Формирование и развитие самообразовательных компетенций у студентов высших учебных заведений
Виды, формы самостоятельной работы и задания для ее проведения должны соответствовать целям и задачам формирования профессионала. Формы самостоятельной работы отличаются большим разнообразием и условно подразделяются на общие, используемые всеми кафедрами университетов; и специфические, характерные для подготовки специалистов определенных направлений. Причем, рекомендуется дифференцировать… Читать ещё >
Формирование и развитие самообразовательных компетенций у студентов высших учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дана характеристика самостоятельной работы студентов как ключевой составляющей образовательного процесса в вузе и основы для формирования самообразовательных компетенций. Рассмотрены субъективные факторы, уровни и условия самостоятельной учебной деятельности, определены ее методические и организационные аспекты.
Ключевые слова: компетенции, образование, студенты, университет.
Abstract
There has been presented the characteristic of independent work of students as a key component of the educational process in the university and the basis for the formation of self-educational competence and considered subjective factors, levels and conditions of independent educational activity, identified its methodological and organizational aspects in the article.
Keywords: competence, education, students, university.
Высшая школа отличается методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Причем, формирование познавательной активности можно рассматривать не только как учебную, но и как важную социальную задачу, направленную на постоянное повышение квалификации специалиста, его успешное вхождение в систему непрерывного образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ в учебном процессе вузов выделяют контактные часы и самостоятельную работу [1]. Самостоятельная работа — это особая форма обучения, которая предполагает самостоятельное получение обучаемыми знаний, умений, навыков. Ее целью является овладение студентами фундаментальными знаниями, опытом практической деятельности по профессии. Она предназначена не только для изучения каждой отдельной дисциплины, но и для формирования самообразовательных компетенций — навыков самостоятельности в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.
Рассматривая самостоятельную и научно-исследовательскую познавательную активность студентов как основу их учебной деятельности и важнейшую задачу вузовского трудового воспитания, необходимо выделить следующие характерные черты самостоятельной работы:
- — устойчивая постоянная внутренняя положительная мотивация на овладение глубокими и прочными знаниями, т. е. постоянное стремление к знаниям;
- — умение самостоятельно добывать знания и апробировать их на практике;
- — желание и умение делиться знаниями с другими;
- — приобретение опыта самостоятельной организации в осуществлении учебной деятельности;
- — творческое начало в формировании запаса знаний: получение новой информации как индивидуальное научное открытие;
- — становление личности, обеспечивающее повышение эффективности учения и будущей профессиональной деятельности [2].
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Самостоятельная работа студентов оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы, представленные на рисунке 1:
- 1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы знаний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов. Необходимо отличать пробелы в знаниях, затрудняющие усвоение нового материала, от малых способностей. Затратив силы на преодоление этих пробелов, студент обеспечит себе нормальную успеваемость и поверит в свои способности. самостоятельный учебный компетенция студент
- 2. Наличие умений, навыков умственного труда:
- а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;
- б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.
- 3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.
- 4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Серьезное учение — это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.
- 5. Соответствие избранной профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.
- 6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним,
- 7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой [6].
Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков — важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают следующие уровни самостоятельной учебной деятельности студентов:
- 1) репродуктивный (тренировочный) — это самостоятельная работа, которая выполняется по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Ее цель — закрепление знаний, формирование умений, навыков; познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании;
- 2) реконструктивный — в ходе такой работы осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, могут выполняться рефераты;
- 3) творческий, поисковый — этот уровень самостоятельной работы требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студенту предоставляется возможность самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебнои научно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы) [5].
Большинство заданий и проблем, выносимых на самостоятельную работу студентов в вузе, носит не только теоретический, умозрительный характер, но самым непосредственным образом тесно связаны с практикой социального развития, преодоления противоречий и сложностей в обществе. Это предполагает наличие у студентов не только знания категорий и понятий, но и умения использовать их в качестве инструмента для анализа социально-экономических проблем. Иными словами студент должен совершать собственные интеллектуальные усилия, а не только механически заучивать понятия и положения. Соотнесение изученных закономерностей с жизнью, умение достигать аналитического знания предполагает формирование у студента мировоззренческой культуры. Формулирование выводов осуществляется в процессе творческой дискуссии, протекающей с соблюдением методологических требований к научному познанию.
