Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве второго условия было организовано культурно-досуговое пространства лицея, ориентированное на становление духовно-нравственных предпочтений учащихся. Сконструированная и реализованная система мероприятий отражает уникальный мир человека, его бытия, деятельности, творчества, расширяла ценностное восприятие, жизненно-смысловые горизонты учащихся. Выраженность ценностного отношения, личных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки формирования духовно- 14 нравственных ценностей учащихся в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея
    • 1. Духовно-нравственные ценности личности как предмет психолого- 14 педагогического анализа
    • 2. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся как педагогическая проблема
    • 3. Специфика организации учебно-воспитательного процесса по формированию духовно-нравственных ценностей в профессиональном 64 лицее
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация педагогических условий формирования духовнонравственных ценностей учащихся профессионального лицея
    • 1. Разработка и реализация курса «Основы нравственности» в учебновоспитательном процессе профессионального лицея
    • 2. Создание культурно-досуговой среды профессионального лицея
    • 3. Включение учащихся профессионального лицея в волонтерскую 132 деятельность
  • Выводы по второй главе

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется необходимостью духовно-нравственного воспитания современного квалифицированного рабочего, способного возродить экономику, обращенную к человеку. Это выражено в социальном заказе общества образованию и отражено в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Законе «Об образовании», Концепции модернизации профессионального образования. Духовно-нравственная деградация разрушает личность, создает угрозу национальной безопасности и делает бессмысленными все социально-экономические преобразования.

Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно останавливался на значении нравственных ценностей для успешного развития страны в своем послании Федеральному собранию (2007) он заявил: «Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

В педагогических исследованиях проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения отражена в исследованиях Г. С. Абрамова, Ю. В. Азарова, Н. Н. Баркова, В. А. Беляевой, Е. В. Бондаревской, В. С. Безрукова, М. Г. Гинзбурга, В. И. Додонова,.

A.Г.Здравомыслова, Н. В. Мацуй, Н. В. Мартишиной, Т. В. Певчевой,.

B.А.Сластенина, А. П. Черных. Особую актуальность приобретает проблема формирования духовно-нравственных ценностей в отроческие годы (И.А.Зимняя, Д. И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин), так как в этот период осуществляется формирование самосознания, «выкристаллизовывается» личность. Таким образом, перед педагогами стоит задача наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Ш. А. Амонашвили и В. И. Загвязинский считают, что необходимо «по-настоящему видеть, ценить и сохранять вечные человеческие ценности в качестве стратегических ориентиров образования».

Содержание понятия «ценность» большинство отечественных ученых-философов характеризуют через выделение ряда признаков, свойственных различным формам развитого общественного сознания (С.Ф.Анисимов, Е. В. Беляева, Л. П. Буева, Г. Н. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Б. И. Додонов, А. Г. Здравомыслов, И. Л. Зеленкова, М. С. Каган, Н. Н. Лукин, Н. С. Розов, В. П. Тугаринов, И. Т. Фролов, Э. Г. Юдин и другие).

В отечественных психологических исследованиях ценность рассматривается в качестве важнейшего психологического фактора, регулирующего и детерминирующего мотивацию, поведение человека (Б.Г.Ананьев, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, А. Д. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, и другие) — ценности определяют как социальные и культурные доминанты, ориентация на которые формирует в личности высоконравственные потребности и осмысленные («философские» по М.М.Бахтину) поступки (В.А.Караковский, Н. Д. Никандров,.

A.В.Кирьякова, Т. И. Петракова, З. И. Равкин, О. А. Сидоренко, Е. Н. Шиянов,.

B.А.Сластенин, Г. И.Чижакова).

Проблемам воспитания учащихся начальных профессиональных образовательных учреждений, к которым принадлежат профессиональные лицеи, посвящены исследования Э. Ф. Зеера, Л. Г. Новикова, А. И. Таюрского, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко.

Анализ научной литературы, основных государственных документов в области образования показывает, что в настоящее время назрела необходимость разрешения ряда противоречий между:

— возросшей потребностью общества в возрождении российской духовности и недостаточно выраженной духовно-нравственной направленностью образовательной политики в учебных заведениях начального профессионального образования;

— потребностями начального профессионального образования в педагогическом обеспечении образовательного процесса, способствующего формированию духовно-нравственной личности и недостаточно выраженной ориентацией учебно-воспитательного процесса направленного на подготовку рабочих, имеющих систему осознанных и личностно принятых духовно-нравственных ценностей;

— заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе начального профессионального образования;

Данные противоречия актуализируют проблему поиска путей духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея. Следует отметить, что наукой накоплены значительные знания и созданы определенные предпосылки, необходимые для решения данной проблемы, однако формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея не являлось предметом специального рассмотрения. Это обусловливает выбор темы исследования: «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в профессиональном лицее.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея и опытно-экпериментальным путем проверить их эффективность.

Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственных ценностей учащихся будет осуществляться более эффективно, если в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея в единстве и взаимосвязи реализуются следующие условия: разработан и реализован элективный курс «Основы нравственности», направленный на уяснение учащимися лицея сущности и содержания духовно-нравственных ценностейорганизовано культурно-досуговое пространство лицея, нацеленное на становление духовно-нравственных предпочтений учащихсявключение учащихся лицея в волонтерскую деятельность, способствующую их самореализации в соответствии с духовно-нравственными ценностями. Задачи исследования:

1. Рассмотреть «духовно-нравственные ценности» как предмет педагогического анализа, выявить их сущность и конкретизировать содержание данного понятия.

