Падеж имен существительных
Дар з. мли, радоваться д. ждю, Улыбка в. сны, дов. рять людям, повт. рил ошибку, встр. чаться под. рил фиалку, пахнет гр. бами, с другом, спрятался в тр.ве. зацвёл в с.ду. В это же время один учащийся выполняет индивидуальное задание (устно): пользуясь карточкой-информатором, включить новое слово в разных падежах в предложения. Вам даны карточки (1−2 варианты). Необходимо прямо в карточке… Читать ещё >
Падеж имен существительных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Падеж имен существительных
Цели:
З н, а т ь — падежи имён существительных, историю происхождения термина, секрет названия падежей, падежные вопросы.
У м е т ь — определять падежи, различать именительный и винительный падежи имён существительных Оборудование: мультимедийная презентация; плакаты с образным названием падежей, рожок, два кубика, записи на доске, ОК «Как различить И.п. и В.п.», листы контроля, карточки для индивидуальной работы, задания — упражнения с выборочным ответом, словарь иностранных слов.
Ход урока.
1). Словарная работа.
Терраса.
- — С каким известным вам латинским корнем связано слово?
- — В каких словах ещё есть такой латинский элемент?
- — Посмотрите внимательно на внешний облик слова и догадайтесь, в каком словаре можно найти разъяснение его значения? Почему?
- — Зачитывание значения слова «терраса» по «Словарю иностранных слов».
- — Какая это часть речи? Докажите.
- — Назовите этот предмет ласково. Запишите рядом.
- — Выполните морфемный разбор обоих слов, учитывая, что современный корень — террас-
- — А теперь — «Подскажи словечко!»
Взял художник краски, рисует на … (терраске).
- 2). Зрительный диктант.
- — Внимательно рассмотрите запись на доске:
Взял художник краски, рисует на терраске.
- — Объясните постановку запятой и орфограммы в этом предложении.
- — Запомните всё предложение и «ошибкоопасные» места в нём.
- — Орфографическое проговаривание предложения.
- — Письмо по памяти.
- 3). Самопроверка (по доске), самооценка (в лист контроля), рефлексия.
Образец листа контроля Зр.д. / вз.к./ карт./ И.-В. / общ. оц.
- 4). Слово учителя.
- — Итак, с каким латинским корнем связано наше новое слово? (терра)
Латиняне дали нашему языку много слов. А греки подарили нам вообще гениальное изобретение. Чтобы узнать, какое, перенесёмся мысленно на несколько мгновений в Элладу. Слайды №.
Любили древние греки играть на досуге в «кости». Только их «кости» были в виде кубиков, на сторонах которых располагались «очки» — от 1 до 6. Во время игры их бросали из рожка, и они «падали». Такое выпадение по-гречески звалось «птозис». А как его перевели на русский язык, вы узнаете, если вставите (где надо!) буквы и составите из них слово. Кто быстрее?
Шля (п, б) ка, к. сательная, точ (?)ный, хо (т, д) ьба, решает (?)ся, соб.ру, ключ (?), варе (ж, ш) ки.
— Падеж — именно так переводится греческое слово «птозис». Так какое же отношение к языку имеет игра в «кости»?
Греческим грамматистам казалось, что слова меняют свои формы так же случайно, как и «косточки», выпадающие при каждом «птозисе». Потому изменяющиеся формы имён называли «птозисами». А сотни лет спустя русские грамматисты перенесли это значение в виде слова «падеж» к нам, и оно прижилось.
- 5). Тема урока. Постановка целей.
- — Итак, тема урока — «Падеж имён существительных».
- — Сформулируйте цели нашего урока сами: что надо знать? Что нужно
уметь? (Ответы детей кратко записываются на доске).
- 6). Беседа.
- — Сколько в русском языке падежей? В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком — 4, а у финнов — 15, в коми языке — 16. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача — выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
- — Почему их так зовут-величают? Ответы детей учитель дополняет сведениями из дополнительной литературы
«Именительный» падеж действительно служит для «именования» существ и предметов. «Творительный» падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят. Недаром в других языках сходный падеж так и зовут: «инструментальный, орудийный».
«Дательный» падеж не зря отвечает на вопрос: кому? Это, образно говоря, самый «добрый» падеж. А теперь подумайте и «родительном» падеже. Ветка (чего?) сосны порождена сосною. Стихи (кого?) Пушкина порождены Пушкиным. Сын твоего отца тоже есть порождение: родительный падеж тут как тут! «Предложный» — падеж «на костылях»: никогда он не рискует появиться без своих «костылей» — предлогов. «Винительный» падеж. Его в древнелатинском языке называли «аккузативом» — «обвиняющим». А там его так назвали по ошибке, потому что перевели с древнегреческого неточно). — Давайте вспомним, чем же падежи отличаются друг от друга. Прочитайте стихи о падежах и на их основании максимально охарактеризуйте каждый падеж.
