Земское движение. Н. А. Корф
Николай Александрович Корф (1834—1883) — земский педагог и методист. По окончании Александровского лицея в 1854 г. покинул государственную службу и в 1856 г. стал зачинателем земского просветительского движения в Екатеринославской губернии. Барон Корф занялся общественно-педагогической деятельностью, создал одноклассную сельскую земскую школу с трехгодичным сроком обучения, разработав методику… Читать ещё >
Земское движение. Н. А. Корф (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Николай Александрович Корф (1834—1883) — земский педагог и методист. По окончании Александровского лицея в 1854 г. покинул государственную службу и в 1856 г. стал зачинателем земского просветительского движения в Екатеринославской губернии. Барон Корф занялся общественно-педагогической деятельностью, создал одноклассную сельскую земскую школу с трехгодичным сроком обучения, разработав методику, при которой один учитель обучал одновременно три отделения школы. В имении Нескучное, ставшем своеобразным педагогическим центром подготовки, приезжавшие со всей страны — многочисленные учителястажеры — постоянно изучали методику начального обучения грамоте. На съездах у Н. А. Корфа присутствовали не только учителя, но и крестьяне, здесь обсуждалась колоссальная проблема становления земской школы. Н. А. Корф публиковал «Отчеты Александровского уездного училищного совета» (вып. 1—5), в которых освещались разнообразные проблемы просвещения. Используя передовой опыт народной педагогики Швейцарии, адаптируя достижения западного демократического образования, Н. А. Корф готовил учителей-новаторов для земской школы родной страны. Развивая концепцию воспитания через обучение, он вовсе не стремился преобразовать народную школу в ремесленное или сельскохозяйственное «училище для простолюдинов» согласно правительственной концепции сословной школы. Только за пять лет с 1867 по 1872 г. Н. А. Корф содействовал открытию в Александровском земстве и уезде около 100 школ. Корфу принадлежит разработка не только модели устройства земской школы, но и самой ее аксиологии. Отвергнув деление людей на «знать» и «простолюдинов», подлинный демократ и просветитель Н. А. Корф отстаивал право личности на свободный выбор в обучении. Разработанная им долговременная программа обучения включала и занятия для повторения в воскресных школах, дабы избежать возврата взрослых к неграмотности, что при трехклассном обучении представляло угрозу. Затем по примеру Н. А. Корфа, «повторительные классы» появятся в других земствах страны. Н. А. Корф издал «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу». Его перу принадлежит первое в России руководство для земских гласных и учителей сельских школ по училищеведению — «Русская начальная школа». Он автор книг для чтения в народной школе «Наш друг» и «Малютка». Корф опубликовал сборник своих статей по вопросам, касающимся дела народного образования — «Наше школьное дело». Его педагогическая система и методика распространялись по всем земствам России. В 1870 г. столичное педагогическое общество, а в 1871 г. и Московский университет избрали Н. А. Корфа своим почетным членом. С 1866 г. в министерстве возобладал казенный классицизм и политика сословности в образовании Д. А. Толстого, Корф неоднократно выступал и устно и в печати с заявлениями о необходимости всеобщего обязательного обучения в России. Он участвовал в организации учительских съездов, способных консолидировать этот наиболее многочисленный отряд интеллигенции. Корф продолжал работать, писал пособие для обучения детей, руководил учительским съездом в Бердянском уезде. В 1883 г. в возрасте 49 лет Н. А. Корф скончался[1].
- [1] Князев Е. А. Россия: от реформ к революции (1861 — 1917). С. 46.