2. Проанализировать существующие в отечественной теории и практике основные модели педагогической деятельности и возможности их применения по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея в современных условиях.

3. Выявить специфику учебно-воспитательного процесса профессионального лицея, определяющую формирование духовно-нравственных ценностей учащихся.

4. Выявить критерии и их показатели для изучения состояния сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

5. Проверить эффективность формирования духовно-нравственных ценностей учащихся в учебно-воспитательном процессе лицея.

Методологическую основу исследования составили: аксиологический подход, раскрывающий природу ценностей (С.Ф.Анисимов, М. Г. Гинзбург, Б. И. Додонов, М. С. Каган, В.П. Тугаринов), формирование ценностей (Н.Д.Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е.Н.Шиянов) — деятельностный подход, как основа присвоения личностью духовно-нравственных ценностей (А.Н.Леонтьев, Р.С.Рубиншейн).

Теоретическими основами исследования явились научные труды в области: психологической антропологии раскрывающие сущность человека (Б.Г.Ананьев, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, Е. И. Исаев, В.И.Слободчиков) — духовно-нравственного воспитания (Е.В.Бондаревская, В. В. Игнатова, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки, М.И.Шилова) — идеи о диалогической сущности образования (М.М. Бахтин, В. С. Библер, А.И. Шемшурина) — положения возрастной психологии о новообразованиях юношеского возраста (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Д.И.Фельдштейн).

Методы исследования: общетеоретические (анализ философской, социологической, психолого-педагогической, справочноэнциклопедической литературы по проблеме исследованияпонятийно-терминологической системы, нормативно-программной документации, методических пособий) — построение гипотез, прогнозирование, моделированиеэмпирические (наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение педагогического опыта) — социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы и сравнения) — математические (ранжирование, шкалирование, корреляция) — описательные (эмпатическое слушание, интерпретация, библиографический метод, самохарактеристика) — статистические (качественный и количественный анализ).

Организация научного исследования: Базой исследования явился Профессиональный лицей № 9 города Красноярска. Исследованием было охвачено 763 учащихся в период с 2003 по 2007 гг. Опытно-экспериментальная работа проводилась в экспериментальной группе в состав которой входило 53 человека.

Личное участие соискателя состоит: в теоретическом обосновании формирования духовно-нравственных ценностей учащихся в учебно-воспитательном процессе профессионального лицеяв разработке и реализации курса «Основы нравственности" — организации культурно-досугового пространства, создание проектной программы внеклассной работы, разработке способов включения учащихся в волонтерское движение, определении критериальных признаков формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицеяв реализации и опытно-экспериментальной проверке эффективности педагогических условий исследуемого процесса.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялась изучение и анализ проблемы духовности и нравственности в психологической и педагогической литературе, в практике начального профессионального образования. Определялись исходные теоретические положения, анализировался категориальный аппарат исследования, выявлялись противоречия. Осуществлялась постановка проблемы исследования, определялись цель, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы,.

На втором этапе (2004 — 2006 гг.) проводился целенаправленный опрос учащихся профессионального лицея № 9 г. Красноярска на предмет выявления духовно-нравственных ценностей. Осуществлялась выработка критериев сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся, разработка диагностических методик. Определялись методы изучения исследуемого явления. Апробировались педагогические приемы, формы и методы работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся, анализировалась их эффективность. Обобщался опыт работы диссертанта в качестве преподавателя профессионального лицея.

На третьем этапе (2007 — 2008 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея, проводился качественный и количественный анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследованияуточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работыосуществлялось оформление текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования:

1. Конкретизировано содержание понятия «духовно-нравственные ценности» как качественной совокупности базовых общечеловеческих ценностей, которые отражают в единстве духовный и нравственный смысл существования человека, основываются на знании духовно-нравственных ценностей (ценность-знание), выражают его особо чуткое отношение к миру, людям, самому себе (ценность-отношение), проявляются в духовно-нравственной деятельности (ценность-деятельность) и в целом придают жизни человека высший и утонченный смысл.

2. Раскрыта сущность процесса формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея как организации педагогической деятельности, гуманистически направленной на обеспечение усвоения ими сущности духовно-нравственных ценностей, становление духовно-нравственных предпочтений и самореализацию в соответствии с данными ценностями в деятельности.

3. Обоснованы основные критерии и выявлены показатели сформированности духовно-нравственных ценностей: познавательно-ориентационный, эмоционально-оценочный, рефлесивно-поведенческий.

4. Доказано, что в единстве и взаимосвязи педагогические условия (разработка и реализация элективного курса «Основы нравственности», направленного на усвоение учащимися лицея сущности и содержания духовно-нравственных ценностейорганизация культурно-досугового пространства лицея, нацеленное на становление духовно-нравственных предпочтений учащихсявключение учащихся лицея в волонтерскую деятельность, способствующую их самореализации в соответствии с духовно-нравственными ценностями) способствуют формированию духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены теоретические предпосылки формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея, раскрыта сущность духовно-нравственных ценностей, разработаны критериальные характеристики и уровни сформированности данных ценностей, описаны условия их формирования, что расширяет аксиологические знания о духовно-нравственном воспитании учащихся начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования: разработан и реализован курс «Основы нравственности», описана методика организации культурно-досугового пространства лицея, предложены способы включения учащихся лицея в волонтерскую деятельность. Все это может быть использовано в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, в процессе повышения квалификации инженерно-педагогических работников. Результаты исследования по формированию духовно-нравственных ценностей внедрены в образовательную практику профессионального лицея № 9 г. Красноярска (экспериментальная площадка Федерального института развития образования) и рекомендованы Федеральным агентством по образованию для внедрения в учебные заведения начального профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных его предмету, цели и задачамопорой на современные данные педагогической науки, сочетанием количественного и качественного анализа, подтвержденного результатами опытно-экспериментальной работыположительными результатами апробации внедрения структуры и содержания деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях профессионального лицея.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования были изложены и получили положительную оценку на всероссийских научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях Федерального агентства по образованию, Федерального института развития образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева: «Проблемы нравственного и патриотического воспитания учащихся» (Москва, 2006 г.), «Проблемы воспитания в учреждениях начального профессионального образования» (Анапа 2006 г., 2007 г.), «Инновационная деятельность учебных заведений России» (Москва, 2007 г.), «Духовно-нравственное становление современного поколения в процессе социализации» (Красноярск, 2007 г.), «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 2007 г.).

Ход и результаты диссертационного исследования периодически заслушивались на заседаниях научных советов Федерального института развития образования (г. Москва 2006, 2007гг.), кафедре педагогики и психологии Сибирского государственного технологического университета. Разработанная программа «Нравственное просвещение и воспитание на основе общечеловеческих ценностей» стала победителем всероссийского конкурса воспитательных систем «Искусство воспитания» (2007г).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Духовно-нравственные ценности как качественная совокупность базовых общечеловеческих ценностей отражают в единстве духовный и нравственный смысл существования человека, придают жизни человека высший и утонченный смысл и основываются на значимости духовно-нравственного знания (ценность-знание), выражают его особо чуткое отношение к миру, людям, самому себе (ценность-отношение), проявляются в духовно-нравственной деятельности (ценность-деятельность). В структуре духовно-нравственных ценностей выделяются: Человек — как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытияЖизнь — как непрерывный процесс становления человеческого в человекеДеятельность — как основополагающая характеристика активного человеческого существования.

2. Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется последовательно: от этапа усвоения к этапу предпочтения и далее к этапу личной самореализации. Этап усвоения предполагает восприятие учащимся духовно-нравственных ценностей, понимание их сущности. Этап предпочтения характеризуется положительной личной оценкой данных ценностей и признанием их в качестве ориентиров жизнедеятельности. Этап самореализации связывается с проявлением учащимся духовно-нравственных ценностей в процессе жизнедеятельности. Сущность формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея — педагогическая деятельность, гуманистически направленная на обеспечение усвоения ими сущности духовно-нравственных ценностей, становление духовно-нравственных предпочтений и самореализацию в соответствии с данными ценностями. 3. Выявление степени сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея возможно на основе анализа критериев (признаков) их проявлений.

Познавательно-ориентационный критерий раскрывается через показатели и выражается в способности учащихся ориентироваться в духовно-нравственной сфере, соотносить духовно-нравственные ценности с общечеловеческими, в осознании значимости данных ценностей в жизни, понимании необходимости сознательного и осмысленного выбора духовно-нравственных ценностей.

Эмоционально-оценочный критерий раскрывается в показателях и отражается в заинтересованности духовно-нравственной проблематикой, предпочтительном отношении к духовно-нравственным ценностям в сравнении с другими, способности эмоционально переживать. данные ценности, переводить информацию о духовно-нравственных ценностях в потребностно — мотивационную сферу.

Рефлексивно-поведенческий критерий выражается в показателях способности самостоятельно выбирать и осваивать духовно-нравственные ценности, активно включаться в духовно-нравственную деятельность, руководствоваться духовно-нравственными ценностями в общении, самореализовываться как духовно-нравственная личность.

4. В качестве педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея выступают:

— разработка и реализация элективного курса «Основы нравственности». Данный курс представлен семью разделами: «Основы общечеловеческой морали», «Мораль и верования языческого общества», «Становление монотеизма и его мораль», «Этическое учение Иисуса Христа», «Ислам», «Великие учителя человечества», «Единство этических учений», обеспечивает усвоение уяснение учащимися лицея сущности и содержания духовно-нравственных ценностей;

— организованное культурно-досуговое пространство лицея через осуществление проектной деятельности учащихся, работы студии художественного творчества способствует становлению духовно-нравственных предпочтений учащихся;

— включение учащихся лицея в волонтерскую деятельность, посредствам организации дискуссионного клуба, акций, добровольной трудовой деятельности, лицейскую газету, ученического соуправления содействует их самореализации в соответствии с духовно-нравственными ценностями.

В целом эти педагогические условия в совокупности и взаимосвязи способствуют формированию духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

Публикации. По теме диссертации опубликовано десять научных статей общим объемом 12,3 п.л. Три статьи опубликованы в журналах из перечня ВАК, авторский вклад 1,8 п.л.

Структура диссертации: диссертация состоит из Введения, 2 глав, Заключения, списка литературы, Приложения.

Результаты исследования показали, что нравственное просвещение оказывается эффективным средством информирования учащихся о духовно.

152 нравственных ценностях, способствуя осознанию и принятию учащимися духовно-нравственных ценностей как жизненноважных.

