Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ литературы по проблеме исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К нарушениям психической деятельности нужно отнести и наблюдающуюся у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида расстройство эмоциональной сферы, которое имеет большое значение в процессе познания, поскольку активизирует работу мышления. В. В. Воронкова указывает на то, что чувства детей, имеющих нарушения интеллекта малодифференцированны, бедны. В случаях тяжёлого поражения центральной… Читать ещё >

Анализ литературы по проблеме исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида

Преобладающее количество всех учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида составляют дети с умеренной степенью умственной отсталости. Поражение мозговых систем, главным образом, наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, обуславливающее недоразвитие и нарушения психики возникает уже на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первый год жизни, т. е. до периода полного становления речи. При нарушении интеллекта органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер, что даёт основание для оптимистического прогноза. 44, с.5].

Л.С. Выготский характеризует детей с нарушением интеллекта тем, что стойкие нарушения их познавательной деятельности отчётливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов. При этом имеют место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений познавательной сферы. Таким образом, дети с нарушением интеллекта ни в коем случае не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они отличаются по многим своим проявлениям. Интеллектуальная недостаточность не приводит к равномерному нарушению всех сторон психической деятельности ребёнка. Наблюдение и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него нарушенными более резко, другие — остаются относительно сохранными. 10, с.48].

По словам А. Н. Леонтьева, дети с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира многоактивен. Пониженная реактивность коры приводит к тому, что представления этих детей обычно не чётки и малодифференцированны. По образному выражению профессора В. А. Гиляровского, «дети с нарушением интеллекта смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло». Выработанные условные связи у них непрочные и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Перечисленные выше нарушения восприятия и представления отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Известно, например, что учащимся с нарушением интеллекта бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней своё место. Это зачастую является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения. 26, с.36−37].

По мнению Т. В. Егоровой, своеобразие познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления. В меньшей мере это своеобразие проявляется в процессе наглядно — образного мышления. Многие авторы отмечают у детей с нарушением интеллекта несформированность волевой сферы. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движения и действия непроизвольного характера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается ещё и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособность сдерживать свои чувства и влечения. 16, с.12].

Одним из видов волевой деятельности является внимание, состояние которого существенно влияет на развитие детей, приобретение ими знаний. Непроизвольное внимание, в основе которого лежит врождённый рефлекс «что такое?» (по Павлову), наблюдается у большинства детей с нарушением интеллекта, говорит В. Г. Петрова. Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью — дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель. Им трудно сосредоточить внимание на каком-то определённом предмете, что очень осложняет их обучение. Однако, как показывает педагогическая практика, в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объём. Этому весьма способствует овладение навыками самообслуживания и выполнения трудовых заданий. 40, c.13].

К нарушениям психической деятельности нужно отнести и наблюдающуюся у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида расстройство эмоциональной сферы, которое имеет большое значение в процессе познания, поскольку активизирует работу мышления. В. В. Воронкова указывает на то, что чувства детей, имеющих нарушения интеллекта малодифференцированны, бедны. В случаях тяжёлого поражения центральной нервной системы, чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствием или неудовольствием), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя. Их переживания, привязанности обычно поверхностны и непрочны. При менее значительном поражении нервной системы в процессе развития, сфера чувств значительно обогащается. 32, с. 37 ].

По словам Б. П. Пузанова, одно из типичных нарушений даже при лёгкой степени умственной отсталости — это расстройство речи. Как правило, речевая система формируется с задержкой. Словарь накапливается медленно и никогда не достигает уровня, который характерен для нормы. У многих бывает нарушение структуры слова: они не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Заметно страдает у детей и грамматический строй речи, ослаблен контроль за собственной речью. Нередко страдает понимание речи окружающих, но это в большей мере относится к детям с выраженной формой умственной отсталости. 25, с. 29 ].

В своей работе В. В. Воронкова отмечает, что для успешной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта учителю важны знания того предмета, который он преподаёт, владение методикой обучения, умение установить и поддержать контакт со школьниками, владение сведениями о детях определённой возрастной группы. И вместе с тем этого недостаточно, отмечает автор. Учитель специальной (коррекционной) школы имеет дело с определённой категорией детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы с учащимися, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска способов и приёмов работы, для того чтобы в наибольшеё мере помочь учащимся, продвинуть их в плане общего развития [9,с.44].

И.М. Бгажнокова указывает на то, что дети с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов. Причём имеет место не только отставание от нормы, но и своеобразие личностных проявлений и познания. Первичный дефект приводит к возникновению других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с нарушением интеллекта отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях [3.с.18].

В.В. Воронкова отмечает, что воспитание, обучение, трудовая подготовка для детей с интеллектуальным недоразвитием даже более значимы, чем для их нормально развивающихся сверстников. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Определённое значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребёнка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы [32,с.46].

М.С. Певзнер отмечает, что отклонения обнаруживаются во всех проявлениях детей с нарушением интеллекта, но особенно в познавательной деятельности учащихся, в их мышлении.

У детей с нарушением интеллекта обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практических задач, но ещё большие трудности вызывают задачи, предусматривающие использование наглядно-образного и словесно-логического мышления [35, с.46].

По словам В. В. Воронковой, продвижение детей с нарушением интеллекта происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Исследованиями установлено, что несомненная активизация познавательной деятельности происходит с годами, в течение которых концентрируются, подготавливаются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов. Наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, на четвёртом — пятом году и в конце обучения [9, с.48].

Таки образом, для продвижения ребёнка с нарушенным интеллектом в общем развитии, пишет Перова В. Г., для усвоения ими знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение, направленное на развития детей с интеллектуальным недоразвитием, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, а особенно — мышления. Это обусловлено тем, что именно дефектность мышления обнаруживается у детей с нарушением интеллекта особенно резко, и в свою очередь затормаживает и затрудняет познание окружающего мира [39, с.16].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой