Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования
Таким образом, проводя работу в трех направлениях, описанных нами выше, мы можем сделать вывод, что 85% детей характерны проявления эмоциональной агрессии. Так как данный вид агрессии ученые считают нормальным явлением в психическом развитии ребенка, имеющим защитный характер, то мы находим целесообразным провести коррекционно-развивающие мероприятия с 15% детей, которым свойственна вербальная… Читать ещё >
Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целью этого этапа является выявление различных видов агрессивных проявлений в поведении детей 5−6 лет. В данной работе мы использовали ряд методов. Рассмотрим полученные результаты каждого метода последовательно.
На данном этапе мы применили педагогическое наблюдение. Наблюдение как метод, является очень эффективным при наблюдении за поведением детей 5−6 лет.
Протокол наблюдения велся в процессе игровой деятельности детей 5−6 лет (Приложение 1).
Результаты, полученные в ходе наблюдения за детьми, приведены в таблице 5 «Наблюдаемые проявления агрессивности».
Как показывают данные, полученные в ходе педагогического наблюдения, 85% детей свойственны признаки эмоциональной агрессии, то есть дети используют самооправдание, обвиняя другого в целях отведения от себя наказания, могут отвернуться и не разговаривать друг с другом, уйти в сторонку и плакать и т. д. Например, Света Н. рисовала общими карандашами с Риммой Л., обоим одновременно понадобился один и тот же карандаш. Возникла ссора, никто из них не захотел уступать. Тогда Света Н. отошла от Риты и стала плакать, а Рита сидела, надувшись, а карандаши лежали в стороне; 15% детей свойственны признаки проявления вербальной агрессии: говорят обидные слова, говорят нецензурные слова и т. д. Например, Юля Ш., осознавая, что в процессе совместной игровой деятельности дети не подчиняются ее требованиям, обрушивая на них такой поток обидных слов, что дети терялись и далее не высказывали свое нежелание.
Однако, для получения целостной картины об агрессивных проявлениях в поведении детей 5−6 лет, использование данного метода недостаточно. В связи с этим, для наиболее полного изучения данной проблемы мы решили провести опрос педагогов и анкетирование родителей.
Опрос педагогов заключался в заполнении бланка опросника «Ребенок глазами взрослого». Опросник заполнялся педагогом данной группы, который подчеркивал, насколько выражены ситуативно-личностные реакции агрессивности у каждого ребенка (Приложение 12).
По результатам опроса педагога в данном исследовании были получены следующие данные, 15% (Юля Ш., Настя Б.) присущи реакции вербальной агрессии, т. е. девочки вспыльчивы, могут неожиданно грубо ответить, направлены только для себя, поэтому обзывают сверстников, мешают в игре, могут намахнуться, не ориентируются на эмоциональное состояние других людей, могут передразнивать других; 85% детей присущ эмоциональный вид агрессии, т. е. в случае возникновения какого-либо конфликта, недовольства, дети отворачиваются, не разговаривают друг с другом, могут сказать резко, но безобидное (Саша Л., Света Н., Рима Л., Витя Н., Толя Х., Коля С., Лена К., Женя З., Нина В., Эляман Д., Боря М.).
Подобные данные по выявлению агрессивных проявлений дошкольников были получены в результате проведения анкетирования родителей. Анкета для родителей представляла собой ряд вопросов для родителей, касающихся получения информации об особенностях поведения ребенка дома.
Результаты анкетирования родителей следующие: 15% родителей считают, что их детям свойственна вербальная агрессия, т. е. ребенок в случае не исполнения его ожиданий, может обозвать, например, «дура», громко заплакать, в случае запрета чего-либо, упрямо стоит на своем, может топать ногами, кричать, громко плакать. Остальные 85% родителей считают, что их дети уравновешаны, спокойны, в случае запрета, не прерикаются с родителями, послушны, начатое дело, преодолевая трудности, доводят до конца.
Таблица 1 Наличие агрессивного поведения детей 5−6 лет в ДОУ и семье
Имя ребенка. | Наличие агрессивного поведения в ДОУ. | Наличие агрессивного поведения в семье. |
Женя З. | ; | ; |
Юля Ш. | ||
Саша П. | ; | ; |
Рима Л. | ; | ; |
Толя Х. | ; | ; |
Света Н. | ; | ; |
Витя Н. | ; | ; |
Коля С. | ; | ; |
Лена Н. | ; | ; |
Настя Б. | ||
Нина В. | ; | ; |
Боря М. | ; | ; |
Эляман Д. | ; | ; |
Вышеуказанные методы позволяют нам составить определенную картину по изучаемой проблеме, но, на наш взгляд, наиболее существенным является работа, направленная на непосредственное взаимодействие с ребенком. В связи с этим, нами были использованы проективные методики «Несуществующие животные», «Тест Руки».
В соответствии с критерием анализа методики «Несуществующее животное» мы классифицируем работы детей на 2 группы.