В качестве второго условия было организовано культурно-досуговое пространства лицея, ориентированное на становление духовно-нравственных предпочтений учащихся. Сконструированная и реализованная система мероприятий отражает уникальный мир человека, его бытия, деятельности, творчества, расширяла ценностное восприятие, жизненно-смысловые горизонты учащихся. Выраженность ценностного отношения, личных предпочтений характеризовалось динамикой: от простого понимания ценностей к более сложному, и далее к организации деятельности с Другим. Результатом явилась выраженность учащимися их духовно-нравственных предпочтений, актуализация эмоционально-ценностного отношения к духовно-нравственным ценностям. Данное педагогическое условие реализовывалось с помощью создания культурно-досугового пространства в учебной группе, проектной лицейной программы, творческого клуба «Современник». Проведенная опытно-экспериментальная работа на этапе предпочтения позволила сделать вывод о том, что организация культурно-досугового пространства выступает педагогическим условием эффективного формирования духовно-нравственных ценностей в профессиональном лицее.

Третьим педагогическим условием выступало включение учащихся лицея в волонтерскую деятельность, способствующую их самореализации в соответствии с духовно-нравственными ценностями. Создание ситуаций духовно-нравственного содержания в учебно-воспитательном процессе, связывалось с этапом самореализации учащегося через духовно-нравственную деятельность в соответствии с духовно-нравственными ценностями. Основной педагогический смысл условия состоит в усилении духовно-нравственного аспекта самореализации учащегося, в активном развертывании его духовно-нравственных ресурсов, закреплении духовно-нравственных ценностей в самостоятельной деятельности, транслирование их в общении с окружающими в своей жизнедеятельности через организацию акций, работу дискуссионного клуба, лицейную газету, ученическое соуправление, техническое творчество.

Формы включения учащихся в волонтерскую деятельность позволяют выстраивать неформальное межличностное общение, основанное на духовно-нравственных ценностяхсоздают творческую, эмоциональную благоприятную среду для выражения членами организации своих интересовпредоставляют возможность для самораскрытия, самореализации и проявления себя в качестве активной и инициативной личностисоздается обстановка благоприятная для развития лидерских, организаторских и творческих способностей учащихся, предоставляется возможность сформировать чувство значимости в коллективе.

Деятельность волонтеров рассматривается как творческий процесс, как ситуации сотрудничества, живая цепь ситуаций-событий с их уникальностью и неповторимостью, где связующей нитью была духовно-нравственная деятельность учащихся профессионального лицеяреализовывался принцип «здесь и сейчас», вырабатывалось умение получать радость от каждой ситуации «со-бытия». Именно в волонтерской деятельности учащиеся имели возможность накапливать опыт общения с Другим, выражать духовно-нравственные предпочтения.

Проведенная опытно-экспериментальная работа на заключительном этапе позволила сделать вывод о том, что вовлечение учащихся в волонтерскую деятельность выступает педагогическим условием эффективного формирования духовно-нравственных ценностей в профессиональном лицее.

Значимые позитивные изменения сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея, зафиксированные на всех этапах данного процесса подтверждают эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условии и свидетельствуют о том, что формирование духовно-нравственных ценностей задает аксиологическую направленность личностного становления будущего рабочего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Учитывая актуальность проблемы — поиска путей формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея в настоящем исследовании предлагается один из педагогических путей ее решения: формирования духовно-нравственных ценностей учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе посредством создания совокупности педагогических условий.

В диссертации проанализированы теоретические предпосылки формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального и реализованы педагогические условия формирования данных ценностей у учащихся. В качестве основных выводов по диссертации сформулированы следующие.

Во-первых, духовно-нравственные ценности характеризуются качественной совокупностью базовых общечеловеческих ценностей, отражающих в единстве духовный и нравственный смысл существования человека. Они придают жизни человека высший и утонченный смысл, основываются на знании духовно-нравственных ценностей (ценность-знание) — выражают его особо чуткое отношение к миру, людям, самому себе (ценность-отношение), проявляются в духовно-нравственной деятельности (ценность-деятельность). В структуре духовно-нравственных ценностей выделяются: Человек — как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытияЖизнь — как непрерывный процесс становления человеческого в человекеДеятельность — как основополагающая характеристика активного человеческого существования.

Во-вторых, формирование духовно-нравственных ценностей учащихся осуществляется последовательно: от этапа усвоения к этапу предпочтения и далее к этапу личной самореализации. Этап усвоения предполагает восприятие учащимся духовно-нравственных ценностей, понимание их сущности. Этап предпочтения характеризуется положительной личной оценкой данных ценностей и признание их как ориентиров жизнедеятельности. Этап самореализации связывается с более полным проявлением учащимся духовно-нравственных ценностей в процессе жизнедеятельности.

В-третьих, в качестве основных педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея выступают: разработка и реализация курса «Основы нравственности», который обеспечивает усвоение учащимися лицея сущности и содержания духовно-нравственных ценностейорганизация культурно-досугового пространство лицея, нацеленного на становление духовно-нравственных предпочтений учащихсявовлечение учащихся лицея в волонтерскую деятельность, способствует их самореализации в соответствии с духовно-нравственными ценностями.

В-четвертых, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что данные педагогические условия в единстве и взаимосвязи способствуют эффективному формированию духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея. Это подтверждено наличием значимой положительной динамики в уровнях проявления сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся экспериментальных групп на начало и окончание опытно-экспериментальной работы.