У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, они проходят чередой, За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание На ушко им поют:
Я Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю.
Мои вопросы ??? и ???
Ни с чем не спутает никто.
А я падеж Родительный.
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.
Я называюсь Дательным,.
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
А я Винительный падеж,.
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю, Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть, Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.
А я творительный падеж.
Исполнен всяких я надежд.
Творите! -Чем? Творите! — С кем?
Я подскажу вам — нет проблем!
А я падеж предложный,.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги:
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать, О чем мечтать и в чем гулять.
У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, они проходят чередой, За слово в бой готов любой!
— Посмотрите на картинку-подсказку. Что эта подсказка помогает запомнить?
- — Итак, назовите все падежи по порядку с падежными вопросами.
- — Как называются все падежи, кроме именительного?
- 7). Игра «Собери падежи, или Полный комплект».
В разных местах класса на стенах прикреплены таблички со словами: «оним"(греч.), «костыль», «орудие», «добряк», «ошибка».
- — Поищите «спрятавшиеся» слова. Какое отношение имеют эти слова к падежам? (Кстати, какие это части речи?) Почему?
- — Полный ли комплект? Чего не хватает?
- — Запишите падежи в столбик в нужном порядке и измените наше новое слово. Какое? (терраса)
- — Какую морфему надо обозначить? Почему?
- — А теперь проверьте себя.
В это же время один учащийся выполняет индивидуальное задание (устно): пользуясь карточкой-информатором, включить новое слово в разных падежах в предложения.
Карточка-информатор
(Отрывок из книги Александры Бруштейн «Дорога уходит вдаль»).
…Новая учительница велит мне просклонять слово ПОДОРОЖНИК.
Я отвечаю ей так, как меня раньше учили…
И. — Около тропинки рос подорожник. Р. — Мы увидели в траве листья подорожника. Д. — Мы подошли к подорожнику. В. — Мы сорвали подорожник. Т. — Мы вернулись домой с подорожником. П. — Ведь мы знаем о подорожнике, что он целебная трава…(Классная дама слушает меня с каменным лицом. — А звательный падеж где? Я на секунду задумываюсь, потом отвечаю: — Зв. — Спасибо, подорожник, что ты лечишь людей…).
- 8). Проверка выполнения заданий.
- — Ученик, выполнявший индивидуальное задание, называет составленные предложения по образцу: И.- Терраса — прекрасное дополнение к дому. И т. д. до Зв.п.
- 9). Повторение обращения.
- — Звательный падеж — это что за падеж такой? Откуда пришло его название?
- — Почему теперь исчез? (И.= Зв.)
- — Что осталось от него в русской грамматике? (Зв. интонация при обращении)
- — Вспомните, что такое обращение, как оно выделяется на письме и оформляется интонационно.
- — Запишите предложение, объясните орфограммы и постановку знаков препинания: Вы полейте, облака, все растенья сада (Овсей Дриз)
- — Итак, ещё раз повторите все падежи с падежными вопросами.
- — Как же определить падеж существительного?
- 10). Самостоятельная работа с учебником.
- — Чтение в «Теории» текста «Как определить падеж»
- — Объяснение алгоритма определения падежа
- — Хоровое проговаривание
- — Взаимоопрос в паре, взаимооценка (заносится в лист контроля), рефлексия.
- 11). Закрепление.
- — Определите падеж существительных в предложении с обращением (рассуждения вслух по цепочке)
- — Упражнение «Угадай, какое слово пропущено» (запись на доске): определить падеж этого слова, действуя по алгоритму (устно)
Доброе … само себя хвалит.
От слова до … целая верста.
Кончил … — гуляй смело.
Велик телом, да мал …
Конец — всему … венец.
И умён, и пригож, и в … гож.
- — Определите падеж существительных в зрительном диктанте, мысленно проговаривая алгоритм (один человек — на доске, остальные — в тетради) падеж существительное грамматический диктант
- — Объясните (выборочно!) значение пословиц.
- 12). Индивидуальная самостоятельная работа.
- — Вам даны карточки (1−2 варианты). Необходимо прямо в карточке вставить пропущенную букву в словах и надписать падеж существительного одной заглавной буквой.
Образцы карточек: 1 в. 2 в.