Первой группе детей (Юля Ш., Настя Б.) свойственна вербальная агрессия. Так положение их рисунков ближе к верхнему краю листа свидетельствует о высокой самооценке, неудовлетворенности собственным положением в обществе, претензии на продвижение, потребность признание. Положение головы «анфас» трактуется как эгоцентризм. Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над ситуацией, ориентацией на окружающих, акцентировании будущего. Контур фигур животных выполнен в острых углах, что свидетельствует об агрессии. Верхний контур говорит о направленной агрессии против вышестоящих лиц, реальных возможностях осуществить принуждение. Укрупненные рисунки данных детей могут также свидетельствовать о повышении аффекта, эгоцентризма, придании повышенного значения собственной персоне. Приоткрытый рот в сочетании с языком трактуется как повышенная речевая активность. Рот с зубами — вербальная агрессия. Хвосты животных направлены вправо, то есть дети размышляют по поводу своих действий и поступков, по поводу своего поведения. Положительная оценка этого отношения (уверенно, бодро) выражена в направлении хвоста вверх. Название животного «Зепатус»", «Дельвотрил» говорит о демонстративности, направленной на подчеркивание своего разума и эрудиции.
Вторая группа детей (Коля С. Витя Н., Света Н., Женя З., Рима Л.) свойственна эмоциональная агрессия. Это видно в расположении рисунка, все рисунки расположены по средней линии листа. Голова направлена влево (Света Н., Рима Л., Толя Х., Саша Л., Эляман Д., Нина В.) — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Положение головы «анфас» (Витя Н., Коля С., Женя З., Лена К., Боря М.) может трактоваться как эгоцентризм. Контур фигур не содержит различных шипов, панцирей, что говорит об отсутствии ярко выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, может также рассматриваться как символ контроля со стороны «Я» за собственной эффективностью, ее проявлением во вне. «Уши» выражают заинтересованность и значимость мнения окружающих о себе. Открытый рот (Саша Л. Витя Н., Толя Х., Света Н., Рима Л., Коля С.) без прорисовки зубов и языка, трактуется как облегченность возникновения опасения и страхов.
Дополнительные детали на голове, то есть перья (Саша Л. Света Н., Лена К., Нина В., Эляман Д.) говорят о тенденции к самовыражению. Опорность фигуры — наличие ног, говорит о рациональности в принятии решений, основательности в их суждении в опоре и на существенное положение. Крылья (Лена К. Света Н., Толя Х., Витя Н., Коля С., Женя З., Боря М.) — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, увлеченность своей деятельностью, соучастие. Направленность хвоста в правую верхнюю сторону (Света Н., Лена К. Толя Х., Рима Л., Саша П., Нина В., Эляман Д., Боря М.) свидетельствует о положительном отношении детей к собственным действиям и поступкам.
Названия животных: «Бренор», «Голиав», «Мужохор», «Вампир», «Гаргулья», «Тенозавр», «Пинки», «Гари», «Дино», Бонислав", «Крыломор» — выражает содержание смысловых частей, что говорит об эмоциональности, конкретной установке при ориентировке и адаптации.
Таким образом, экспериментальное исследование по данной методике показало следующие результаты: 15% свойственные свойства вербальной агрессии, 85% - свойственны реакции эмоциональной агрессии. Далее нам следует рассмотреть особенности проведения методики «Тест Руки». Полученные данные показали, что у 15% детей повышенный уровень агрессии. Например, Юля Ш. давая характеристику расположения руки, отвечала: говорит «выйди вон, остановить машину, схватить кого-то и т. д.».
У 85% детей наблюдается достаточный уровень психической активности, а также имеется опыт коммуникации. Так, например, Лена К., отвечая на вопросы исследователя, говорит: показывает что-то, прощается, здоровается, здесь преобладают не агрессивные, а коммуникативные проявления. Результаты проведенного теста «Рука» представлены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты теста «Рука»
Категория. | Толя. | Коля. | Элям. | Саша. | Боря. | Лена. | Настя. | Жена. | Рима. | Витя. | Света. | Юля. | Нина. |
Активность (А). | ++. | ++++. | ++++. | +++++. | +++. | +++++. | ++. | ++++. | ++++. | ++. | |||
Коммун (К). | +++++. | +++. | ++. | +++++. | +++++. | +++++. | +++++. | ||||||
Пассивность (П). | ++. | ++. | ++. | ++. | ++. | ||||||||
Тревож. | |||||||||||||
Агрессия (АГ). | ++. | ++. | +++++. | ++. | ++. | ++. | +++. | +++++. | +++. | ||||
Директивн. | |||||||||||||
Деф. | |||||||||||||
Зависим. | |||||||||||||
Итого. | А-2. К-5. АГ-2. | А-4. К-1. П-2. АГ-2. | А-4. К-3. П-1. АГ-1. | А-6. К-2. П-1. АГ-1. | А-3. К-5. АГ-1. | А-5. К-1. П-1. АГ-2. | А-1. К-1. П-2. АГ-5. | А-2. К-5. АГ-2. | А-4. К-1. П-2. АГ-2. | А-4. К-1. П-2. АГ-2. | А-1. К-5. АГ-3. | А-2. К-2. АГ-5. | А-1. К-5. АГ-3. |
Таким образом, проводя работу в трех направлениях, описанных нами выше, мы можем сделать вывод, что 85% детей характерны проявления эмоциональной агрессии. Так как данный вид агрессии ученые считают нормальным явлением в психическом развитии ребенка, имеющим защитный характер, то мы находим целесообразным провести коррекционно-развивающие мероприятия с 15% детей, которым свойственна вербальная агрессия. Подробное содержание формирующего эксперимента представим в следующем параграфе.