Виды, формы самостоятельной работы и задания для ее проведения должны соответствовать целям и задачам формирования профессионала. Формы самостоятельной работы отличаются большим разнообразием и условно подразделяются на общие, используемые всеми кафедрами университетов; и специфические, характерные для подготовки специалистов определенных направлений. Причем, рекомендуется дифференцировать их в зависимости от курса обучения. На младших курсах превалирует работа с книгой (дополнительной литературой, справочниками и словарями и т. д.) для формирования навыков самостоятельного поиска ответов на задания и вопросы. Далее — работа со специальной монографической литературой, информационно-техническими средствами. Для медицинских специальностей эта работа дополняется непосредственно практической работой в клиниках с больными, для фармацевтического факультета — практикой в аптечных организациях.
Важнейшей характеристикой современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и соответствующих образовательных программ становится необходимость формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. В структуре компетентностного подхода, наряду с другими, выделяют индивидуальный компонент, основанный на построении рефлексивных образовательных технологий. Он включает овладение методиками самопознания, самореализации и саморазвития, осознание личной ответственности за результаты обучения и овладения профессией, готовность к профессиональному росту [3].
Основу самообразовательной компетенции составляют следующие умения:
- — планировать самостоятельную работу;
- — использовать современный справочно-библиографический аппарат, справочники, компьютерные базы данных;
- — пользоваться методикой ознакомительного чтения и скорочтения;
- — составлять рефераты и обзоры информационных материалов, планы, конспекты и тексты публичных высказываний;
- — осуществлять самоконтроль за работой, объективно оценивать результат, распознавать и идентифицировать проблемы;
- — применять основы гигиены умственного труда, необходимой для повышения эффективности самообразования.
Для успешного выполнения самостоятельной работы необходимы следующие условия (рисунок 2):
Рисунок 2. Условия успешной самостоятельной работы.
- — мотивированность задания (для чего, чему способствует);
- — четкая постановка познавательных задач;
- — владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы;
- — предоставление консультационной помощи студенту;
- — четкое определение преподавателем критериев оценки, форм отчетности, объема работы, сроков представления ее результатов;
- — использование различных видов и форм контроля самостоятельной работы.
Методологической основой самостоятельной работы является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
Методическим и организационным аспектом формирования компетенций в процессе самостоятельной работы является выбор соответствующих методов, средств и форм обучения, которые способствуют переходу от репродуктивной учебной деятельности к творческой, продуктивной [4].
Самостоятельной работы по дисциплине планируется и организуется преподавателем. Рекомендации по ее выполнению описываются в соответствующих разделах учебно-методического обеспечения. В рабочей программе дисциплины указываются темы курса, выносимые на самостоятельное изучение. Вопросы по данным темам включаются в вопросы на зачете и экзамене по данному курсу. Поэтому первое, что необходимо сделать студенту: ознакомиться с темами курса, выносимыми на самостоятельное изучение.
Методическое обеспечение самостоятельной работы предусматривает: перечень тематики самостоятельного изучения, наличие учебной, научной и справочной литературы по данным темам, формулировку задач и целей самостоятельной работы, наличие инструкций, методических рекомендаций и указаний по работе с данной тематикой (рисунок 3).
Рисунок 3. Методическое обеспечение самостоятельной работы.
Направляющую роль в организации самостоятельной работы выполняют соответствующие методические рекомендации для самостоятельной работы, в которых подробно описывается ее содержание, конкретные задания, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Здесь указывается, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращается внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, наиболее важные и необходимые сведения из учебных пособий, а также даются объяснения по вопросам программы курса, которые обычно вызывают затруднения.
В учебно-методическом обеспечении дисциплины представляют основной и дополнительный списки литературы. Они носят рекомендательный характер, это означает, что всегда есть литература, которая может не входить в данный список, но является необходимой для освоения темы. При выполнении самостоятельной работы требуется литература различных видов: учебники, учебные и учебно-методические пособия; оригинальные работы теоретиков; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал; справочная литература (энциклопедии, словари, тематические, терминологические справочники).
