Теоретические основы работы по социализации подростков с девиантным поведением в учреждении дополнительного образования
Драгунова Т. В. обращает наше внимание на то, что проблема «кризиса» в подростковом возрасте приковывала внимание и интересовала ученых прежде всего и больше всего. Автор отмечает, что его теоретическая разработка началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление, что источником «кризиса» и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически… Читать ещё >
Теоретические основы работы по социализации подростков с девиантным поведением в учреждении дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Девиантное поведение подростков как объект социально-педагогического изучения
Организация работы по социализации подростков предполагает комплексное осмысление понятия «девиантное поведение» .
Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития.
Девиантное поведение — это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения.
В учебном пособии «Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков» отмечается, что проблема девиантного поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «аутоагрессивное поведение», «аддиктивное поведение» и ряд других. [67, 13].
Известно, что в специальной литературе термин «Отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение). Далее мы будем использовать оба термина- «отклоняющееся», «девиантное» — в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.
Змановская Е.В. отмечает, что отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализациядезадаптацияизоляция». 30,11].
Далее Змановская Е. В. пишет, что очевидная сложность в определении изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам», девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям», оно является предметом социологии, права, социальной психологии" [30, 11]. В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.
Змановская Е.В. выделяет следующие признаки:
- 1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
- 2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного Осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.
- 3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материально ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья.
- 4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
- 5. Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течении первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).
- 6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.
- 7. Особенностью отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения.
- 8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие [30, 12−15].
Исходя из этого, Змановская Е. В. дает следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
На личностном уровне отклоняющееся поведениеэто социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу [30, 16].
Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания.
Одна из первых научных попыток объяснить природу преступного поведения с позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч. Ломброзо, разработавшему антропологическую теорию преступности, — утверждает Фомина А. Б. Проводя антропометрические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, он пришел к выводу, что существует 4 типа преступников: врожденные преступники, преступники по страсти, случайные и душевнобольные преступники. При этом врожденные преступники характеризуются определенными соматическими особенностями, строением черепа, чертами лица, благодаря которым их можно своевременно распознавать и пожизненно изолировать от общества либо уничтожать [67,23].
Позднее теория Ч. Ломброзо, хотя и вошла в историю научной мысли, но была признана научно несостоятельной.
Особое место среди биологических теорий, отмечает Змановская Е. В., занимает эволюционный подход, основанный на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека.
Далее автор отмечает, что современные исследования биологических детерминант поведения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно — генетике.
В рамках биокриминологии предпринимались целенаправленные попытки установления связи между девиантным (преступным) поведением и наследственными особенностями человека. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, проведенные в середине 60-х годов 20 века. Его исследования привели к выводу, что наличие лишней Эхромосомы у мужчин определяет их предрасположенность к криминальному поведению (среди заключенных такая аномалия проявляется в 15 раз чаще, чем обычно). В то же время критики данного подхода замечают, что девиантность носителей лишней Эхромосомы у мужчин может быть следствием не хромосомной аномалии, а связанных с ней индивидуальных особенностей, таких, как высокий рост быстрое созревание, низкий интеллект [30,48].
В целом современные знания позволяют говорить о том, что наследуется не какая-то конкретная форма отклоняющегося поведения (например, преступность), а определенные индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности, например импульсивность или стремление к лидерству.
В учебном пособии Фоминой А. Б. отмечено, что практически одновременно с биологизаторским направлением формировался и социологизаторский подход к объяснению причин девиантности [67,25].
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять.
Фомина А. Б пишет, что солидный статистический анализ аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции), проведённый, в частности, Ж. Кетле, Э. Дюркгеймом за определённый отрезок времени, показал, что число аномалий возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные формы этого явления [67,25].
Змановская Е.В. отмечает, что другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий «Т.Парсонса»; несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); влияние норм девиантное субкультуры и обучения (Р.Клауорд, Л. Оулин). Так, личность с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретристскую), большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения [30,44].
Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. Змановская Е. В. описывает теорию Э. Лемерта, Г. Беккера, которая получила название «Теория стигматизации», девиации — следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путём соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность). И. Гофман выделяет три типа стигмы: физическая стигма (врождённые аномалии и телесные увечья); дефекты воли (алкоголизм, наркомания, душевные болезни); расовые стигмы («чёрные») [30, 44−45].
Далее автор отмечает, что современный отечественный исследователь Ю. А. Клейберг на примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам.
Отклоняющееся поведение — это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним». Для этого используются особые приёмы: сленг, символика, мода, манера, поступок и т. д. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки. Т.о., социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью [30,46].
Из всего выше указанного можно сделать вывод, что внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. Социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон.
В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действия которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности. [30,50].
Особое место среди разнообразных теорий и концепций отклоняющегося поведения, отмечает Андреев В. И., занимают исследования психо-аналитической ориентации, основоположником которых является З.Фрейд. В работах его последователей (А.Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц и др.) рассматриваются такие формы отклоняющегося поведения, как неврозом, психастении, состояния навязчивости, сексуальные расстройства, различные формы социальной дезадаптации [2;304].