Приоритетным направлением дальнейшего исследования считаем поиск путей конструирования образовательного процесса и пространства воспитания современного поколения рабочих кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Р. История мировой философии: Учебник / С. Р. Аблеев. -М.: ООО «Издательство ACT»: «Издательство Астрель», 2002. 416 с. -(Высшая школа).
  2. , Г. С. Практикум по психологическому консультированию / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург.: Деловая книга, 1995. — 128 с.
  3. Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. -М.: Наука, 1989. 234 с.
  4. Аванесова, Г, А. Социальная и культурная политика в регионе в условиях российских преобразований // Научно-информационный сборник. — М., 2002, № 2, С.34−65
  5. , Ю. В. Проблемы духовности в современной школе // Педагогический вестник. 1997, — № 8. — С.12.
  6. , В.Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в системе работы школьного центра эстетического воспитания: Автореф. к.пед.н. -М., 1993. -20с.
  7. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогическая процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Вышэйшея школа. — 1990. -559 с.
  8. , Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 11−16.
  9. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. — М.: Изд. Дом Шалва Амонашвили. — 1995. 496с.
  10. Ю.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. — 351 с. (Серия «Памятники психологической мысли»).
  11. П.Андреев, В. И. Методология и технология мониторинга воспитания в контексте педагогического образования // Казанский государственный университет. Казань. 2007 — 372с
  12. , С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. -М.: Мысль, 1988. 178 с.
  13. , С. Ф. Ценности реальные и мнимые / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1970.-183 с.
  14. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. / Аристотель- Ред. В. Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1976.-550 с
  15. , Т.А. Модернизация дополнительного профессионального образования // Сб. статей всероссийского семинара практикума. — Омск, 2002 — С.26−29
  16. , М. Ю., Здравомыслов, О. М., Шурыгина, И. И. Учителя и ученики: два мира? Книга для учителя / М. Ю. Арутюнян.- М.: Просвещение, 1992. — 228 с.
  17. , В.Г. Опыт организации психологического обеспечения управленческой деятельности руководителя инновационной школы /В.Г. Асеев // Сибирский психологический журнал. — 2005. № 21. -С.71−76
  18. , Г. Д. Личностные профессиональные ценности как информационная основа профориентации / Г. Д. Бабушкин // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 94−96.
  19. , Л.А., Гребенкина Л. К., Мартишина Н. В. Современные воспитательные системы // Классный руководитель. — 1998. № 3. — С. 19−34
  20. , H.H. Проблема нравственного идеала в теории воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков: Автореф. дисс. к.п.н.-М., 1996.
  21. , М.М. Этика словесного творчества: Сб. избранных трудов. — М., 1979.-423с.23 .Безрукова, B.C. Из опыта исследования духовно-нравственного состояния учащихся и учителей // Миссионерское обозрение. 1998. -№ 11.-С.11−13
  22. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие. -Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. -344 с.
  23. , Л.Н., Лыков, C.B., Овчинников, A.B. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) // Учебное пособие, -М: Издательский центр «Академия», 2003. 384с.
  24. , С.А. Этот «опасный» возраст. М.: Знание, 1982. — 94 с.
  25. , A.C. Основы возрастной педагогики: Книга для учителей, родителей и студентов высших и средних учреждений образования. — Екатеринбург: УГПУ, 2000. 162 с.
  26. , В. А., Черных, А. П., Певчева, Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя / В. А. Беляева, А. П. Черных, Т. В. Певчева // Педагогика, 1998. № 5. — С. 67−69.
  27. , Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л. А. Беляева. Екатеринбург, 1993. — 125 е.
  28. , Л.А. Философия воспитания. М., 1996 — С. 60.
  29. , А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики (Кыргыстан). М., 1994.-15с.
  30. , H.A. О назначении человека: Сборник. М., 1993. — 382с. -С.322.
  31. , B.C. Школа диалога культур // Советская педагогика. 1988. -№ 11.-С.34
  32. Бим Бад, Б. М. Педагогическая антропология. — М., 1998. — 575с.
  33. , П.П. Избранные психологические произведения. -М., 1964. -547с. С.40−41
  34. , М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (нач. XX в.) // Педагогика. -1998. № 7. — С.82−87
  35. , Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1997. — 350 с.
  36. , В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование № 9 2000
  37. Бондаревская, Е. В. Методологическая сфера современного образования.-Ростов н/Д: Изд-во Ростов.пед.ун., 2000.
  38. , Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. -1997. № 5. — С.3−20.
  39. , Б.С. Психология в России // Школьный психолог: Прил. к газете «Первое сентября» 1999. — № 29 (август). — С.1−16. — (Вкладыш).
  40. , Б.С. Психология. Нравственность. Культура. — М., 1994
  41. , Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии.- 1996. № 2. — С. 3−9.
  42. , Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование № 10 2003
  43. , Е.Я. Дополнительное образование в России XXI век / Е. Бутко, // Высшее образование в России. М., 2005. — № 5. — С.3−103.
  44. В.В.Путин //8-е послание Федеральному собранию 26 апреля 2007 года
  45. , А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−18.
  46. , Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 200 с.
  47. , В. М. Школа как Со-Бытие (философско-культурологическая концепция развития) / В. М. Видгоф, Томск, 1994. — 32 с.
  48. , Г. Н. Этнопедагогика современного воспитания // Мир обозрения. 1997. — № 2.
  49. , Г. Л. Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского коллектива / Г. Л. Волкова // Завуч. 1999. — № 7 — С.22−26
  50. , Л. Б. Добро и зло как этические категории / Л. Б. Волченко. -М.: Мысль, 1975.-198 с.
  51. , Л.И., Петровский В. А., Фельдштейн Д. И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка. М., 1987. — С.6−36.
  52. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. М.: Педагогика 1991. -480с.5 5. Вяземский, Е. Контуры реформы исторического образования // Педагогический вестник. 1998. — № 6. — С. 12.
  53. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: Вып. № 6. — М., 1996.-196с.-С.12−15.
  54. , Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. — 376с
  55. , A.M. Качество подготовки педагогических кадров и актуальные проблемы повышения их квалификации / Красноярск: РИО КГПУ им.
  56. B.П. Астафьева, 2005. 316с.
  57. , О.И. Образовательные политики, инновационно-ориентированное управление и характер очередного этапа реформы // Управление школой. 1997. — № 37.
  58. , Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−7.
  59. , Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.
  60. , Б.С. Менталитет и образование. -М., 1996. 144с.
  61. , С. И. Основы педагогики (введение в прикладную философию) /
  62. C. И. Гессен. -М.: «Школа-Пресс», 1995. С. 153−160.
  63. , М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Г. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. -С. 39−43.
  64. Голубев, Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания М.: Педагогика, 1989.
  65. , К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпритация культуры. — СП б, 1997.-728с.-С.119.
  66. , О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. / О. А. Голянская. Новосибирск, 2004. — 20 с
  67. , Е.И. Развитие личности ребенка на основе национальной культуры // Начальная школа. — 1997. № 5. — С.75.
  68. , М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина. 1994. — № 3. — С.3−5.
  69. , Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности.-М.: Наука, 1989.-С. 102−110.
  70. , В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: Автореф. к.п.н. Ростов н/Д, 1994. -21с.
  71. , А.Н. Воспитание в поликультурном образовательном пространстве СНГ и дальнего Зарубежья. М.: Изд-во «Прометей», 2007.-160с.
  72. , В., Кухтевич, Т. Культурные миры молодых россиян / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Aima mater. 2000. — № Ю. — С. 19−23.
  73. До донов, В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности: Автореф. д.филос.н. — М., 1994
  74. , О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. М.: Мысль, 1985.-235 с.
  75. Духовность // Ожегов С. И. Толковый словарь. М., 1999. — 943с. -С.183.
  76. , И. П. Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. П. Дымова. Новосибирск, 2004. — 20 с.
  77. , B.C. Социальная культурология. М., 1997. — 591с
  78. , О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.-336 с.
  79. , В. В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа / В. В. Игнатова, В. С. Нургалеев // Мир человека: Научно-информационное издание, выпуск 1. Красноярск, СибГТУ, 2001. — С.112−122.
  80. , В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. Монография / В. В. Игнатова. Красноярск: СибГТУ, 2000. — 272с.
  81. , В. В., Козлова, JI. А. Обновление уклада школьной жизни: Монография / В. В. Игнатова, JI. Д. Козлова. Красноярск: СибГТУ, 2004.-212 с.
  82. , Г. Л. Культуросообразность как смыслообразующий принцип системы непрерывного образования и основа проектирования образования // Сб.: Проблемы психологии образования / Под ред. A.A. Вербицкого. М., 1992. — С. 117.
  83. , И.А. Аксиомы религиозного опыта. М. — Париж, 1993. — 448с.
  84. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск — Барнаул. — 1997. — 128с.
  85. Искусство творить взаимоотношения". — Сборник / Сост. Р. Я. Рудзитис. -Новосибирск. 1993. -96 с.
  86. , К. Д. Задачи этики: Учение о нравственности при современных условиях знания / К. Д. Кавелин // Филос. науки. 1990. -№ 11.-С. 58−61.
  87. , М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. С-Пб.: Петрополис, 1997.-204 с.
  88. , М.И. О коммунистическом воспитании: Избранные статьи и речи. М., 1956. — 382с. — С.67.
  89. , И. Критика чистого разума / И.Кант. Пер. с нем. М.: Наука, 1999.-655с.
  90. , В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М., 1993.
  91. , В. А., Новикова, Л. И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! (Теория и практика школьных воспитательных систем) / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: «Новая школа». 1996. — 173 с.
  92. , E.H. Формирование личности профессионала // Психологический журнал. 1995. -т.16. — № 4. -С.147−148.
  93. Кле, М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. — 176 с
  94. , Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д. 1996. — 512с.
  95. , В.О. Два воспитания // Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997. -С.138.
  96. , H.A. Психология духовности личности. Тамбов, 1996 — 153с.
  97. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Потитиздат, 1987. — 366
  98. Концепция модернизации российского образования на период до 20 Юг// Профессиональное образование № 4 2001
  99. , В.Г., Разумовский В. Г. Сравнительная педагогика и международное сотрудничество // Педагогика. 1991. — т.5. — С. 115−122.
  100. , С. Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов / С. Э. Крапивенский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 146 с. Лосский
  101. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. № 2. -М.: ИННОВАТОР, 1995. — С. 67−102
  102. Кропоткин, П. А. Этика.М., 1991.С.62.
  103. , С.Б. Контуры духовности: новые контрасты идентификации // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.26.
  104. , Л.П. Интегрированное образование: истоки и итоги // Чебоксары Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. — 308с.
  105. , Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2000.Т. 21. — № 3. — С. 7387.
  106. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: МГУ, 1972. 575 с.
  107. , А. Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций / А. Н. Леонтьев. -М.: МГУ, 1972. 136 с.
  108. , Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1996.-№ 4.-С. 15−26
  109. , А. Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) / А. Е. Лихачев // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 33−36.
  110. , Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX XX веках) / Б. Т. Лихачев. — Самара, 1997. — 84 с.
  111. , Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX XX веках) / Б. Т. Лихачев. — Самара, 1997. — 84 с
  112. , Н. Н. Культурно-историческое творчество и профессиональное образование (социально-философский анализ): Науч.-метод. пособие / Н. Н. Лукин. Краснояр. гос. аграр. ун-т. — Красноярск, 2004. — 160 с.
  113. , А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопросы психологии. — 2004. № 4. — С.
  114. , В.И. Педагогическая антропология // Учебное пособие. -М., Издательский центр «Академия», 2003. 2008с.
  115. , В.А. Этика великих учений // Красноярск, изд-во «Буква», 2005. 400с.
