Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Работа по диагностике предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи и его коррекция

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В эксперименте принимали участие десять детей логопедической группы № 9, МОУ Детского сада № 315, Центрального района, г. Волгограда: Костя А., Данил Б., Маша Д., Петр Е., Павел К., Вероника С., Саша Ф., Елена Ч., Артем Ч., Катя Ц. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению общего недоразвития речи у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической… Читать ещё >

Работа по диагностике предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи и его коррекция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

дошкольник речь нарушение логопедический Опытно — экспериментальная работа по изучению предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи включает 3 этапа:

  • — подбор методов;
  • — проведение исследования по изучению предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
  • — анализ экспериментальных данных.

Эксперимент проходил на базе МОУ детский сад № 315 Центрального района, г. Волгограда. В эксперименте участвовали дети логопедической группы № 9.

Обследование состояния предметного словаря у детей экспериментальной группы включало разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова. Экспериментатор просит детей показать и назвать картинки. Результаты эксперимента занесены в таблицы. Для оценки использовалась балльная система:

Оценка для заданий: + 1 балл за каждый правильный ответ.

Материал и оборудование: методика обследования словарного запаса детей И. А. Смирновой, предметные картинки.

Обследование номинативного словаря.

1. Предметный словарь (на понимание) в импрессивной речи:

Логопед предлагает ребенку показать расставленные (разложенные) перед ним картинки, игрушки, предметы посуды и т. д.

  • — Покажи игрушки (куклу, машину, пирамидку, пароход, трактор, кубики, мячик, матрешку, рыбку, погремушку);
  • — Покажи овощи (морковь, картофель, огурец, помидор, редиску, лук, чеснок, горох, свёклу, тыкву);
  • — Покажи фрукты (грушу, апельсин, мандарин, банан, ананас, киви, дыня, лимон, персик);
  • — Покажи животных (собаку, корову, лошадь, козу, зайца, волка, лису, медведя, белку);
  • — Покажи посуду (тарелку, ложку, чашку, вилку, нож, кастрюлю, чайник, сахарницу, блюдце, сковородку);
  • — Покажи мебель (комод, диван, стул, стол, табуретку, кресло, трюмо, шкаф, тумбочку).
  • 2. Предметный словарь (на называние) в экспрессивной речи:

Экспериментатор просит назвать те же картинки, что даны в импрессивной речи. Результаты занесены в таблицы.

Анализ результатов изучения предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи:

Работа по диагностике предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи и его коррекция.

В эксперименте принимали участие десять детей логопедической группы № 9, МОУ Детского сада № 315, Центрального района, г. Волгограда: Костя А., Данил Б., Маша Д., Петр Е., Павел К., Вероника С., Саша Ф., Елена Ч., Артем Ч., Катя Ц.

В анализе состояния лексики обследуемых отмечалось соотношение активного и пассивного словаря, понимание лексического значения употребляемых слов. К особенностям словарного запаса можно отнести нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок — отсутствие слова (слово не называется), их замены, искажения.

Из таблицы 2.1 мы видим, что самый высокий результат у 1 ребенка — Костя А. набрал 9 баллов из 10 возможных, не показал и не назвал только трактор. Общая сумма баллов 71 из 100 возможных.

Таблица 2.1

Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.

Материал «Игрушки».

Костя А.

Данил Б.

Маша Д.

Петр Е.

Паша К.

Вероника С.

Саша Ф.

Лена Ч.

Артем Ч.

Катя Ц.

Всего.

Кукла.

Машина.

Пирамидка.

;

;

;

;

Пароход.

;

;

;

;

;

;

;

Трактор

;

;

;

;

;

;

;

;

Кубики.

Мячик.

Матрешка.

;

;

;

;

Рыбка.

;

Погремушка.

;

;

;

;

;

Итого.

Таблица 2.2

Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.

Материал «Овощи».

Костя А.

Данил Б.

Маша Д.

Петр Е.

Паша К.

Вероника С.

Саша Ф.

Лена Ч.

Артем Ч.

Катя Ц.

Всего.

Морковь.

;

;

;

;

;

Картофель.

;

;

Огурец.

Помидор

Редиска.

;

;

;

;

;

;

Лук.

;

;

Чеснок.

;

;

;

;

;

Горох.

