Система дидактических игр Фридриха Фребеля
Еще одно важное изменение заключалось в непременном участии взрослого в детских играх. Детские садовницы, получившие специальную подготовку, должны были быть душой детских игр, давать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально. Воспитатель на своем столе демонстрировал нужные… Читать ещё >
Система дидактических игр Фридриха Фребеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Немецкий педагог Ф. Фребель (1782−1852) создал первую систему дошкольного воспитания и был основателем детских садов. Его система дошкольного воспитания имеет философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии. В основе системы лежит представление о внутренней связи всех вещей, соответственно любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу.
Главная задача воспитания видится в том, чтобы не испортить врожденной позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть не предписывающим и не насильственным, а предостерегающим и охраняющим. Был впервые введен принцип деятельности в педагогике, который затем получил широкое признание. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание. Важнейший принцип педагогической системы Ф. Фребеля — необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.
Ф. Фребель фактически первый оценил важнейшее значение игры в жизни ребенка и в его развитии. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец. Поэтому в основу педагогической системы были положены игры, которые нужно сделать увлекательными, яркими и осмысленными. Изменения и разработки Ф. Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики.
Материалом для детских игр стали простые, обыденные предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и пр. Ф. Фребель исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой: чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простор для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки стесняют свободу творчества, предопределяя игру, и как бы приковывают ребенка к известным стереотипным действиям.
Ф. Фребель впервые ввел систематику и порядок в детские игры. Он выстроил и обосновал последовательность использования игр, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все игры, которые сам Ф. Фребель называл «дарами», сопровождались песенкой или стишком воспитателя, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило действия. Через тексты, включенные в действия, осуществлялось знакомство маленьких детей с общими свойствами и взаимоотношениями вещей.
Еще одно важное изменение заключалось в непременном участии взрослого в детских играх. Детские садовницы, получившие специальную подготовку, должны были быть душой детских игр, давать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально. Воспитатель на своем столе демонстрировал нужные действия с дарами, пел песенки, читал стихи, а дети, следуя его примеру, воспроизводили те же действия и слова со своим дидактическим материалом.
Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины XIX в., работали преимущественно по системе Ф. Фребеля. Однако, в процессе своего массового использования игры с дарами были извращены и превратились в формальные упражнения. В результате они утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады получили массу критики за «формализм», «педантизм» и «дидактизм».