Работа по диагностике предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи и его коррекция
В эксперименте принимали участие десять детей логопедической группы № 9, МОУ Детского сада № 315, Центрального района, г. Волгограда: Костя А., Данил Б., Маша Д., Петр Е., Павел К., Вероника С., Саша Ф., Елена Ч., Артем Ч., Катя Ц. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению общего недоразвития речи у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической… Читать ещё >
Работа по диагностике предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи и его коррекция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
дошкольник речь нарушение логопедический Опытно — экспериментальная работа по изучению предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи включает 3 этапа:
- — подбор методов;
- — проведение исследования по изучению предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи;
- — анализ экспериментальных данных.
Эксперимент проходил на базе МОУ детский сад № 315 Центрального района, г. Волгограда. В эксперименте участвовали дети логопедической группы № 9.
Обследование состояния предметного словаря у детей экспериментальной группы включало разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова. Экспериментатор просит детей показать и назвать картинки. Результаты эксперимента занесены в таблицы. Для оценки использовалась балльная система:
Оценка для заданий: + 1 балл за каждый правильный ответ.
Материал и оборудование: методика обследования словарного запаса детей И. А. Смирновой, предметные картинки.
Обследование номинативного словаря.
1. Предметный словарь (на понимание) в импрессивной речи:
Логопед предлагает ребенку показать расставленные (разложенные) перед ним картинки, игрушки, предметы посуды и т. д.
- — Покажи игрушки (куклу, машину, пирамидку, пароход, трактор, кубики, мячик, матрешку, рыбку, погремушку);
- — Покажи овощи (морковь, картофель, огурец, помидор, редиску, лук, чеснок, горох, свёклу, тыкву);
- — Покажи фрукты (грушу, апельсин, мандарин, банан, ананас, киви, дыня, лимон, персик);
- — Покажи животных (собаку, корову, лошадь, козу, зайца, волка, лису, медведя, белку);
- — Покажи посуду (тарелку, ложку, чашку, вилку, нож, кастрюлю, чайник, сахарницу, блюдце, сковородку);
- — Покажи мебель (комод, диван, стул, стол, табуретку, кресло, трюмо, шкаф, тумбочку).
- 2. Предметный словарь (на называние) в экспрессивной речи:
Экспериментатор просит назвать те же картинки, что даны в импрессивной речи. Результаты занесены в таблицы.
Анализ результатов изучения предметного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи:
В эксперименте принимали участие десять детей логопедической группы № 9, МОУ Детского сада № 315, Центрального района, г. Волгограда: Костя А., Данил Б., Маша Д., Петр Е., Павел К., Вероника С., Саша Ф., Елена Ч., Артем Ч., Катя Ц.
В анализе состояния лексики обследуемых отмечалось соотношение активного и пассивного словаря, понимание лексического значения употребляемых слов. К особенностям словарного запаса можно отнести нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок — отсутствие слова (слово не называется), их замены, искажения.
Из таблицы 2.1 мы видим, что самый высокий результат у 1 ребенка — Костя А. набрал 9 баллов из 10 возможных, не показал и не назвал только трактор. Общая сумма баллов 71 из 100 возможных.
Таблица 2.1
Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.
Материал «Игрушки». | Костя А. | Данил Б. | Маша Д. | Петр Е. | Паша К. | Вероника С. | Саша Ф. | Лена Ч. | Артем Ч. | Катя Ц. | Всего. |
Кукла. | |||||||||||
Машина. | |||||||||||
Пирамидка. | ; | ; | ; | ; | |||||||
Пароход. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||
Трактор | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||
Кубики. | |||||||||||
Мячик. | |||||||||||
Матрешка. | ; | ; | ; | ; | |||||||
Рыбка. | ; | ||||||||||
Погремушка. | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
Итого. |
Таблица 2.2
Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.
Материал «Овощи». | Костя А. | Данил Б. | Маша Д. | Петр Е. | Паша К. | Вероника С. | Саша Ф. | Лена Ч. | Артем Ч. | Катя Ц. | Всего. |
Морковь. | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
Картофель. | ; | ; | |||||||||
Огурец. | |||||||||||
Помидор | |||||||||||
Редиска. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||
Лук. | ; | ; | |||||||||
Чеснок. | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
Горох. | ; | ; | ; | ; | |||||||
Свекла. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||
Тыква. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||
Итого. |
Из таблицы 2.2 следует, что результаты по «Овощам» (64 балла) ниже, чем по «Игрушкам» (71 балл из 100).