;

;

;

;

Свекла.

;

;

;

;

;

;

Тыква.

;

;

;

;

;

;

Итого.

Из таблицы 2.2 следует, что результаты по «Овощам» (64 балла) ниже, чем по «Игрушкам» (71 балл из 100).

Самый высокий результат и по этому заданию только у одного ребенка Костя А. — 9 баллов, самый низкий у Кати Ц. — 3 балла.

Таблица 2.3

Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.

Материал «Фрукты».

Костя А.

Данил Б.

Маша Д.

Петр Е.

Паша К.

Вероника С.

Саша Ф.

Лена Ч.

Артем Ч.

Катя Ц.

Всего.

Груша.

Апельсин.

;

;

;

Мандарин.

;

;

;

Банан.

Ананас.

;

;

;

;

;

;

;

Киви.

;

;

;

;

;

;

;

Дыня.

;

Лимон.

Персик.

;

;

;

;

;

Итого.

Из таблицы 2.3 мы наблюдаем, что самый высокий результат у 1 ребенка — Костя А. набрал 9 баллов из 9 возможных. Общая сумма баллов 66 из 90 возможных.

Таблица 2.4

Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.

Материал «Животные».

Костя А.

Данил Б.

Маша Д.

Петр Е.

Паша К.

Вероника С.

Саша Ф.

Лена Ч.

Артем Ч.

Катя Ц.

Всего.

Собака.

Корова.

;

Лошадь.

Коза.

;

;

Зайка.

;

Волк.

;

;

;

Лиса.

;

;

Медведь.

;

Белка.

;

;

;

Итого.

Из таблицы 2.4 можно отметить, что результаты по категории «Животных» несколько выше, чем по предыдущим заданиям — 78 балов из 90. Без ошибок выполнили задание 5 детей.

Таблица 2.5

Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.

Разложи по своим местам.

Дети упражняются в употреблении существительных с предлогами, у них развивается слуховое внимание.

Педагог обращает внимание детей на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по своим местам. Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать.

2-й год обучения.

Что общего? Чем отличаются?

Дети упражняются в сравнении двух предметов. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними. Этот стол большой, а этот столик маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.

Чего не хватает?

Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже.

Педагог предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать вещи. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает. У стола нет ножки, шкаф без ручки.

У нас порядок.

Дети расширяют свой словарь, упражняются в употреблении существительных с предлогами. Педагог предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.

Что можно положить на полку (на стол, в стол, на кровать)? Составление описательного и сравнительного рассказов.

Педагог предлагает детям составить загадку-описание. И затем это описание дополнить. Это предмет мебели. Он сделан из дерева, значит, он деревянный. У него есть крышка и четыре ножки. Педагог предлагает детям сравнить два предмета мебели (с опорой на предметные картинки или реальные предметы). Это стол кухонный, а это стол журнальный. Кухонный стол белого цвета, а журнальный — коричневого. Кухонный стол круглый, а журнальный — овальный. У кухонного стола есть крышка и четыре высокие ножки, у журнального стола тоже есть крышка, а ножки три, и они низкие. Кухонный стол пластмассовый, а журнальный — деревянный. Кухонный стол высокий, а журнальный — низкий. За кухонным столом можно обедать или пить чай, а на журнальный стол можно положить журналы, газеты или книжки. И кухонный и журнальный столы — это мебель.

Загадки и отгадки.

Дети учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки мебели.

Педагог предлагает детям отгадать загадки. Если они отвечают правильно, на фланелеграфе выставляется картинка с изображением соответствующей мебели. (Примеры загадок представлены в приложении 1). [Моторина Н. Н, 2005 г., с.13].

Особенностью логопедической работы в группе является то, что логопедические и воспитательские занятия должны проводиться на основе совместного планирования и обсуждения, что дает возможность учитывать возможности детей, их особенности восприятия, личностные особенности.

Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.

Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению общего недоразвития речи у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствовался общедидактическими принципами. Это — принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи. [Волосовец Т.В., 2002 г., с.224].

Материал «Посуда».

Костя А.

Данил Б.

Маша Д.

Петр Е.

Паша К.

Вероника С.

Саша Ф.

Лена Ч.

Артем Ч.

Катя Ц.

Всего.

Ложка.

Чашка.

Вилка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой