Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Совершенствование управления развитием районной образовательной системы: Акмеологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогрессивный характер последствий управления может быть обеспечен такими формами и содержанием деятельности, которые обладали бы признаками динамизма, непрерывной последовательности проектируемых достижений, восхождения к вершинам профессионализма и мастерства педагогов, результативности учебно-воспитательного процесса. Таким образом, речь идет об акмеологической стратегии управления как условии… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика работы
  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы управления образованием
    • 1. 2. Образовательная проблемная ситуация
  • ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РАЙОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. Социально-педагогическое проектирование — способ управления развитием районной образовательной системы
    • 2. 2. Управление образованием в Красносельском районе на основе социально-педагогического проектирования
    • 2. 3. Стратегии совершенствования управления в районной системе образования
    • 2. 4. Стратегия совершенствования деятельности образовательных учреждений на основе оптимизации механизмов централизации и децентрализации управления
    • 2. 5. Стратегия управления созданием и функционированием школьного округа

Совершенствование управления развитием районной образовательной системы: Акмеологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Управление образованием в конце XX века стало в значительной степени децентрализованным. Это означает, что различными (по уровню) образовательными системами получены широкие полномочия (права и обязанности), нерегламентируемые жестко вышестоящими структурами. Так, значительную свободу в управленческой деятельности получили Комитеты, Управления образования и отдельные образовательные учреждения. Одновременно повысилась ответственность органов управления «по вертикали» за осуществление процесса образования (Закон РФ «Об образовании»). Вместе с этим появились довольно активные формы самоуправления и другие факторы усиления «горизонтали» управления.

Любая образовательная система (города, района) может считаться системой оптимального управления, если в ней налажены эффективные отношения между образовательными учреждениями, органами государственного управления и самоуправления. Как показала практика, на повестке дня стоит проблема гармонизации «вертикали» и «горизонтали» управления в образовании. Решение этой проблемы возможно путем сочетания методов науки управления и методов, возможностей и потребностей самой педагогической науки, психологии развития человека и его деятельности.

В управлении образованием, особенно в поиске оптимальных отношений вертикальных и горизонтальных механизмов управления значительную роль играет акмеологический аспект профессионального совершенства руководителя. В связи с этим приобретает особое значение их профессионализм, мастерство, выраженность творческих свойств руководителя как личности и индивидуальности.

Современное образовательное учреждение представляет собой живой, активный, быстро развивающийся организм, для которого особо важно видеть как ближайшие, так и отдаленные (стратегические) перспективы. Стратегическим видением должны обладать, прежде всего, руководители образовательных учреждений. Их руководство должно носить стратегический характер, т. е. основываться на проектировании с далеко идущими прогрессивными последствиями.

Прогрессивный характер последствий управления может быть обеспечен такими формами и содержанием деятельности, которые обладали бы признаками динамизма, непрерывной последовательности проектируемых достижений, восхождения к вершинам профессионализма и мастерства педагогов, результативности учебно-воспитательного процесса. Таким образом, речь идет об акмеологической стратегии управления как условии и факторе устойчивого развития образовательного учреждения. Реальное управление в современных образовательных системах может быть охарактеризовано следующими фактами, образующими проблемную ситуацию:

• спонтанностью управления, зависящего от внешних факторов;

• слабым целеполаганием в развитии педагогической системы образовательного учреждения;

• отсутствием ориентации на поддержку профессиональных достижений отдельных педагогов, руководителей и коллективов в целом;

• низким уровнем научной обеспеченности процесса управления с точки зрения стратегических целей организации и руководства педагогическими коллективами и районной образовательной системы в целом.

Наличие этой проблемной ситуации — первый и главный фактор актуальности темы исследования.

Актуальность темы

исследования усиливается также необходимостью использования в практике возможностей педагогической и управленческой акмеологии и целесообразности применения акмеологических идей в решении проблем управления образованием.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Совершенствование управления развитием районной образовательной системы (акмеологический аспект)». При этом под акмеологическим аспектом совершенствования управления понимается специфическая (акмеологиче-ская) точка зрения на управление, предполагающая два существенных момента: выделение акмеологических приоритетов в проектировании и развитии образовательной системы и совершенствование управления этим развитием на основе акмеологической стратегии управления.

Акмеологические приоритеты проектирования районной образовательной системы (РОС) — это сформировавшиеся в ходе ее развития предпочтения, отдаваемые процессам интеграции и индивидуальности субъектов образовательной деятельности.

Акмеологическая стратегия управления — это проектирование, планирование и организация функционирования образовательной системы, ориентированные на стабильные достижения руководителя, максимальное использование его личностного и профессионального потенциала.

Актуальность темы

исследования усиливается еще одним фактором, а именно тем обстоятельством, которое связано с внедрением в практику педагогической и управленческой акмеологии и целесообразности использования ее возможностей в решении проблем образования, в том числе связанных с совершенствованием управления и деятельностью органов управления и образовательных учреждений.

Совершенствование организационно-управленческой, проектировочной и руководящей деятельности в системе образования было важным и становится все более актуальным, особенно в связи с той значимостью, которую имеет их профессионализм, мастерство, творческие свойства как личности и индивидуальности, проявляющиеся в системе отношений, сопровождающих развитие районной образовательной системы.

Объект исследования: районная образовательная система.

Предмет исследования: развитие районной образовательной системы в контексте акмеологических приоритетов и управления на основе акмео-логической стратегии.

Цель исследования: обосновать возможности и определить условия совершенствования управления развитием районной образовательной системы в акмеологическом аспекте.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что совершенствование управления районной образовательной системой с учетом акмеологических приоритетов позволит: а) обеспечить коллективную деятельность лиц, непосредственно влияющих на развитие РОСб) учесть особенности руководителей ОУ (подготовленность, интересы, творческий потенциал, отношение к новациям и др.) при решении вопросов, связанных с реализацией тех или иных программных положений РОС. Тем самым будет обеспечен рост достижений управляемой системы во всех аспектах ее функционирования.

Задачи исследования.

1. Провести анализ развития районной образовательной системы.

2. Выявить влияние акмеологических приоритетов на совершенствование управления.

3. Доказать, что социально-педагогическое проектирование создания и функционирования структур РОС (образовательные, школьные округа и др.), децентрализация в управлении образованием могут осуществляться с учетом акмеологической стратегии управления и обеспечит эффективное развитие образовательной системы.

4. Разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования управления развитием образовательной системы района.

Теоретикометодологическую основу исследования составляют :

• фундаментальные труды в области теории систем и системной организации социальных преобразований (В.Г. Афанасьев, В. Г. Блауберг, И.В. Бестужев-Лада, Н. В. Бордовская, М. С. Каган, В. А. Карташев, Э. М. Мирский, В. В. Налимов, Б. Д. Парыгин, А. И. Пригожин, В. Н. Сагатовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);

• работы в области теории и практики управления образованием, развитием образовательных систем (Г.М. Андреева, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, В. И. Зверева, М. В. Кабатченко, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, Е. Б. Куркин, B.C. Лазарев, O.E. Лебедев, В. И. Лебедев, Н. Д. Малахов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, В. М. Филиппов, Р. Х. Шакуров, Е. А. Ямбург и др.);

• труды по проблематике проектирования в образовании (В.Н. Виноградов, Ю. А. Гагин, Е.С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. И. Кочетов, О. Г. Прикот, В. Е. Родионов, О. В. Эрлих и др.);

• исследования в области повышения профессионализма и педагогического мастерства специалистов системы образования (И.Ю. Алексашина, В. Г. Воронцова, З. И. Васильева, В. В. Краевский, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.);

• труды, посвященные проблеме отношений, общения, педагогического творчества (A.A. Бодалев, Л. П. Буева, З. И. Васильева, А.Б. Добро-вич, В.А. Кан-Калик, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Мудрик, Н. Ф. Родионова, Л. А. Регуш, В. А. Якунин и др.);

• работы в области педагогической и управленческой акмеологии (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, И. П. Волков,.

A.A. Реан, Ю. А. Гагин, А. П. Ситников, A.A. Исаев, JT.E. Варфоломеева и др).

Методы исследования:

• теоретический анализ источников информации;

• анализ динамики развития районной образовательной системы по фактам реализации ежегодных (1993;1999 гг.) решений итоговых научно-практических конференций руководителей образовательных учреждений;

• социально-педагогический анализ образовательных потребностей населения (анкетирование);

• социально-педагогическое проектирование развития РОС;

• акмеологическое моделирование и проектирование процессов принятия управленческих решений;

• статистическая обработка материалов исследования.

Логика и этапы исследования.

Первичный сбор эмпирического материала производился на I этапе исследования (1993;1996 гг.), когда под влиянием Проекта и Программы развития районной образовательной системы происходили изменения в содержании управления и требовался адекватный подход к его совершенствованию. Такой подход диктовался научно-обоснованным и практически реализуемым к тому времени многими руководителями ОУ тех акмео-логических идей из концепции РОС, которые принимались в качестве приоритетных (они определялись ключевыми словами «интеграция» и «индивидуальность»).