  116. , Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. — № 10.-С.170.
  117. , Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога / Н. В. Мартишина // Педагогика. 2006. -№ 3. — С. 48−57.
  118. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. -Пер. с англ. -М.: Смысл, 1999, С.132−151.
  119. , Н. В. Формирование этического компонента профессиональной деятельности будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Мацуй. Москва, 1997. — 22 с.
  120. , A.M., Якуба Е. А. Особенности нравственной и правовой подготовки студентов на современном этапе- Кирилюк, А.П. Нравственно-правовые характеристики личности современного студента\
  121. , A.C. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. — № 5 — с.11−15. Нравственное воспитание студентов. Минск, 1989.
  122. Митрополит Владимир (Богоявленский) О причинах дурного воспитания в наше время // Православное воспитание детей. М., 1997 — 80с. — С.24−80.
  123. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. № 4. — С.28. — 1995. -№ 6. — С. 63−68
  124. , В.И. Духовный смысл отечественного образования // Независимая газета. — 1994. 2 сентября. — С.2.
  125. , С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении /- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 384с.
  126. , В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: Изд-во «ИПП», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-350 с.
  127. Национальные ценности образования. История и современность: Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. 3. И. Равкина. М.: ИТП и О РАО.-1996.-295 с.
  128. , Н. Д. Ценности как основа социализации и воспитания / Н. Д. Никандров // Мир образования. 2003. — № 3.-С.6−8. ТАНЕТ144
  129. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С.З.
  130. , Н.Д. Слово о православном образовании в России // Начальная школа. 1996. — № 5. — с.3.
  131. , Л.Г. Основные характеристики религиозной динамики населения. // Социс. 1998. — № 9. — С.98.
  132. О национальной доктрине образования в Российской федерации Постановление Правительства Рос. Федерации от 4 окт.2000г. //электронный ресурс.- Режим доступа:11й:р://е1етеп1у.ги/1ау.
  133. Образование в условиях глобализации // библиотека в эпоху перемен. библиотека и образование. — Дайджест. — М., 2003. — № 3. — С.10−38.
  134. , А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность / А. А. Орлов // Педагогика
  135. , С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социс, 1997 г., № 10.-c.69.
  136. , Р. А. О мысли творящей и слове живом: Книга для учителя и учащихся старших классов / Р. А. Парошина. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. — 376 с.
  137. , Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  138. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1999. -510с.
  139. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, E.H. Шиянова. -М., 1998. 512с.
  140. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1990. — 223с.
  141. , Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / Т. И. Петракова. -М., 1999.-44 с.
  142. , Н.И. Избранные педагогические сочинения. Кн. 1−2. — М., 1952.-484с.
  143. , Б. О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высшее образование в России. — 1996. № 3. — С.57.
  144. , JI.А. Грани духовности // Педагогика. 1996. — № 1. — С.40−41.
  145. , И. В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформы 1990−1993.: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Попова. -М., 1994.-22 с
  146. , Г. Н. Я- пространство как характеристика образовательного пространства школы / Школа и образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьютерской конференции. Москва — Томск: ТГПУ, 1999. С. 55−63.
  147. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., 1996 г. —256с.
  148. , Н.С. Профессиональное самоопределение // Вопросы психологии. 1996 — № 1. — с.62−72.
  149. , Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. / Дж. Равен — М.: «Кагито-центр», 2001.- 142с.
  150. Равкин, 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) / 3. И. Равкин // Педагогика. -1995.-№ 5.-С. 87−90.
  151. , Л.К. Психология самопознания. Томск. — 1995. -169с.
  152. , В. Грамматика общения. М., 1995. — 188с.
  153. , И. М. Формирование ценности эстетического отношения школьников в открытом образовательном пространстве: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. М. Реморенко. — Красноярск, 2001. 22 с.
  154. , В.В. Уединенное. Т. 2. — М.: Правда, 1990. — С. 195 276.
  155. , В.М. Введение в культурологию. М., 1994. — 103с. — С.12−15.
  156. Российская ментальность: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С.25 / Выступили: Г. Д. Гачев, А. Н. Ерыгин, Л. И. Новикова, A.C. Панарин и др.
  157. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. — № 4. — С. 89−95.
  158. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: ПИТЕР, 1998. — 705 с.
  159. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (Теория взаимодействия). Монография / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  160. , Л.Б. Психодиагностическая модуляция личности -модель эффективного управления: личность. Культура. Общество / Л. Б. Садовникова 2004. — Том 6, № 3. — С.119−139.
  161. , B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. // Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-336с.
  162. , B.C. Труд в духовном воспитании // Педагогический вестник. 1997. -№ 7. — С.15.
  163. , А. В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России / А. В. Сидоренков // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 48−56.
  164. , П.В. Происхождение духовности. М., 1989. — 352с.
  165. , В. А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М.: Издательский Центр «Академия», 2003. 192 с.
  166. , В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность (в 2-х т.) / Под ред. 3. И. Равкина. Т. 1.- М., 1995. 126 с. — С. 3−15.
  167. , В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и колл. авторов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368с.
  168. , В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию // Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192с.
  169. , В. И. Деятельность как антропологическая категория / В. И. Слободчиков // Вопросы философии. 2001. — № 3. — С. 48−57.
  170. , В. И., Исаев, Е И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995. -384с.
  171. , В.И., Исаев, Е.И Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. — 383с.
