Список использованной литературы
Растения — гусеница — птица злаковые травы — грызуны — змеи злаковые травы — мышь — хищные птицы трава — кузнечик — луговые птицы насекомые и их личинки — крот — хищные птицы тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы травы (клевер) — шмель. Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта… Читать ещё >
Список использованной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Бесова М. А. К познанию мира — через игру. — Мн.: Вышэйшая школа, 1995. — 210 с.
- 2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1989
- 3. Владимирова Т. В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы/ Под ред. И. Я. Гуткович. — Ульяновск, 2002
- 4. Владимирова Т. В. Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы. — Ульяновск, 2001
- 5. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Раздел 3. Дидактика. — М., 2000
- 6. Воспитание. Второй класс. «Ориентир». Ч.1/ Под ред. М. П. Осиповой. — Брест: Изд-во БрГУ, 2001. — 166 с.
- 7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С.40−52
- 8. Газман О. С. Каникулы: игра, воспитание. — М., 1988
- 9. Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. Т. А. Сидорчук. — Ульяновск, 1998
- 10. Зыков М. Б. Игра как естественный для ребенка способ познания мира // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 2. — С.12−14
- 11. Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. — М., 1983
- 12. Кишко С. В. Описание интеллектуальных развивающих игр природоведческого и природоохранного содержания. — Мн., 2000
- 13. Корзун А. В. Веселая дидактика: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — Мн., 2000
- 14. Корзун А. В., Кишко С. В. и др. Программа экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Мн., 2000
- 15. Корзун А. В. Мир чувственного восприятия. (К вопросу о содержании сенсорного воспитания в дошкольном возрасте). — Мн., 2000
- 16. Корзун А. В. Системный подход в ознакомлении детей с природой и природоохранной деятельностью. — Мн., 2000
- 17. Куликовская И. Э. Становление мировидения детей дошкольного возраста в контексте культуры // Дошкольное образование. — 2000. — № 2. — С.6−8
- 18. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. — М., 1978
- 19. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. — Мн., 1989
- 20. Поддъяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С.106−112
- 21. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред.А. И. Щербакова. — М., 1987. — 320с.
- 22. Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 4. — С.12−19
- 23. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/ Под ред. М. А. Васильевой. — М., 1988
- 24. Старжынская Н. С. Сябруем і гуляем разам. — Мн., 1994
- 25. Шацкая Н. Н. Игра как средство формирования товарищества // Праблемы выхавання. — 2006. — № 1
- 26. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента (экспериментальная группа).
Имя ребенка. | Уровень знаний. | Средний балл. | Общий уровень. | ||||||
о животном мире. | о неживой природе. | о временах года. | |||||||
Кол-во баллов. | Уро; вень. | Кол-во баллов. | Уро; вень. | Кол-во баллов. | Уро; вень. | ||||
Веркеев Андрей. | В. | С. | В. | В. | |||||
Галюшик Дарья. | С. | В. | С. | С. | |||||
Годун Даниил. | С. | С. | С. | 8,7. | С. | ||||
Демчук Екатерина. | С. | С. | С. | 10,7. | С. | ||||
Ермохина Жанна. | Н. | Н. | Н. | 5,7. | Н. | ||||
Козел Инна. | В. | В. | В. | 14,7. | В. | ||||
Корнелюк Максим. | Н. | С. | С. | 8,7. | С. | ||||
Кулеш Егор | С. | В. | В. | 12,3. | С. | ||||
Лесневич Анна. | С. | С. | С. | С. | |||||
Литвинова Таисия. | В. | В. | В. | В. | |||||
Морозова Арина. | С. | С. | С. | С. | |||||
Новик Виталий. | С. | В. | В. | В. | |||||
Сахарчук Михаил. | В. | В. | В. | 13,7. | В. | ||||
Сковорода Полина. | Н. | Н. | Н. | 6,7. | Н. | ||||
Хиль Александра. | С. | С. | С. | 5,7. | Н. | ||||
Хомичук Никита. | С. | С. | С. | 10,7. | С. | ||||
Штар Игорь. | С. | С. | С. | 10,3. | С. | ||||
Яворский Сергей. | С. | С. | В. | С. | |||||
В среднем по группе. | 10,2. | С. | 10,3. | С. | 11,2. | С. | 10,5. | С. | |
Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента (контрольная группа)
Имя ребенка. | Уровень знаний. | Средний балл. | Общий уровень. | ||||||
о животном мире. | о неживой природе. | о временах года. | |||||||
Кол-во баллов. | Уро; вень. | Кол-во баллов. | Уро; вень. | Кол-во баллов. | Уро; вень. | ||||
Антонова Инна. | С. | С. | С. | 10,3. | С. | ||||
Архипов Сергей. | С. | С. | С. | 11,7. | С. | ||||
Бондарь Наталья. | С. | С. | С. | 9,3. | С. | ||||
Васильева Юлия. | В. | В. | В. | 14,7. | В. | ||||