II этап (1994;1997 гг.) был связан с обобщением тех изменений, которые произошли в системе управления благодаря получению и внедрению результатов опытно-экспериментальной работы первой волны и дальнейшему утверждению приоритетов в развитии РОС. Этот период совпал с началом практической деятельности и обсуждением на итоговых научнопрактических конференциях руководителей хода реализации программы РОС, что оказало значительное влияние на совершенствование и акмеоло-гизацию процесса управления.

III этап (1997;2000 гг.) обобщение результатов экспериментальной работы в районе по совершенствованию механизмов управления (имеются в виду работы по планам экспериментов образовательных учреждений и Научно-методического центра по Программе РОС, Российско-Британскому проекту по децентрализации управления в образовании). На этом этапе обобщались первые результаты деятельности акмеологических служб в районе, а также пути совершенствования профессионализма и мастерства педагогов и руководителей на основе акмеологических образовательных программ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Акмеологическая стратегия управления в системе образования определяется как управленческая деятельность, основанная на разработке перспективных целей, определяющих прогнозирование, проектирование, разработку и реализацию программ с ориентацией на создание условий, обеспечивающих творческую самореализацию субъектов образовательной деятельности.

2. Социально-педагогическое проектирование с использованием ак-меологического подхода является эффективной формой управления развитием образовательной системы.

3. Создание эффективной системы управления районным образованием предполагает:

— акмеологическую ориентацию руководителей образовательных учреждений;

— формирование и функционирование школьных округов;

— оптимизацию механизмов «вертикального» и «горизонтального» управления.

4. Модель организации районных и школьных акмеологических служб и обучение руководителей являются важным условием совершенствования управления районной образовательной системой.

Научная новизна исследования состоит в:

• определении сущности акмеологической стратегии управления в образовании;

• обосновании синтеза двух сторон акмеологической стратегии управления в образовании: а) ориентация на качества личности субъектов образовательного процесса, б) совершенствование их деятельности;

• разработке принципов и алгоритмов акмеологической стратегии управления на основе социально-педагогического проектирования.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в совершенствовании управления районной образовательной системой, деятельности руководителей школ и ДОУ, а также развитии управленческой инфраструктуры всей районной системы образованияразработке и реализации Программы РОС, Программы непрерывной акмеолого-педагогической управленческой подготовки руководителей.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения и общей характеристики работы- 2 глав, заключения с практическими рекомендациями, списка литературы. В работе содержится 26 таблиц, 16 рисунков, 4 приложения.

Результаты работы по совершенствованию управления развитием районной образовательной системы привели к выводу, что акмеологиче-ский характер приоритетов развития РОС Красносельского района определяется, прежде всего, целеценностными ориентирами педагогической деятельности образовательных учреждений на индивидуальность учащихся, педагогов и руководителей.

Новые закономерности управления развитием РОС обнаружены в процессах подготовки и проведения ежегодных итоговых научно-практических конференций руководителей образовательных учреждений, социально-педагогического проектирования, оптимизации «вертикали» и «горизонтали» управления. Среди закономерностей управления можно выделить зависимость качества (эффективности) принимаемых решений от: а) организации систематической коллективной деятельности лиц, непосредственно влияющих на развитие РОСб) учета особенностей руководителей ОУ (подготовленность, интересы, творческий потенциал, отношения к новациям и др.) при решении вопросов, связанных с реализацией тех или иных программных положений РОС (например, переход на финансовую самостоятельность образовательного учреждения решается в районе в зависимости от соответствующих свойств его руководителя).

Акмеологическая стратегия управления оказались тем новым в управлении образованием, которое не было привнесено в угоду новому научному направлению (акмеологии), но которое родилось в результате инициатив субъектов образовательной практики в районе (руководителей учреждений, педагогов, специалистов). Анализ этих инициатив позволил утверждать, что РОС развивалась благодаря усилиям тех руководителей, педколлективов и специалистов, которые проявляли наибольшую активность и высший профессионализм, стремились к собственным «вершинам», что обеспечило динамизм, стабильность и эффективность развитию РОС.

Задачи, соответствующие цели и гипотезе исследования, были нами решены полностью. Среди решенных задач следует отметить проведенный анализ развития РОС и отдельных учреждений в 1990;2000 гг., который позволил выявить влияние акмеологических приоритетов (главным образом стремление к индивидуальности субъектов учебно-воспитательного процесса) на совершенствование управления на уровне района. Нашим достижением является доказательство того, что социально-педагогическое проектирование создания и функционирования территориальных структур РОС, оптимизация «вертикали» и «горизонтали» в управлении образованием могут осуществляться с учетом акмеологических стратегий, обеспечивающих эффективное развитие образовательной системы.

