Характеристика методов обучения
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль, тестирование. Рассказ — это метод повествовательно-сообщающе го изложения учителем описательного материала с применением… Читать ещё >
Характеристика методов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.
Рассказ — это метод повествовательно-сообщающе го изложения учителем описательного материала с применением приемов активизации познавательной де ятельности учащихся (биографии писателей, матери ал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т. д.).
Объяснение — это метод обучения, при котором учи тель не столько сообщает новый материал, сколько анализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения (изучение геометрических теорем, напри мер, и т. д.).
Школьная лекция — это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает зна чительный по объему учебный материал, используя при емы активизации познавательной деятельности учащих ся (например, анализ творчества писателей) [5, c. 111].
Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает уча щихся к рассуждениям и анализу в определенной логи ческой последовательности изучаемых явлений и фак тов и самостоятельному формулированию соответ ствующих теоретических выводов и обобщений.
Метод иллюстрации и метод демонстрации являются сопутствующими при устном изложении материала учите лем и состоят в использовании иллюстративных материа лов, а так же в демонстрации опытов.
Методы закрепления изучаемого материала: беседа по изложенному материалу, организация работы учащихся с учебником.
Метод беседы. Суть беседы в данном случае состоит в том, что учитель с помощью умело поставленных вопро сов побуждает учащихся к ответам, т. е. к активному вос произведению изложенного им материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания).
По каждому предмету есть темы, дос таточно сложные для восприятия и осмысления учащими ся. Лучше всего предоставить возможность учащимся по работать самостоятельно с учебником и лишь после этого проводить беседу по закреплению (активному воспроизве дению) материала.
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, лабораторные работы.
Метод работы с учебником по осмыслению и овладе нию новыми знаниями. Сущность этого метода заклю чается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учеб нику и осмысления содержащихся в нем фактов, при меров и вытекающих из них теоретических обобще ний (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.
Лабораторные занятия как метод самостоятельной работы учащихся по овладению изучаемым материалом. Лаборатор ная работа — это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее данному им плану проделывают соответствующие опыты или выполняют определенные практические задания с целью восприятия и осмысления нового материала.
Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы.
Метод упражнений. Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократ ные действия, т. е. тренируются (упражняются) в при менении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответ ствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
Лабораторные работы как метод формирования уме ний и навыков. Сущность данного метода, следовательно, состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая таким образом разнообразные умения и навыки.
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль, тестирование.