Голубь Вероника. | Н. | Н. | С. | 6,3. | Н. | ||||
Дудко Светлана. | С. | С. | С. | С. | |||||
Зинченко Евгений. | С. | С. | С. | С. | |||||
Зубова Инна. | С. | С. | В. | 11,7. | С. | ||||
Кулик Сергей. | В. | В. | В. | 13,7. | В. | ||||
Костин Антон. | Н. | С. | С. | С. | |||||
Кулевич Светлана. | С. | С. | В. | 11,7. | С. | ||||
Лисин Артем. | С. | С. | С. | 10,3. | С. | ||||
Мельник Максим. | В. | В. | В. | 13,7. | В. | ||||
Нос Валерий. | Н. | Н. | С. | Н. | |||||
Портнова Марина. | С. | С. | С. | 9,7. | С. | ||||
Рощина Анастасия. | С. | С. | В. | С. | |||||
Столярова Юлия. | Н. | С. | С. | С. | |||||
Силюк Марина. | С. | С. | С. | 8,3. | С. | ||||
Троцюк Виктория. | В. | В. | В. | 14,7. | В. | ||||
Фомин Владимир | С. | С. | В. | 11,7. | С. | ||||
В среднем по группе. | 9,8. | С. | С. | 11,6. | С. | 10,5. | С. |
Приложение 2
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, диалектических законов развития материального мира; на выстраивание надсистемных и подсистемных связей
Цель этого блока игр: Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации; в выделений признаков и свойств объектов, в анализе «полезности» и «вредности» различных объектов живой и неживой природы.
" Природный мир бывает разный" .
Материал: картинки с изображением природных объектов.
Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.
" Мир вокруг нас" .
Материал: глобус, графическая «модель мира» — круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).
Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету — многоцветная, по составляющим — много всего, по размеру — огромная. Далее воспитатель на столе располагает «модель мира» и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть — природный мир, белая — рукотворный.
Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок — в голубую часть (это природа). Автомобиль — в белую (это рукотворный мир). Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра «Все в мире перепуталось»: дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.
" Назови одним словом" .
Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна — деревья и т. д.).
" Я знаю" .
Материал: мяч.
Ход игры: дети подбрасывают мяч и говорят: «Я знаю пять названий птиц, зверей и т. д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы» .
Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы — «Звери». Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.
" Рыбы — птицы — звери" .
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей» .
" Цепочка" .
Материал: мяч, картинки объектов.
Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков объекта и не повториться.
" Теремок" .
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: разыгрывается ситуация — в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой «хозяина» теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки — округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т. д.
Усложнение — нужно назвать схожие признаки не только с «хозяином» теремка, но и с каждым из его обитателей, которые уже там поселились.
" Хорошо-плохо" .
Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом — вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т. д.
Усложнение — задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т. д.
" Кто где живет" .
Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания — у детей (дерево, река, нора и т. д.).
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и «поселить» у себя на нужной карточке.
" Летает, плавает, бегает" .
Материал: мяч.
Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: зайчик — бегает, ворона — летает, карась — плавает.
Усложнение — называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука — природный мир, плавает; самолёт — рукотворный мир, летает.
Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить «воробей», «сойка», «стриж», а не «птичка» .
" Один — хорошо, много — плохо" .
Ход игры: взрослый называет природный объект, обладающий ярко выраженными полезными свойствами. Дети должны доказать, что большое количество таких объектов или свойств даст противоположный результат. Пример: солнце, это хорошо: тепло, всё расцветает, можно загорать и купаться и т. д. Но когда солнца очень много, это плохо, потому что можно обгореть, получить солнечный или тепловой удар, начинается засуха и т. д.
" Ласточки и мошки" .
Ход игры: играющие — мошки — летают по поляне и напевают:
Мошки летают!
Ласточку не замечают!
Жу-жу! Жу-жу!
Зу-зу! Зу-зу!
Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, мошку поймает!» С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.
" Пищевые цепочки на лугу" .