На основании приведенного исследования получены следующие результаты:

• Акмеологическая стратегия управления внедрена в деятельность РУО, НМЦ и образовательных учреждений Красносельского района, в результате чего появилась возможность применения акмеологи-ческого подхода к совершенствованию основных сторон районной образовательной системы, что подтверждают результаты конференции руководителей ОУ района, проведенной по итогам 1999;2000 уч. г. 23 июня 2000 года.

• В процессе реализации акмеологического подхода к управлению образованием в течение 10 лет подготовлена плеяда современных руководителей образовательных учреждений, для которых нормой управленческой деятельности стало совершенствование свойств собственной личности и индивидуальности, а также совершенствование самой управленческой деятельности. Подтверждением этому служат достижения руководимых ими образовательных учреждений, а также личные достижения их руководителей, многие из которых защитили диссертации, обучаются в аспирантуре, используют в своем совершенствовании индивидуальное ак-меологическое проектирование.

• Совершенствование управления инновационной деятельностью образовательных учреждений с применением акмеологического подхода позволили создать такие условия для развития школ, при которых их коллективы становятся научно-учебными коллективами, способными самостоятельно решать проблемы научно-методической и необходимой исследовательской деятельности. В этом направлении развиваются 271, 293, 395, 399, 505, 590 и другие школы.

• Получила принципиально новую, акмеологическую направленность деятельность методической службы района, функционирующей с 1995 года в качестве научно-методического центра района, главной задачей которого стала реализация акмеологического подхода по ключевым направлениям: акмеологическое сопровождение учащихсяакмеологическое консультирование аттестующихся учителей и участников конкурсов педагогических достиженийакмеологическая поддержка руководителей образовательных учрежденийакмеологическое обеспечение кадровой политики в образовательных учреждениях района.

Полученные результаты позволили разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования управления развитием образовательной системы района, представленные в приложениях 1−4 к диссертации схемы:

— уровни управления в образовании;

— содержание акмеологической стратегии управления;

— реализация акмеологической стратегии управления в образовании;

— акмеологическая оптимизация централизованного и децентрализованного управления в образовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении можно отметить, что гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась.