Дар з. мли, радоваться д. ждю, Улыбка в. сны, дов. рять людям, повт. рил ошибку, встр. чаться под. рил фиалку, пахнет гр. бами, с другом, спрятался в тр.ве. зацвёл в с.ду.
- — Взаимопроверка работы по «ключу» (запись на доске: И.Р.Д.В.Т.П.)
- — Взаимооценка, рефлексия. Клик
- — «Полётное повторение»: над какой орфограммой работали? Подберите проверочные слова к проверяемым гласным корня.
- 13). Различение И.п. и В.п.
- — Как вы думаете, какие падежи различить труднее? Почему? (И.-В.)
- — Составление и запись опорного конспекта И. В.? ?
- — Что дописать вместо вопросительных знаков, чтобы эта опорная запись помогла различить И.п. и В. п. (вопросы)
- — Послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза «Зерно доброты».
Добрую сказку.
Помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку Послушал и ты, Чтоб сказка подкралась К самому сердцу И заронила Зерно доброты.
- — Какова основная мысль текста? Почему? (Сказки учат добру)
- — Оба выделенных слова стоят в винительном падеже. Но определить
падеж слова СКАЗКУ легче. Почему? (Это сущ. женского рода, в В.п.
у него меняется окончание).
— Вот оно-то, это тёплое, доброе слово и будет нашей опорой при различении И.- В.п. Допишите его в опорный конспект:
Кто? Что? Кого? Что?
Сказка!
- 14). Тренировочные упражнения.
- — В предложениях, взятых из стихов Овсея Дриза, найдите сущ. И.п. и В.п.
Бабушка вяжет на спицах чулок. Журавль на соломенной крыше упрятал свой клюв под крылом. Одуванчик видит сон. Славный мастер ёжик зонтик мастерит.
- — В каких предложениях есть олицетворение? метафора?
- — Запишите только ту часть каждого предложения, которая соответствует схеме: «подл. — сказ. — доп. в В.п.»
- — Как же различить И. — В. п.
- 15). Контроль усвоения.
- — Это упражнение с выборочным ответом (1−2 варианты). Листы с 6 предложениями у каждого. Запись в тетради по образцу:
Задание: в соответствующую строку вписать только номера предложений, в которых выделенное слово стоит в И. или В.п.
Образцы упражнений:
- 1 в. В каком падеже стоит выделенное слово?
- 1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
- 2. ОСЕНЬ рощи подожгла.
- 3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.
- 4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.
- 5. МЯТА луговая уронила цвет.
- 6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.
- 2 в. В каком падеже стоит выделенное слово?
- 1. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.
- 2. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.
- 3. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.
- 4. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.
- 5. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.
- 6. Метнула туча огненные КОРНИ.
- 16). Самопроверка, самооценка (в лист контроля), рефлексия.
«Ключ»: 1 В. 2 В.
И. — 2, 3, 5 И. — 1, 3, 4.
В. — 1, 4, 6 В. — 2, 5, 6.
- 17). Обобщение.
- — Итак, вернёмся к целям нашего урока. Что мы должны были знать?
- — Проверим! Викторина о падежах. В ответе указать не только название падежей, но и падежные вопросы.
Викторина о падежах.
- 1. Назовите «добрый» падеж.
- 2. Какой падеж всегда употребляется без предлогов?
- 3. Какой падеж называли в Древнем Риме «инструментальным», а в древнерусском языке — «орудийным»?
- 4. Укажите падеж «на костылях». Почему его так образно называют?
- 5. У какого падежа «ошибочное» название?
- 6. Какого падежа недостаёт для «полного комплекта»?
- — Ещё раз перечислите все падежи по порядку с падежными вопросами.
- — Что мы должны уметь? (определять и различать падежи)
- — Как правильно определить падеж имени существительного?
- — Что поможет различить именительный и винительный падежи?
- 18). Подача домашнего задания.
- — Домашнее задание нужно отгадать:
Предсказать (приставка).
Положил (корень) Объединение (суффикс).
Лекция (окончание).
- — Придумать самим или выписать из художественных текстов
- 6 предложений с существительными, стоящими в различных падежах, указать падеж существительных. Кому это задание показалось трудным, можно выполнить упражнение из учебника (списать и определить падеж существительных).
- 19). Рефлексия, выведение общей оценки за урок и выставление её в лист контроля.
Рефлексия.
- 1. Я знаю падежи (+? -)
- 2. Я знаю алгоритм определения падежей (+? -) имён существительных
- 3. Я умею выполнять тест на компьютере (+? -)
- 4. Я умею определять падежи существительных (+? -)
- -Что у вас сегодня хорошо получалось?
- — Над чем нужно больше поработать?