Фомина А.Б. отмечает, что, по мнению представителей психоаналитической ориентации, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения, социальную девиацию, отличает чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Поэтому психоаналитические работы прежде всего посвящены исследованию природы тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям. В качестве неосознаваемых, подавляемых влечений З. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер — стремление к власти, к самоутверждению, превосходству над другими, К. Хорни — стремление к безопасности, гедонистические потребности комфорта, удовольствия. Подавление этих влечений, жёсткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает базисные чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптированным формам поведения [67,24].
В целом накопленные клинические и экспериментальные данные позволяют предположить, что не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом. Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов-условий и психологических причин.
В учебно-методическом пособии «Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением» отмечается, что традиционно причины отклоняющегося поведения подразделяют на две группы:
- — причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
- — причины социального и психологического характера.
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами [14; 37].
Драгунова Т.В. обращает наше внимание на то, что проблема «кризиса» в подростковом возрасте приковывала внимание и интересовала ученых прежде всего и больше всего. Автор отмечает, что его теоретическая разработка началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление, что источником «кризиса» и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически предопределённые изменения в подростке. Поэтому появление новых психологических особенностей рассматривалось как неизбежное, универсальное, т. е. присущее всем подросткам. А из этого следовал вывод: трудности надо перетерпеть, вмешательство нецелесообразно и бесполезно — природу не изменишь! Эта ложная педагогическая позиция прямо вытекала из представления о биологической обусловленности подростка.
Далее автор отмечает, что это представление постепенно расшатывалось, так как опровергалось фактами новых исследований и практикой воспитания подростков. Психологи пришли к выводу о зависимости существенных особенностей подростка от социальных условий.
Антрополог Р. Бенедикт, сравнивая воспитание детей в разных обществах, пришла к выводу, что переход от детства к взрослости происходит в разных обществах по-разному.
Немецкий психолог К. Левин сделал следующий шаг в анализе причин конфликтного типа развития подростков. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами (детей и взрослых) и длиннее период неприкаянности (уже не ребёнок, но и не взрослый), с тем большими трудностями протекает подростковый период. Далее Т. В. Драгунова отмечает, что Л. С. Выготский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя фактами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребёнком и средой; эта перестройка составляет главное содержание «кризиса» .
Т.о., в науке постепенно накапливались теоретические обобщения и разные факты, говорящие о том, что особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых [25, 9−12].
Рябишина Н.А. отмечает, что в подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками [68, 15].
Галагузова М.А. считает, что у подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьёзные требования со стороны взрослых [69, 212].
Крутецкий В.А. обращает наше внимание на то, что подростковый возраст — важный период характерообразования. Если до этого можно было говорить скорее об отдельных характерологических проявлениях, то в подростковом возрасте характер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, крикливости, беготне. Разумеется, эти проявления нельзя считать неизбежными спутниками подросткового возраста [44, 260].
А.И. Щербаков обращает внимание на то, что начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей, и создаёт благоприятные условия для появления у ребёнка ощущения взрослости, самостоятельности. Однако, отмечается ниже, на данном этапе психического развития ребёнок еще не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста — между психическими возможностями ребёнка и возросшим ощущением самостоятельности, разрешение которого и ведет к дальнейшему психическому развитию [64, 123].
Далее авторы подчеркивают, что сопротивление воле взрослых, распоряжениям актива класса, школы и т. д. может выступать не только как единичная реакция на факт недооценки, с точки зрения подростка, его личности. Это один из путей, с помощью которого ребёнок достигает ощущения значительности своей личности, её действенности, её способности противостоять окружению. Искусственно «сталкивая» свою личность с личностями других людей, ребёнок начинает более контрастно представлять границы своего «Я» [64, 124].
В «Социальной педагогике» под редакцией профессора В. А Никитина указывается, что к проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:
- А) Кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте:
- — ускоренное или неравномерное развитие организма в период полового созревания;
- — недостаточность развития сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка;
- — «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости.
- Б) Обострение взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном «конфликте» младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе.
- В) Стремление заменить отношение с позиции «морали подчинения» на «мораль равенства» .
- Г) Повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений.
- Д) Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность в общении, чрезмерное стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др. [70, 136−137].
Одной из немаловажных причин приводящих к формированию отклоняющегося поведения у личности считают социально-педагогические факторы.
М.А Галагузова отмечает, что социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогической запущенностью), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и навыков [69, 219].
Важным фактором формирования отклонений в психо-социальном развитии ребенка является неблагополучие семьи, а также ошибки в семейном воспитании.
Толстых А.В. отмечает, что социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, но это может быть лишь видимость. Ясно, что неблагополучная семья — это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи [72;6].
Далее автор отмечает, что анализ семьи и её воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации, другие — вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм криминального поведения [72;221].
В «Основах социальной педагогики» под редакцией П. И. Пидкасистого отмечается, что совокупность факторов различной природы, длительное негативное воздействие которых на человека приводит к перенапряжению адаптационных механизмов личности, результатом чего могут быть поведенческие нарушения, называются условиями риска.