Обобщение опыта руководства образовательной системой Красносельского района позволило: а) обнаружить и подтвердить акмеологиче-ский характер приоритетов РОСб) выявить новые закономерности управления развитием РОСв) описать управление развитием РОС на основе акмеологической стратегии управления развитием РОС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. -М.: ИП АН СССР, 1991.С.58−66.
  3. Авторитеты и приоритеты (Беседа с зам. министра В.А. Болотовым) //Народное образование. 1996. № 4−5. С. 66 — 69.
  4. Ю.С. Управление образованием в США: роль федеральных органов // Педагогика, 1994, № 1. С. 106−113.
  5. H.A. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 38 — 99.
  6. .Г. Человек как предмет познания.-Л.: Наука, 1989. 180с.
  7. .Г. Избранные психологические труды.-М.: Педагогика, 1980, т.1. 321с.
  8. И. Новая корпоративная стратегия. Спб: Питер Ком, 1999. -416с.
  9. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеоло-гии-М.-Новгород: Учебное пособие., 1995. 272с.
  10. К. Учитель и инновации: Книга для учителя. Перевод с македонского. -М: Просвещение, 1991. 159с.
  11. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: ИП АН СССР, 1991. С.27−42.
  12. М.В. Управление муниципальной образовательной системой : опыт Сибирского региона// Педагогика. 1999, № 5. С. 14 — 17.
  13. З.Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368с.
  14. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 320с.
  15. Е. Свободный человек в свободной школе (школа в развитии). // Семья и школа. 1989, № 7. С. 4−5.
  16. А.П. Сибирь : региональный подход к проблеме школьного образования. // Педагогика. 1994, № 2. С. 23 — 26.
  17. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996, № 1. С.3−8.
  18. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода / Отв. редактор А. Ф. Зотов. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  19. И.А. Управление развитием территориальных образовательных систем // Управление в образовании: Материалы международного семинара. СПб: Образование, 1996. С. 36 51.
  20. Н.В. Образовательный комплекс как форма обновления современной школы // Современная развивающая школа / Под редакцией З. И. Васильевой. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 39 55.
  21. Л.В. Выбор стиля руководства // Управление современной школой (размышления руководителя) / Под редакцией В. Ю. Кричевского. СПб.: СПбГУПМ. — 1997. С. 84 — 87.
  22. З.И. Организация опытно-экспериментальной работы в современной школе // Современная развивающая школа: сб. Научно-практических статей. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 153 — 170.
  23. С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // В сб. Гуманизация образования. Теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронковой. СПб: СПб ГУПМ, 1994. С. 5 14.
  24. С.Г. Пути повышения профессиональной компетентности руководителя школы / Управление современной школой (размытления руководителя) / Под редакцией В. Ю. Кричевского, СПб.: СПбГУПМ. М. 1997. С. 27 35.
  25. Воспитательная система школы: аспект моделирования. Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е. Н. Степанов и др. Псков: ПОИПКРО, 1994. -95с.
  26. Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека: Метод, пособие. СПб: Балтийская педагогическая академия, СПбГАСУ, 1994. 76с.
  27. Ю.А. Теория и практика управления педагогическими системами (в аспекте образовательных приоритетов индивидуальности). СПб: СПбГАСУ, 1994. -76с.
  28. Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте. Диссертация. доктора педагогических наук. СПб, 1996. 450с.
  29. Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии / учебное пособие. СПб: СПбГУПМ, Балтийская педагогическая академия, 1998. 180с.
  30. Ю.А. Акмеология наука новой современности // Классный журнал, 2000 № 3. С. 32 — 33.
  31. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987. 286 с.
  32. Ю. Давыдов И. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование, 1993, № 1 С. 17 27.
  33. А.Н. Модели открытой образовательной системы // Школьные технологии. 1999. № 1−2. С. 105 — 111.
  34. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие руководящих кадров // Серия: Акмеологические технологии. Вып. 2. М.: «Луч», 1993. — 72с.
  35. Дж.К. Методы проектирования : Перевод с англ. М.: Мир, 1998. — 326 с.
  36. А.Н. Развитие образования в современном мире : Учебное пособие: М. 6 Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  37. Дифференциация как система. М.: МП «Новая школа», 1992. — 46с.
  38. В. Кто защищает школу? // Народное образование, 1995, № 3. С. 2 5.
  39. Заир-Бек Е. С. Управление деятельностью научно-методического центра / Управление в образовании. Матер, междунар. конференция. Спб.: Образование, 1996, с. 54 59.
  40. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. 234с.
  41. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1992. 114с.
  42. Д.А. Философско-Методологические основания педагогической деятельности, реализующей личностно ориентированное содержаниеобразования // В кн.: Школа самоопределения. М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. С. 319−337.
  43. Л. Хребтова О. Школа идет в рост (управление) // Народное образование. 1997. № 2. С. 73 — 76.