Самый высокий результат и по этому заданию только у одного ребенка Костя А. — 9 баллов, самый низкий у Кати Ц. — 3 балла.
Таблица 2.3
Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.
Материал «Фрукты». | Костя А. | Данил Б. | Маша Д. | Петр Е. | Паша К. | Вероника С. | Саша Ф. | Лена Ч. | Артем Ч. | Катя Ц. | Всего. |
Груша. | |||||||||||
Апельсин. | ; | ; | ; | ||||||||
Мандарин. | ; | ; | ; | ||||||||
Банан. | |||||||||||
Ананас. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||
Киви. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||
Дыня. | ; | ||||||||||
Лимон. | |||||||||||
Персик. | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
Итого. |
Из таблицы 2.3 мы наблюдаем, что самый высокий результат у 1 ребенка — Костя А. набрал 9 баллов из 9 возможных. Общая сумма баллов 66 из 90 возможных.
Таблица 2.4
Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.
Материал «Животные». | Костя А. | Данил Б. | Маша Д. | Петр Е. | Паша К. | Вероника С. | Саша Ф. | Лена Ч. | Артем Ч. | Катя Ц. | Всего. |
Собака. | |||||||||||
Корова. | ; | ||||||||||
Лошадь. | |||||||||||
Коза. | ; | ; | |||||||||
Зайка. | ; | ||||||||||
Волк. | ; | ; | ; | ||||||||
Лиса. | ; | ; | |||||||||
Медведь. | ; | ||||||||||
Белка. | ; | ; | ; | ||||||||
Итого. |
Из таблицы 2.4 можно отметить, что результаты по категории «Животных» несколько выше, чем по предыдущим заданиям — 78 балов из 90. Без ошибок выполнили задание 5 детей.
Таблица 2.5
Результаты обследования импрессивного номинативного словаря.
Разложи по своим местам.
Дети упражняются в употреблении существительных с предлогами, у них развивается слуховое внимание.
Педагог обращает внимание детей на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по своим местам. Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать.
2-й год обучения.
Что общего? Чем отличаются?
Дети упражняются в сравнении двух предметов. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними. Этот стол большой, а этот столик маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.
Чего не хватает?
Дети упражняются в употреблении существительных в родительном падеже.
Педагог предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать вещи. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает. У стола нет ножки, шкаф без ручки.
У нас порядок.
Дети расширяют свой словарь, упражняются в употреблении существительных с предлогами. Педагог предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.
Что можно положить на полку (на стол, в стол, на кровать)? Составление описательного и сравнительного рассказов.
Педагог предлагает детям составить загадку-описание. И затем это описание дополнить. Это предмет мебели. Он сделан из дерева, значит, он деревянный. У него есть крышка и четыре ножки. Педагог предлагает детям сравнить два предмета мебели (с опорой на предметные картинки или реальные предметы). Это стол кухонный, а это стол журнальный. Кухонный стол белого цвета, а журнальный — коричневого. Кухонный стол круглый, а журнальный — овальный. У кухонного стола есть крышка и четыре высокие ножки, у журнального стола тоже есть крышка, а ножки три, и они низкие. Кухонный стол пластмассовый, а журнальный — деревянный. Кухонный стол высокий, а журнальный — низкий. За кухонным столом можно обедать или пить чай, а на журнальный стол можно положить журналы, газеты или книжки. И кухонный и журнальный столы — это мебель.
Загадки и отгадки.
Дети учатся быть внимательными, запоминают характерные признаки мебели.
Педагог предлагает детям отгадать загадки. Если они отвечают правильно, на фланелеграфе выставляется картинка с изображением соответствующей мебели. (Примеры загадок представлены в приложении 1). [Моторина Н. Н, 2005 г., с.13].
Особенностью логопедической работы в группе является то, что логопедические и воспитательские занятия должны проводиться на основе совместного планирования и обсуждения, что дает возможность учитывать возможности детей, их особенности восприятия, личностные особенности.
Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.
Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга.
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению общего недоразвития речи у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствовался общедидактическими принципами. Это — принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи. [Волосовец Т.В., 2002 г., с.224].
Материал «Посуда». | Костя А. | Данил Б. | Маша Д. | Петр Е. | Паша К. | Вероника С. | Саша Ф. | Лена Ч. | Артем Ч. | Катя Ц. | Всего. |
Ложка. | |||||||||||
Чашка. | |||||||||||
Вилка. |