Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Падеж имен существительных

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дар з. мли, радоваться д. ждю, Улыбка в. сны, дов. рять людям, повт. рил ошибку, встр. чаться под. рил фиалку, пахнет гр. бами, с другом, спрятался в тр.ве. зацвёл в с.ду. В это же время один учащийся выполняет индивидуальное задание (устно): пользуясь карточкой-информатором, включить новое слово в разных падежах в предложения. Вам даны карточки (1−2 варианты). Необходимо прямо в карточке… Читать ещё >

Падеж имен существительных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Падеж имен существительных

Цели:

З н, а т ь — падежи имён существительных, историю происхождения термина, секрет названия падежей, падежные вопросы.

У м е т ь — определять падежи, различать именительный и винительный падежи имён существительных Оборудование: мультимедийная презентация; плакаты с образным названием падежей, рожок, два кубика, записи на доске, ОК «Как различить И.п. и В.п.», листы контроля, карточки для индивидуальной работы, задания — упражнения с выборочным ответом, словарь иностранных слов.

Ход урока.

1). Словарная работа.

Терраса.

  • — С каким известным вам латинским корнем связано слово?
  • — В каких словах ещё есть такой латинский элемент?
  • — Посмотрите внимательно на внешний облик слова и догадайтесь, в каком словаре можно найти разъяснение его значения? Почему?
  • — Зачитывание значения слова «терраса» по «Словарю иностранных слов».
  • — Какая это часть речи? Докажите.
  • — Назовите этот предмет ласково. Запишите рядом.
  • — Выполните морфемный разбор обоих слов, учитывая, что современный корень — террас-
  • — А теперь — «Подскажи словечко!»

Взял художник краски, рисует на … (терраске).

  • 2). Зрительный диктант.
  • — Внимательно рассмотрите запись на доске:

Взял художник краски, рисует на терраске.

  • — Объясните постановку запятой и орфограммы в этом предложении.
  • — Запомните всё предложение и «ошибкоопасные» места в нём.
  • — Орфографическое проговаривание предложения.
  • — Письмо по памяти.
  • 3). Самопроверка (по доске), самооценка (в лист контроля), рефлексия.

Образец листа контроля Зр.д. / вз.к./ карт./ И.-В. / общ. оц.

  • 4). Слово учителя.
  • — Итак, с каким латинским корнем связано наше новое слово? (терра)

Латиняне дали нашему языку много слов. А греки подарили нам вообще гениальное изобретение. Чтобы узнать, какое, перенесёмся мысленно на несколько мгновений в Элладу. Слайды №.

Любили древние греки играть на досуге в «кости». Только их «кости» были в виде кубиков, на сторонах которых располагались «очки» — от 1 до 6. Во время игры их бросали из рожка, и они «падали». Такое выпадение по-гречески звалось «птозис». А как его перевели на русский язык, вы узнаете, если вставите (где надо!) буквы и составите из них слово. Кто быстрее?

Шля (п, б) ка, к. сательная, точ (?)ный, хо (т, д) ьба, решает (?)ся, соб.ру, ключ (?), варе (ж, ш) ки.

— Падеж — именно так переводится греческое слово «птозис». Так какое же отношение к языку имеет игра в «кости»?

Греческим грамматистам казалось, что слова меняют свои формы так же случайно, как и «косточки», выпадающие при каждом «птозисе». Потому изменяющиеся формы имён называли «птозисами». А сотни лет спустя русские грамматисты перенесли это значение в виде слова «падеж» к нам, и оно прижилось.

  • 5). Тема урока. Постановка целей.
  • — Итак, тема урока — «Падеж имён существительных».
  • — Сформулируйте цели нашего урока сами: что надо знать? Что нужно

уметь? (Ответы детей кратко записываются на доске).

  • 6). Беседа.
  • — Сколько в русском языке падежей? В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком — 4, а у финнов — 15, в коми языке — 16. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача — выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
  • — Почему их так зовут-величают? Ответы детей учитель дополняет сведениями из дополнительной литературы

«Именительный» падеж действительно служит для «именования» существ и предметов. «Творительный» падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят. Недаром в других языках сходный падеж так и зовут: «инструментальный, орудийный».

«Дательный» падеж не зря отвечает на вопрос: кому? Это, образно говоря, самый «добрый» падеж. А теперь подумайте и «родительном» падеже. Ветка (чего?) сосны порождена сосною. Стихи (кого?) Пушкина порождены Пушкиным. Сын твоего отца тоже есть порождение: родительный падеж тут как тут! «Предложный» — падеж «на костылях»: никогда он не рискует появиться без своих «костылей» — предлогов. «Винительный» падеж. Его в древнелатинском языке называли «аккузативом» — «обвиняющим». А там его так назвали по ошибке, потому что перевели с древнегреческого неточно). — Давайте вспомним, чем же падежи отличаются друг от друга. Прочитайте стихи о падежах и на их основании максимально охарактеризуйте каждый падеж.