  172. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. сост. Л. В. Мардахаев. М: Издательский Центр «Академия», 2002. — 368 с.
  173. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. М., 2002
  174. , И.П., Ткаченко, Е.В. «Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося» Педагогика № 5 2002
  175. , С. А., Котова, И.Б., Шиянов, И. Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. // Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 512с.
  176. Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики) / Под ред. проф., д. филос. наук В. М. Видгофа. Томск: Томский государственный университет, 2005. — 252 с.
  177. , А. Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности: Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / А. Д. Солдатенков. — Москва, 1994. 44 с.
  178. , B.C. Духовные основы жизни // Избранные произведения. — Ростов н/Д, 1998. 544с
  179. , B.C. Оправдание добра // Освобождение добра. М., 1991.-c.276.
  180. , И.Н. Изменения в положении и ценностных ориентациях молодежи // Россия накануне XXI века. Материалы научно-практической конференции. — М., 1995. С. 323.
  181. Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М.: Академический Проект, 2001. -544 с
  182. Степанов, E.H. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель № 8 2001
  183. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы Под ред. проф. И. А. Зимней. М: агентство «Издательский сервис» 2004.
  184. , А.И. Гуманизация российского общества / Серия: Культурное наследие и проблемы образования. Вып. 1. М., 1992. -155с.
  185. , И.И. Герменевтика и понимающие подходы в гуманизации образования. Нижний Новгород, 1996: Дисс. на соискание степени к.филос.н. — 252с
  186. , JI.B. Православная школа сегодня. М., 1996. — 495с.
  187. , Г. С. Современная гуманистическая психология и школа. СП б., 1995. — с.8−9.
  188. , В.А. Духовный мир школьника. М., 1960. — 223с
  189. , В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978. -94с.
  190. , А.И. Красноярская модель // Красноярск, издательский дом «КП плюс», 2001, — 272с.
  191. , В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. — 1998. № 2. — С.3−6.
  192. , В. П. Марксистская философия и проблема ценности / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. М., Л.: Наука, 1966.-223 с.
  193. , К.Д. Пед. соч.: в 6 тг. М., 1988. — Т. 1. — 444с. — С.253
  194. , К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические соч. — Т. 1. — М., 1974. 584с. — С.234.М
  195. Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности.-М.:Московский психолого-социальный институт
  196. , Д.И. Психология развивающейся личности. — Москва Воронеж, 1996.
  197. Философия как учение о человека / под ред. Петрова Ю. В. — Томск.- 1995.-208с.
  198. Философский энциклопедический словарь /. — М.: ИНФРА-М. — 576 с.
  199. , C.JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917.-252с.
  200. , В. Воля к смыслу / В. Франкл. — Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс ЭКСМО-Пресс, Серия «Психологическая коллекция», 1999. — 205 с.
  201. И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография. -Красноярск: КГУ, 1999. 256 с.
  202. Фуряева, Т.В., Каблукова, И. Г. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции Красноярск, 2007. — 192 с.
  203. , М. Письмо о гуманизме // Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. — С.71−76.
  204. Хохрина, 3. В. Активизация духовно-творческого потенциала личности старшеклассника посредством сказки: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / 3. В. Хохрина. Красноярск, 2002. — 160 с.
  205. Хохрина, 3. В. К вопросу становления образа конкурентоспособной личности / 3. В. Хохрина // Теория и история. — Красноярск. 2003. — № 3. — С. 99−102.
  206. , А. Ценностный потенциал педагогического воздействия / А. Хузиахметов // Высшее образование в России. — 2004. -№ 12.-С. 108−111.
  207. Ценности и приоритеты личности и группы: Материалы международной программы сравнительного социально-педагогического изучения ценностей. — М., 1995. 64с.
  208. , Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии. Автореф. дисс. докт. пед. наук / Г. И. Чижакова. М., 1999. — 34 с.
  209. , Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей личности. Новосибирск. — 1970. — 275с.
  210. , А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. — 396с.
  211. , А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя / А. И. Шемшурина. -М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -112 с.
  212. , М. И. Основные направления обновления учебно-воспитательного процесса на основе гуманизации: Тезисы регион, конф. «Гуманизация, демократизация учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе» / М. И. Шилова. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2001.
  213. , М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе / М. И. Шилова. Красноярск: КГПУ, 1998. -196 с.
  214. , М.И. Образование и социализация личности в современном обществе // Красноярск: РИО КГПУ, 2002 — 208с.
  215. , М.И., Яковлева, Н.Ф. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков. // Учебное пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006 — 264с.
  216. , Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Уч. пособие / Е. Н. Шиянов. Mill У им. В. И. Ленина, Ставроп. гос. пед. ин-т. — М. — Ставрополь, 1991. — 180 с.
  217. , Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дисс. д.п.н. -М., 1991.
  218. , О. А. Ответственность профессионально значимое качество будущего специалиста (педагогический аспект): Монография / О. А. Шушерина. — Красноярск: СибГТУ, 2002. — 186 с.
  219. , Н. Е. Ценностные отношения / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 17−22.
  220. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М., 1997.-77с.
  221. Д.Б. Психология развития. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001.-144с.
  222. , В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — М.: «Добросвет», Книжный дом «Университет», 1998. — 596 с.
  223. , В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / Дополнительное образование, 2000. № 2. — С. 16−22.
  224. , X. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. — № 12. — С.98.
  225. Scheler, М. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik /М. Scheler.-Bern, 1954.
  226. Torrance, E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.
Заполнить форму текущей работой