В семье это:
- — во-первых, асоциальный характер семьи в целом либо её отдельных членов,
- — во-вторых, структура семьи (отсутствие в семье отца или матери, что не позволяет ребенку полноценно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с личностно значимым человеком)
- — в-третьих, функциональная несостоятельность семьи, проявляющаяся в неверных типах семейного воспитания.
В школе это:
- — во-первых, функциональная несостоятельность педагога, проявляющаяся в подмене личностно-ориентированного подхода к ребенку деятельностью по контролю за формальным соблюдением учащимися правил внутри школьного поведения и по авторитарному обеспечению личного педагогического псевдоавторитета,
- — во-вторых, субъективная сложность изучаемого материала для ребенка, вследствие чего он утрачивает интерес к учебе как способу самоутверждения и саморазвития,
- — в-третьих, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями (конфликты, бойкоты, высмеивания и т. п.), в результате чего ребенок исключается из коллектива и не может полноценно обучаться.
В условиях внешкольных учреждений причиной нарушения поведения могут стать конфликты ребенка с преподавателем либо неудовлетворение внешкольным учреждением потребностей ребенка (пришел учиться играть на гитаре, а его определили в класс игры на баяне и т. п.). Результатом подобного рода событий может стать отказ ребенка или подростка от внешкольных учреждений как сферы социализации в целом.
Таким образом, игнорирование проблем подросткового возраста, а также совокупность социально-педагогических факторов различной природы могут привести к формированию девиантного поведения у детей.
При всей относительности понятия «девиантное поведение», отмечает Клейберг Ю. А., за ним тем не менее скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах: преступность и наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийство, проституция и т. д. Далеко неполный их анализ позволяет лучше понять эти очень сложные элементы общественной жизни, конкретнее представить себе природу девиантного поведения в целом [40;73].
Змановская Е.В. в разделе «Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности» отмечает следующие виды отклоняющегося поведения: — агрессивное поведение; - делинквентное поведение; - зависимое поведение; - суицидальное поведение.
Далее автор утверждает, что ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденцию к разрушениям, направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинение боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования… Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения [30,85−86].
Змановская Е.В. отмечает, что в проявлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия… При всей важности возрастного, гендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия личности.
Одним из самых дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией.
В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности остается не вполне понятным, семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные факторы, например, низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания [30,86−91].
Под делинквентным поведением А. Е Личко подразумевает мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т. д. [67,18].
Однако В. В Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что понятие «делинквентное поведение» должно применяться в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков. По мнению ученого, расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками [67,16].
Змановская Е.В. дает следующее определение делинквентному поведению: «Действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях» [30;97]. Далее автор отмечает, что криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще.
Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни [30, 100].
Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет, количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29 лет, максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет, с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение [30, 103].
Также выделяется конституциональный фактор. Исследователи отмечают, что конституциональные особенности могут направить личность в антисоциальную среду. Например, влечения ребенка могут быть настолько сильными, что он с трудом переносит чувство голода, под влиянием чего он может начать воровать [30, 106].
" Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение личности» , — отмечает Змановская Е. В., — выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимостей. С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, переедание, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе широко используется такой термин, как патологические привычки" [30;117].
Далее автор отмечает, что в специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой проблемы — аддиктивное поведение. В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики), алкоголь (в большинстве классификаций относится к 1 группе), пища, игры, секс, религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
- — химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
- — нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
- — гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
- — сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);
- — религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Существуют различные факторы, способствующие формированию зависимого поведения. К внешне социальным факторам можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, выбрасывающих на рынок все новые и новые товары — потенциальные объекты зависимости. К этой же группе факторов относится деятельность наркоторговцев.
Клейберг Ю. А отмечает, что, как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим поведением детей.
В то же время наблюдения говорят о том, что в одной и той же семье дети могут демонстрировать различное поведение. Более того, даже в семьях, где родители страдают алкоголизмом, у ребенка не обязательно формируется зависимое поведение. Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности. [40;127].
Самоубийство (суицид) — одна из вечных проблем человека, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на на Земле человек. Самоубийство как социально-психологическое явление — порождение общества, обусловлено социальными и психологическими причинами.
Клейберг Ю.А. отмечает, что самоубийство следует рассматривать в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя суицидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки, суицидальные намерения и собственно акт суицида [40;87].
Змановская Е.В. отмечает, что суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. [30, 144].
Таким образом, в процессе работы по данному вопросу было выяснено, что:
- — отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов-условий и психологических причин;
- — наиболее общим понятием в характеристике отклоняющегося поведения является девиантное поведение, а остальные разновидности характеризуют разные его аспекты и могут служить в качестве классификационной основы девиантного поведения подростков.
Оказать необходимую помощь в решении проблемы отклоняющегося поведения призваны специалисты, работающие в различных социальных учреждениях. Об организации работы по социализации подростков с девиантным поведением в учреждениях дополнительного образования рассмотрены вопросы во втором параграфе.