До недавнего времени самостоятельной работы по большинству дисциплин была возможна только с использованием печатных материалов — книг, учебников, периодических изданий. Работа с печатными изданиями требует усиленной концентрации внимания и большого количества времени и при этом не обеспечивает обратной связи с читателем.
В то же время известно, что общение в процессе обучения помогает усвоению материала. Важную роль при этом играют информационные технологии, в т. ч. учебные программные продукты, использующие графику, и развитие информационных телекоммуникационных сетей. Электронные учебные пособия в виде интерактивных обучающих программ сочетают в себе наглядное представление материала и общение с обучаемым.
Электронные технологии, поиск информации в сети Интернет в современных условиях играют чрезвычайно важную роль в самостоятельной работе. В аудиториях для самостоятельных компьютерных занятий с помощью обучающих программ, студенты могут, как дополнить свои знания, полученные на лекциях и семинарах, так и проверить свой уровень подготовки путем самотестирования.
Современный студент мобилен, он имеет возможность выбора индивидуальный траектории обучения с использованием удаленного доступа к учебным образовательным материалам, возможности offи onlineконсультирования с преподавателями в информационных образовательных средах. В условиях современных образовательных систем, которые становятся не только интерактивными, но и все более открытыми и доступными для коллективного пользования всеми участниками педагогической практики, значительно повышается роль самостоятельной работы. Четко спланированная и организованная самостоятельная работа позволяет выстроить продуктивные взаимоотношения между преподавателями и студентами, обеспечить индивидуализацию, регулярность консультаций.
Для обеспечения эффективности самостоятельной работы студенту крайне важно научиться управлять своей деятельностью в отсутствие преподавателя. Мотивацию к выполнению самостоятельной работы с сохранением свободы принятия решений студентом создают организацией действенного контроля полученных знаний и приобретенных умений.
Технология организации контроля самостоятельной работы включает тщательный отбор средств контроля, определение его этапов, разработку индивидуальных форм контроля. Оценка успешности студента может вестись в традиционной системе «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», либо в рейтинговой системе, опираясь на сумму набранных им баллов, включая итоговые аттестационные процедуры. Использование рейтинговой оценки межсессионного контроля за качеством работы студента, проведение промежуточного и итогового тестирования с помощью компьютерных тестовых технологий являются эффективными формами контроля и мотивации самостоятельной работы в течение учебного семестра.
Самостоятельная деятельность студентов является ключевой составляющей образовательного процесса в вузе. Самостоятельно приобретенные знания являются более оперативными, они становятся личной собственностью, а также мотивом поведения, развивают интеллектуальные черты, внимание, наблюдательность, критичность, умение оценивать. Нельзя ограничиваться только приобретением знаний предусмотренных программой изучаемой дисциплины, надо постоянно углублять полученные знания, сосредотачивая их на какой-нибудь узкой определенной области, соответствующей интересам студента. Таким образом, во время учебы в вузе формируются самообразовательные компетенции, происходит выработка стиля, навыков познавательной деятельности, рациональный характер которых будет способствовать постоянному обновлению знаний и профессиональных навыков высококвалифицированного выпускника вуза.
Библиографический список
- 1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 // Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok
- 2. Гладышева, М. М. Формирование исследовательской компетенции студентов в процессе самостоятельной работы в техническом вузе / М. М. Гладышева, В. Д. Тутарова, А. В. Польщиков // Высшее образование сегодня.- 2010. № 3. С.24−26.
- 3. Пеняева, С. А. Концептуальные основы построения рефлексивных образовательных технологий / С. А. Пеняева // Высшее образование сегодня.- 2010. № 4. С.45−47.
- 4. Репринцева, Е. В. Развитие внеаудиторной работы студентов при переходе на стандарты третьего поколения // Материалы Всерос. учебно-метод. конф. «От компетентности преподавателей к качеству обучения и воспитания студентов». — Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2014. — Том I. — С.82−85.
- 5. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы — Ростов Н/Д: Феникс, 2011.-541с.
- 6. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пос./ Ф. В. Шарипов.- М.:Логос, 2012.-448с.
- 7. Организационно-методическое сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы студентов / Е. В. Репринцева, Д. А. Зюкин // Современная педагогика. 2016. № 8. С. 3−7.