Ход игры: детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.
растения — гусеница — птица злаковые травы — грызуны — змеи злаковые травы — мышь — хищные птицы трава — кузнечик — луговые птицы насекомые и их личинки — крот — хищные птицы тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы травы (клевер) — шмель.
" Метель" .
Ход игры: дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо-карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла.
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
" Что из чего?" .
Ход игры: воспитатель называет материал (металл, древесина, пластмасса и т. д.), а дети — как можно больше объектов, состоящих из этого материала. Затем задание усложняется: можно называть предметы, у которых только одна или несколько частей из данного материала.
Приложение 3
Таблица 4. Результаты контрольного этапа эксперимента (экспериментальная группа).
Имя ребенка. | Уровень знаний. | Средний балл. | Общий уровень. | ||||||
о животном мире. | о неживой природе. | о временах года. | |||||||
Кол-во баллов. | Уро; вень. | Кол-во баллов. | Уро; вень. | Кол-во баллов. | Уро; вень. | ||||
Веркеев Андрей. | В. | В. | В. | 13,7. | В. | ||||
Галюшик Дарья. | В. | В. | В. | 13,7. | В. | ||||
Годун Даниил. | С. | С. | С. | 8,7. | С. | ||||
Демчук Екатерина. | С. | В. | С. | 11,3. | С. | ||||
Ермохина Жанна. | Н. | Н. | Н. | 6,3. | Н. | ||||
Козел Инна. | В. | В. | В. | В. | |||||
Корнелюк Максим. | С. | С. | С. | 9,7. | С. | ||||
Кулеш Егор | В. | В. | В. | 13,3. | С. | ||||
Лесневич Анна. | С. | С. | В. | В. | |||||
Литвинова Таисия. | В. | В. | В. | В. | |||||
Морозова Арина. | С. | С. | С. | С. | |||||
Новик Виталий. | С. | В. | В. | 13,3. | В. | ||||
Сахарчук Михаил. | В. | В. | В. | В. | |||||
Сковорода Полина. | С. | С. | С. | С. | |||||
Хиль Александра. | С. | С. | С. | 8,7. | С. | ||||
Хомичук Никита. | С. | В. | С. | С. | |||||
Штар Игорь. | С. | С. | С. | 10,7. | С. | ||||
Яворский Сергей. | В. | В. | В. | 13,7. | В. | ||||
В среднем по группе. | 11,2. | С. | 11,7. | С. | 11,9. | С. | 11,6. | С. | |
Таблица 5. Результаты контрольного этапа эксперимента (контрольная группа).
Имя ребенка. | Уровень знаний. | Средний балл. | Общий уровень. | ||||||
о животном мире. | о неживой природе. | о временах года. | |||||||
Кол-во баллов. | Уро; вень. | Кол-во баллов. | Уро; вень. | Кол-во баллов. | Уро; вень. | ||||
Антонова Инна. | С. | С. | С. | 10,7. | С. | ||||
Архипов Сергей. | С. | С. | С. | 12,7. | С. | ||||
Бондарь Наталья. | С. | С. | С. | 9,7. | С. | ||||
Васильева Юлия. | В. | В. | В. | В. | |||||
Голубь Вероника. | Н. | Н. | С. | Н. | |||||
Дудко Светлана. | С. | С. | С. | 11,7. | С. | ||||
Зинченко Евгений. | С. | С. | С. | 9,3. | С. | ||||
Зубова Инна. | С. | С. | В. | С. | |||||
Кулик Сергей. | В. | В. | В. | 13,7. | В. | ||||
Костин Антон. | Н. | С. | С. | 8,7. | С. | ||||
Кулевич Светлана. | С. | С. | В. | С. | |||||
Лисин Артем. | С. | С. | С. | 10,7. | С. | ||||
Мельник Максим. | В. | В. | В. | 13,7. | В. | ||||
Нос Валерий. | Н. | Н. | С. | 7,6. | Н. | ||||
Портнова Марина. | С. | С. | С. | 9,7. | С. | ||||
Рощина Анастасия. | С. | С. | В. | С. | |||||
Столярова Юлия. | С. | С. | С. | С. | |||||
Силюк Марина. | С. | С. | С. | 9,7. | С. | ||||
Троцюк Виктория. | В. | В. | В. | 14,7. | В. | ||||
Фомин Владимир | С. | В. | В. | 12,3. | С. | ||||
В среднем по группе. | 10,3. | С. | 10,9. | С. | С. | С. | |||