрушки она писала:
«Игра ребенку совершенно необходима для его развития. Дети, которые мало играют, плохо развиваются. Игрушка в игре занимает важное место, давая определенные формы, образы; она зачастую определяет характер игры, ее содержание, наталкивает ребенка на определенные действия, переживания, возбуждает те или иные интересы, вырабатывает навыки. Есть игрушки, которые расширяют кругозор ребенка, активизируют его, дают простор в работе воображения, стимулируют к конструированию, изобретательству .
«Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывает волевые качества»
Таким образом, мы рассмотрели взгляды отечественных педагогов на значение, образовательную и воспитательную ценность игрушки.