Коррекция бродяжничества.
Педагогическая коррекция.
Исправление недостатков характера у детей и подростков
Проблема бродяжничества и его коррекции должна интересовать педагога-дефектолога хотя бы потому, что этот дефект характера весьма распространен не только у нас, но и за рубежом. Весьма интересные по новизне данные можно найти у Густава Леземанна (Gustav Hesemann). С другой стороны, эта проблема связана с тяжелым для детских учреждений явлением — побегами. С каждым годом налаживающаяся жизнь… Читать ещё >
Коррекция бродяжничества. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема бродяжничества и его коррекции должна интересовать педагога-дефектолога хотя бы потому, что этот дефект характера весьма распространен не только у нас, но и за рубежом. Весьма интересные по новизне данные можно найти у Густава Леземанна (Gustav Hesemann)[1]. С другой стороны, эта проблема связана с тяжелым для детских учреждений явлением — побегами. С каждым годом налаживающаяся жизнь в детских учреждениях уменьшает, сокращает количество побегов из них; но все же в данный момент они составляют 1,5% для нормальных детских домов. Хуже обстоит дело, пишет нарком просвещения А. В. Луначарский[2], с трудновоспитуемыми, где процент бегства так же, как и из приемников, иногда превышает 10%. Надо, однако, сказать, что из мест заключения для несовершеннолетних, где, конечно, охрана их гораздо тщательнее и строже, чем в учреждениях Наркомпроса, побеги еще и сейчас составляют 30%. Обычно инспектор и ревизор усматривают здесь непорядки в постановке учреждения и обвиняют администрацию или педагогический коллектив. Однако объективная оценка причин побегов должна учитывать также состав воспитанников; среди них нередко бывают тяжелые психически больные с неудержимым стремлением к странствованию, бродяжничеству, которые своим страстным стремлением легко заражают других совоспитанников.
Известно также, что у истеричных детей временами бывает своеобразное сумеречное состояние с болезненными влечениями к странствованиям. Ребенок убегает из дому или детского учреждения, бродит на свободе и через несколько дней возвращается (или его доставляют), не будучи в состоянии объяснить, что с ним происходило в эти дни.
Соломон К., 10 лет, как-то внезапно исчез из дому. Родители всюду по Москве искали его и среди своих знакомых, и его школьных товарищей, и по милицейским отделениям. Поиски оказались безрезультатными. Однако через неделю сын телеграфировал отцу из Ташкента о высылке на обратный путь денег. Он абсолютно ничего не мог сказать о том, как пробрался в Туркестан. В дальнейшем его поместили в медикопедагогическое учреждение. Спустя 6 месяцев он убежал и оттуда, несмотря на то, что это учреждение отличалось внимательно-любовным отношением и рациональным уходом со стороны врачебно-педагогического персонала. Вскоре случившийся судорожный припадок дал возможность установить в данном случае эпилепсию и вызываемое ею неудержимое влечение к бродяжничеству в полубессознательном состоянии.
Нередко фактором такого бродяжничества является ненормально выраженное влечение к половым излишествам и извращениям или к наркотикам (дурманам).
Следующими моментами, вызывающими патологическое бродяжничество, являются два психических заболевания — циклотимия и шизофрения. Оно может быть обусловлено, кроме того, особым психопатическим состоянием, описанным венским профессором Августом Рейссом (Reiss) под термином импульсивное бродяжничество.
Для полноты изложения этиологии надо упомянуть, что наряду с бродяжничеством, обусловленным биопатическими причинами, есть так называемое нормальное, вызываемое социальными условиями (нужда, сиротство, семейные неприятности, ссоры, эксплуатация, психическая индукция и т. п.). Этот вид бродяжничества мы не имеем в виду и ограничиваемся только ненормальной его формой.
Задачей коррекции будет устранить все, что вредно отражается на нервно-психическом здоровье ребенка, и подвергнуть основное заболевание специальному лечению. Каждый отдельный случай, естественно, требует индивидуальной психопатологической оценки, индивидуального лечебного отношения и воспитания. Этому особенно способствует основательное изучение каждого случая. Метод воспитания через коллектив также дает значительные результаты, и поэтому нужно комбинирование обоих методов. В настоящее время уже есть много фактов и наблюдений, говорящих о том, что дети, участвующие в организации, в кружке, пионерском отряде и пр., значительно сильнее отвлекаются от своего нездорового влечения и глубже вовлекаются в нормальную детскую жизнь, но при одном обязательном условии — вдумчиво налаженной организации детского коллектива. Необходима тщательно проводимая дифференциация детей по группам и малочисленность каждой группы, что предполагает достаточный состав педагогического персонала и его сговоренность, дающую возможность проводить всеми работниками (преподавателями, воспитателями, инструкторами, администрацией) единую тактику воспитания детей.
Рационально поставленный труд — умственный и физический — и также организованный досуг вызывают в ребенке удовлетворение от содержательно проведенного дня. Использование разных видов творческого, а не только шаблонного труда, проведение частых экскурсий, ближних и дальних, игр и спортивных мероприятий соответственно возрасту позволяют организовать разнообразную жизнь с живыми и яркими впечатлениями, чтобы не было скучно, серо и однообразно.