  44. Изучение эффективности воспитательной системы // Учебное пособие / Авторы сост.: Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев и др. — Псков: ПОИПКРО, 1994. -93с.
  45. Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Пермь. Пермский гос.пед.инт-т, 1988. — 100с.
  46. М.В. Советская школа на новом этапе истории человечества // Современная педагогика. 1990. № 5. С. 31 — 36.
  47. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  48. М.С. Системный подход и гуманитарные знания: Избранные статьи. Л.: ЛГУ, 1991. — 384 с.
  49. Е.И. Проектирование образовательных программ (методические материалы). СПб.: СПбДТЮ, 1994. — 19с.
  50. Е.И. Технологии проектирования личностных достижений (методические материалы). СПб: СПбДТЮ, 1994. — 170.
  51. Е.И. Системно-ориентированный подход к развитию общеобразовательных школ // Современная развивающая школа: сб. научно-практических статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 26 — 39.
  52. Э. Региональные образовательные программы: подходы к разработке / Народное образование, 1995, № 3. С. 5 8.
  53. . Электронное «подспорье», или концепция АСУ «Школа» // Директор школы. 1996. № 5. С. 7 — 13.
  54. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. -М.: Прогресс Академия, 1995. — 325 с.
  55. В. Только один способ управления эффективен / Народное образование, 1997, № 1. С. 4 11.
  56. О. Менеджмент как тип управления и область научных знаний//Школа- 1998. № 4. С. 46−51.
  57. Е., Чернявская А. Создаем инновационное пространство // Народное образование. 1996. № 7. С. 30 — 37.
  58. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1992. С. 140.
  59. Концепция программы развития образовательной системы Красносельского района в 1966—2000 гг. / Сост. Л. К. Кондрашкова, Ю. А. Гагин, Е. В. Михайлова.- СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1996. С. 31.
  60. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы. -СПб.: СПбГУПМ, 1996. С. 122.
  61. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995, № 6. С. 84 89.
  62. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск: Наука, 1985. С. 260.
  63. Г. Е. Цивилизованный подход к изучению всемирного исторического процесса. М.: 1994. С. 190.
  64. А.И. Культура педагогического исследования. 2 изд. испр. и доп. — Мн.: Редакция журнала «Адыкуцыя выживание», 1996. — 3 12 с.
  65. Критерии и методика аттестационной оценки уровня квалификации и продуктивности деятельности педагогов государственных образовательных учреждений. Сост.: Ю. А. Гагин, И. Ю. Зуева, А. М. Каменский, Т. Н. Рабоненко. СПб, 1992. С. 25.
  66. В.Ю. О некоторых направлениях развития теории управления школой. // Управление в образовании: Материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1996. С.6−8.
  67. В.Ю. Четыре уровня школьного поиска / Народное образование, 1997, № 1. С.12−14.
  68. В.Ю. Многогранность управления / Управление современной школой (размышления руководителя) // Под ред. В. Ю. Кричевского. Спб.: СПбГУПМ, 1997. С. 6 — 17.
  69. Ю. Трагедия централизма. / Народное образование, 1990, № 12. С.3−9.
  70. А. Блеск и нищета аппарата // Народное образование. 1997. № 6. С. 78 — 80.
  71. Т. Один аспект объединения образовательных учреждений в ассоциации (союзы) и возможность решения данной проблемы учредителями образовательных учреждений // Документы в образовании. -1999. № 18. С. 27 29.
  72. М. Организационная культура как ресурс развития школы // Управление школой: приложение к «ПС». 1997. № 19. С. 14.
  73. Н.В. Предмет Акмеологии. СПб акмеологическая академия, 1995. С. 24.
  74. Т. О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Общ. ред. Д. М. Гвишиани. Т. 1,2. М: Прогресс, 1981. — 496 е., — 512 с.
  75. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. — 144 с.
  76. В.О. Педагогическая прогностика: Научные подходы и мифы. / Педагогика, 1995, № 3. С. 7−14.
  77. Н.В. Акмеология культурологических процессов в условиях формирования личности // Развивающее обучение. Вып. III.: Материалы научно методической конференции СПб., Петровская академия наук и искусств, СПбАА, 1998. С.33−35.
  78. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Российский институт управления образованием, 1993. С. 214.
  79. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. / Педагогика, 1995, № 5 С. 12−17.
  80. O.E. Образовательная система как объект измерения / Бюлл. состояния образовательной системы Санкт-Петербурга. СПб, Лаб. изучения образовательной системы КО. СПб, 1994. С.5−11.
  81. O.E. Управление процессом формирования региональных образовательных стандартов // Образовательные стандарты: Материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1995. С.27−31.
  82. O.E. Образовательная система как объект управления // В сб.: Научное руководство развитием образовательных систем. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. С.3−7.
  83. O.E. Демократическая школа в Петербурге (проблемы управления развитием региональной образовательной системы). СПб.: ЦПИ, 1996. — 169 с.
  84. O.E. Развитие региональной системы как управляемый процесс // Современная развивающая школа / Под ред. З. И. Васильевой. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С.5−25.
  85. O.E. Управление образовательными системами : Пособие. -Великий Новгород: НРО, 1998. 91 с.
  86. M.B. Как сделать хорошую школу ?! (книга 1-я) М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-160 с.
  87. Л. Региональная модель образования и национальные интересы России // Нар. образование: 1997. № 2. С. 20 23.
  88. B.C. Содержание образования: сущность, Структуры, перспективы. М.: Просвещение, 1991. С. 167.
  89. В.Н. Формирование профессионально-педагогических умений при подготовке и повышении квалификации учителя: Учебные пособия. СПб: ПОИУУ, 1994. С. 51.
  90. В.Н. Экспертиза педагогического эксперимента в школе: сборник материалов экспертного совета Комитета по образованию Санкт-Петербурга. СПб.: КО, 1994. — 81с.
  91. В.Н. Экспертиза педагогического эксперимента в школе в 1992/93 уч. году. СПб.: РЭС Комитета по образованию. 1994. С. 80.
  92. В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы: учебное пособие. СПб.: ЛОИУУ, 1995. С. 86.
  93. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. С. 192.
  94. В.Н. Современная развивающаяся школа в районной образовательной системе // Современная развивающаяся школа / Под ред. З. И. Васильевой, СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С.55−69.
  95. Н.Д. Нововведение в региональном управлении образованием // Педагогика. 1996. № 4. С. 27 — 32.
  96. В.И. Парадигмы сознания // Логос, 1992. № 23. С. 20 29.
  97. Л.М. Структура управления школой / Управление современной школой / Размышления руководителя. Под ред. В. Ю. Кричевского. -СПб.: СПбГУПМ, 1997. с. 130 135.
  98. A.K. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 192. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: РАГС, 1996. — 308с.
  99. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб.: СПбГУПМ, 1992. С. 78.
  100. В. Берем в союзники науку // Нар. образование. 1994. № 8. С. 28−35.
  101. А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Нар. образование. 1997. № 4. С. 47 — 53.
  102. A.B. Современные концепции гимназического образования: поиски и проблемы // В сб.: Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. СПб.: Центр пед. информации Комитета по образованию СПб., 1995. С.44−87.
  103. Ю8.Назмутдинов В., Антова Р. Организационные аспекты управления // Нар. образование. 1999. № 1−2. С. 141 — 150.
  104. На пути к индивидуальности (из опыта работы школы № 311 по реализации программы развития). Тем.сб. № 12. СПб., НМЦ Фрунзенского района, 1999. С. 53.
  105. Ю.Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 5. С. 3 — 7.
  106. К.Н. и др. Педагогическая система управления качеством образования // Инф. бюллетень. 1996. № 7. С. 40 — 42.
  107. В. Принципиальные соображения по поводу управления образованием //Нар. образование. 1995. № 16. С. 37 — 39.
  108. З.Нечаев В .Я. Социология образования. М.: изд-во МГУ, 1992. С. 200.
  109. Л.А. Исповедь. М.: Знание, 1991. С. 192
  110. A.M. Интеграция базового профессионального образования / Педагогика, 1996, № 3. С.3−8.
  111. A.A. Мониторинг Инновационных процессов в образовании / Педагогика, 1996, № 3. С.9−15.
  112. Основы социального проектирования. Учеб. пособие. Авторы-составители: В. Н. Виноградов, О. В. Эрлих. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьев-ский центр», 2000. 25 с. 121 .Оглоблина Т. И. Нововведения в управлении образованием // Сов. педагогика. 1993. № 6. С. 23 — 28.
  113. М.Н., Пахомова С. Е. Становление институтов сферы образования /Педагогика, 1996, № 2. С.3−7.
  114. М.И. Не вдохновением единым. (программно-целевое управление школой) // Нар. образование. 1995. № 1. с. 38 — 44.
  115. М.И. Школа и органы образования : трудный поиск взимо-действия // Директор школы. 1995. № 1. С. 7 — 12.
  116. М.И., Мосеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах) // Директор школы. 1997. № 6. С. 41 44.
  117. М.И., Мосеев A.M. Диссертации по управлению образованием : состояние, проблемы, современные требования: Пособие. М.: Новая школа, — 1998. — 176 с.
  118. М.И., Мосеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах) // Пособие для руководителей ОУ. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  119. М.М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. Российский институт управления образованием, 1994. С. 260.
  120. Л.М. Как сделать хорошую школу ?! (книга 2-я) М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
  121. О.Г. Проектирование развития школы на длительную перспективу. Метод, пособие. СПб.: СПБГУПМ, 1998. 38 с.
  122. Приоритеты развития районной образовательной системы: материалы итоговой научно-практической конференции работников образовательных учреждений Красносельского района / Сост.: Л. К. Кондрашкова, Е. В. Михайлова, Ю. А. Гагин. СПб.: НМЦКР, 1997. С. 58.
  123. Развитие образовательной системы Курортного района: достижения и перспективы / Под ред. В. Е. Родионова. СПб.: НМЦ Курортного района, 1996. С. 42.
  124. Зб.Расчетина С. А., Кошкина B.C. О некоторых подходах к организации экспериментальной работы в школах Ленинградской области // Управление в образовании: материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1996. С.31−36.
  125. Н.И. Диверсификация системы образования // Управление в образовании: материалы международного семинара. СПб.: Образование, 1996. С.8−31.
  126. В.Е. Стандарт образования как основа проектирования разноуровневых, разнопрофильных образовательных систем // В сб.: Опыт-но-экспер. работа сегодня и завтра / Матер, гор. н.-практ. конф.-СПб.: Комитет по образованию, 1992. С 23−27.
  127. И.А. Основы правового регулирования труда работников общеобразовательной школы. М.: сентябрь, 1996. — 148 с.
  128. В. Управление качеством образования // Нар. образование. -1999. № 1−2. С. 162 166.
  129. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. -М.: Экономика, 1995. 355 с.
  130. A.A. Социальная психология управления. JL: изд-во ЛГУ, 1986. С. 176.
  131. Свободная школа. Как управлять? // Учительская газета. 1994. № 5. С. 14.
  132. Н.В. Роль общения в педагогическом управлении // Всесоюзная конф. «Воспитательная система учебного заведения как объект педагогического управления» Рига: ЛГУ, 1989. С. 11−114.
  133. Н.В. Школа становится гимназией. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. С. 88.
  134. Н.В. Опора на индивидуальные возможности учащихся при обновлении учебно-воспитательного процесса // Современная развивающаяся школа / Под ред. З. И. Васильевой. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С.141−152.
  135. Синергетика и методы науки I Отв. ред. М. А. Басин. Спб.: Наука, 1998. — 439 с.
  136. Социальная психология. /Под ред.Е. С. Кузьмина. Л.: изд-во ЛГУ, 1979. -288 с.
  137. Социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы 90-х годов /Под редакцией С. Г. Вершловского. СПб: Лабор. социологии ИОВ РАО, 1997. 85 с.
  138. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  139. Л.Б. Повышение квалификации педагогического коллектива. С. 66−71.
  140. А.И. Синтез науки и образования как форма становления нового качества образования // Интеграция педагогической науки и практики: Материалы I Акад.пед.чтений. СПб.: СПбГУПМ, 1997. С. 14−23
  141. А.И., Салова И. Т., Панасюк В. П. Управление качеством учебно-воспитательного процесса в школе: проблемы и решения // Интеграция педагогической науки и практики: Материалы I Акад.пед.чтений. СПб., СПбГУПМ, 1997. С. 14−23
  142. А.И. Современная социология организаций М.: «Интер-пакс», 1995. — 293 с.
  143. Типовое положение об общеобразовательном учреждении // Вестник образования. 1998. № 1. С. 63 79.
  144. С.П., Алферов Ю. С. Управление школой в федеральном государстве. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 56 с.
  145. П. Новая модель управления : московский вариант // Нар. образование. 1991. № 7. С. 20 — 24.
  146. А.П. Взаимодействие науки и практики в опытно-экспериментальной работе школ Петербурга // В сб.: Опытно-экспериментальная работа сегодня и завтра / Материалы гор. научно-практической конференции. СПб.: Комитет по образованию, 1992. С. 1822.
  147. Управление современной школой / Под ред. М. М. Поташника. М.: АПП ЦИТП, — 1998. — 168 с.
  148. Управление это наука и искусство. Сб. работ А. Файоля, Г. Эмерсона, Ф. Тейлора, Г. Форта / Сост. Г. А. Подвойский. — М.: Республика, 1992. -352 с.
  149. Управление в образовании: Материалы международного семинара. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, «Образование», 1996. 266 с.
  150. Управление: механизмы развития (подборка статей) / Народное образование, 1997, № 3. С.25−66
  151. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташнина, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. 214 с.
  152. Управление современной школой (размышления руководителя) / Под ред. В. Ю. Кричевского, Л. Ю. Гладышева. Спб.: СПбГУПМ, 1997. — 204 с.
  153. Управление развитием школы: Пособие для руководителей ОУ / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  154. Ускорение становления и реализации индивидуальности учащихся и педагогов на основе педагогического мониторинга: концепция и программа опытно-экспериментальной работы школы № 262 Красносельского района. СПб.: Балт.пед.академия, 1996. 32 с.
  155. K.M. Управление школьной организацией : организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. — 198 с.
  156. Федеральная программа развития образования // Известия РАО. 1999. № 4. С. 2−28.
  157. П.В. Управление школой в условиях рынка / Педагогика, 1995, № 3, С.124−126
  158. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 107 с.
  159. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем/Педагогика, 1995, № 4. С.36−41.
  160. Школа индивидуального развития: реферат отчета на соискание статуса территориального учебно-педагогического комплекса индивидуального развития / Сост.: Ю. А. Гагин, А. М. Каменский. СПб.: НМЦКР, 1994. 146 с.
  161. Школа самоопределения / Сост. и ред. А. Н. Тубельский. М.: АО «Политекст», 1994. -480 с.
  162. Т.В. Искусство управления / Управление школой (размышления руководителя) / Под ред. В. Ю. Кричевского. СПб.: СПбГУПМ, 1997. С. 96 — 100.
  163. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1988. — 144 с. 181 .Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  164. Е. А. Единое образовательное пространство // Нар. образование. 1994. № 1. С. 25 -27.
Заполнить форму текущей работой