У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, они проходят чередой, За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание На ушко им поют:

Я Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю.

Мои вопросы ??? и ???

Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный.

Характер мой общительный.

КОГО? ЧЕГО? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,.

Работаю старательно.

КОМУ отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,.

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю, Для них «пятерки» я ловлю.

Кого назвать, во что играть, Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж.

Исполнен всяких я надежд.

Творите! -Чем? Творите! — С кем?

Я подскажу вам — нет проблем!

А я падеж предложный,.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги:

Без них мне нет дороги.

Тогда смогу я рассказать, О чем мечтать и в чем гулять.

У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, они проходят чередой, За слово в бой готов любой!

— Посмотрите на картинку-подсказку. Что эта подсказка помогает запомнить?

Падеж имен существительных.
  • — Итак, назовите все падежи по порядку с падежными вопросами.
  • — Как называются все падежи, кроме именительного?
  • 7). Игра «Собери падежи, или Полный комплект».

В разных местах класса на стенах прикреплены таблички со словами: «оним"(греч.), «костыль», «орудие», «добряк», «ошибка».

  • — Поищите «спрятавшиеся» слова. Какое отношение имеют эти слова к падежам? (Кстати, какие это части речи?) Почему?
  • — Полный ли комплект? Чего не хватает?
  • — Запишите падежи в столбик в нужном порядке и измените наше новое слово. Какое? (терраса)
  • — Какую морфему надо обозначить? Почему?
  • — А теперь проверьте себя.

В это же время один учащийся выполняет индивидуальное задание (устно): пользуясь карточкой-информатором, включить новое слово в разных падежах в предложения.

Карточка-информатор

(Отрывок из книги Александры Бруштейн «Дорога уходит вдаль»).

…Новая учительница велит мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК.

Я отвечаю ей так, как меня раньше учили…

И. — Около тропинки рос подорожник. Р. — Мы увидели в траве листья подорожника. Д. — Мы подошли к подорожнику. В. — Мы сорвали подорожник. Т. — Мы вернулись домой с подорожником. П. — Ведь мы знаем о подорожнике, что он целебная трава…(Классная дама слушает меня с каменным лицом. — А звательный падеж где? Я на секунду задумываюсь, потом отвечаю: — Зв. — Спасибо, подорожник, что ты лечишь людей…).

  • 8). Проверка выполнения заданий.
  • — Ученик, выполнявший индивидуальное задание, называет составленные предложения по образцу: И.- Терраса — прекрасное дополнение к дому. И т. д. до Зв.п.
  • 9). Повторение обращения.
  • — Звательный падеж — это что за падеж такой? Откуда пришло его название?
  • — Почему теперь исчез? (И.= Зв.)
  • — Что осталось от него в русской грамматике? (Зв. интонация при обращении)
  • — Вспомните, что такое обращение, как оно выделяется на письме и оформляется интонационно.
  • — Запишите предложение, объясните орфограммы и постановку знаков препинания: Вы полейте, облака, все растенья сада (Овсей Дриз)
  • — Итак, ещё раз повторите все падежи с падежными вопросами.
  • — Как же определить падеж существительного?
  • 10). Самостоятельная работа с учебником.
  • — Чтение в «Теории» текста «Как определить падеж»
  • — Объяснение алгоритма определения падежа
  • — Хоровое проговаривание
  • — Взаимоопрос в паре, взаимооценка (заносится в лист контроля), рефлексия.
  • 11). Закрепление.
  • — Определите падеж существительных в предложении с обращением (рассуждения вслух по цепочке)
  • — Упражнение «Угадай, какое слово пропущено» (запись на доске): определить падеж этого слова, действуя по алгоритму (устно)

Доброе … само себя хвалит.

От слова до … целая верста.

Кончил … — гуляй смело.

Велик телом, да мал …

Конец — всему … венец.

И умён, и пригож, и в … гож.

  • — Определите падеж существительных в зрительном диктанте, мысленно проговаривая алгоритм (один человек — на доске, остальные — в тетради) падеж существительное грамматический диктант
  • — Объясните (выборочно!) значение пословиц.
  • 12). Индивидуальная самостоятельная работа.
  • — Вам даны карточки (1−2 варианты). Необходимо прямо в карточке вставить пропущенную букву в словах и надписать падеж существительного одной заглавной буквой.

Образцы карточек: 1 в. 2 в.

Дар з. мли, радоваться д. ждю, Улыбка в. сны, дов. рять людям, повт. рил ошибку, встр. чаться под. рил фиалку, пахнет гр. бами, с другом, спрятался в тр.ве. зацвёл в с.ду.

  • — Взаимопроверка работы по «ключу» (запись на доске: И.Р.Д.В.Т.П.)
  • — Взаимооценка, рефлексия. Клик
  • — «Полётное повторение»: над какой орфограммой работали? Подберите проверочные слова к проверяемым гласным корня.
  • 13). Различение И.п. и В.п.
  • — Как вы думаете, какие падежи различить труднее? Почему? (И.-В.)
  • — Составление и запись опорного конспекта И. В.? ?
  • — Что дописать вместо вопросительных знаков, чтобы эта опорная запись помогла различить И.п. и В. п. (вопросы)
  • — Послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза «Зерно доброты».

Добрую сказку.

Помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку Послушал и ты, Чтоб сказка подкралась К самому сердцу И заронила Зерно доброты.

  • — Какова основная мысль текста? Почему? (Сказки учат добру)
  • — Оба выделенных слова стоят в винительном падеже. Но определить

падеж слова СКАЗКУ легче. Почему? (Это сущ. женского рода, в В.п.

у него меняется окончание).

— Вот оно-то, это тёплое, доброе слово и будет нашей опорой при различении И.- В.п. Допишите его в опорный конспект:

Кто? Что? Кого? Что?

Сказка!

  • 14). Тренировочные упражнения.
  • — В предложениях, взятых из стихов Овсея Дриза, найдите сущ. И.п. и В.п.

Бабушка вяжет на спицах чулок. Журавль на соломенной крыше упрятал свой клюв под крылом. Одуванчик видит сон. Славный мастер ёжик зонтик мастерит.

  • — В каких предложениях есть олицетворение? метафора?
  • — Запишите только ту часть каждого предложения, которая соответствует схеме: «подл. — сказ. — доп. в В.п.»
  • — Как же различить И. — В. п.
  • 15). Контроль усвоения.
  • — Это упражнение с выборочным ответом (1−2 варианты). Листы с 6 предложениями у каждого. Запись в тетради по образцу:

Задание: в соответствующую строку вписать только номера предложений, в которых выделенное слово стоит в И. или В.п.

Образцы упражнений:

  • 1 в. В каком падеже стоит выделенное слово?
  • 1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
  • 2. ОСЕНЬ рощи подожгла.
  • 3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.
  • 4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.
  • 5. МЯТА луговая уронила цвет.
  • 6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.
  • 2 в. В каком падеже стоит выделенное слово?
  • 1. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.
  • 2. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.
  • 3. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.
  • 4. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.
  • 5. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.
  • 6. Метнула туча огненные КОРНИ.
  • 16). Самопроверка, самооценка (в лист контроля), рефлексия.

«Ключ»: 1 В. 2 В.

И. — 2, 3, 5 И. — 1, 3, 4.

В. — 1, 4, 6 В. — 2, 5, 6.

  • 17). Обобщение.
  • — Итак, вернёмся к целям нашего урока. Что мы должны были знать?
  • — Проверим! Викторина о падежах. В ответе указать не только название падежей, но и падежные вопросы.

Викторина о падежах.

  • 1. Назовите «добрый» падеж.
  • 2. Какой падеж всегда употребляется без предлогов?
  • 3. Какой падеж называли в Древнем Риме «инструментальным», а в древнерусском языке — «орудийным»?
  • 4. Укажите падеж «на костылях». Почему его так образно называют?
  • 5. У какого падежа «ошибочное» название?
  • 6. Какого падежа недостаёт для «полного комплекта»?
  • — Ещё раз перечислите все падежи по порядку с падежными вопросами.
  • — Что мы должны уметь? (определять и различать падежи)
  • — Как правильно определить падеж имени существительного?
  • — Что поможет различить именительный и винительный падежи?
  • 18). Подача домашнего задания.
  • — Домашнее задание нужно отгадать:

Предсказать (приставка).

Положил (корень) Объединение (суффикс).

Лекция (окончание).

  • — Придумать самим или выписать из художественных текстов
  • 6 предложений с существительными, стоящими в различных падежах, указать падеж существительных. Кому это задание показалось трудным, можно выполнить упражнение из учебника (списать и определить падеж существительных).
  • 19). Рефлексия, выведение общей оценки за урок и выставление её в лист контроля.

Рефлексия.

  • 1. Я знаю падежи (+? -)
  • 2. Я знаю алгоритм определения падежей (+? -) имён существительных
  • 3. Я умею выполнять тест на компьютере (+? -)
  • 4. Я умею определять падежи существительных (+? -)
  • -Что у вас сегодня хорошо получалось?
  • — Над чем нужно больше поработать?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой