Педагогический потенциал народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников — формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации… Читать ещё >
Педагогический потенциал народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление личности человека — сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А. Н. Леонтьев назвал периодом «первоначального сложения личности». В этом возрасте начинают развиваться первые «механизмы» поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.
Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое — далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в народном творчестве. Если эти связи рвутся — теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.
" Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний" [15. с.551].
Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. Н. Усова, Е. А. Флерина и другие). Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию.
Рассмотрим понятие «педагогический потенциал». В социологической науке понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [16].
Т.Л. Божинская, раскрывая перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании, определяет педагогический потенциал как «динамическую функциональную систему, объединяющую личностные ресурсы (образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), обеспечивающие воспитание и образование личности, ее вживание и развитие в культуре. Педагогический потенциал традиционной культуры заложен в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, эстетического, экологического воспитания. Педагогический потенциал аккумулирует эти ресурсы культуры и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности» [8. с.32−39].
Исходя из данных определений, можно сделать выводу, что педагогический потенциал представляет собой совокупность ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать образовательные и воспитательные воздействия на обучающихся (в данном случае, на дошкольников). Педагогический потенциал реализуется при решении задач профессиональной педагогической деятельности, в процессе передачи и присвоения культурного опыта.
Народное творчество — это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Оно обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. Рассмотрим понятие «народное творчество» подробнее.
Народное творчество (народное искусство, фольклор) — художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предании, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [5].
Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности. Фольклор — простонародное художественное творчество или, по более современному определению, «художественная коммуникация» .
В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы.
Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни — события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках — Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях — жена, муж, свекровь.
Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т. д. это объясняется тем, что фольклор как народное искусство отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль играют также сходство исторического развития, географическая близость, передвижения народов и т. д.
Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. На сегодняшний день нет единой классификации жанров детского фольклора. Детский игровой фольклор — это целая система развития личности ребенка: силы, физической и психологической выносливости и уравновешенности, быстроты и точности реакций и т. д. Это богатый пласт народного педагогического опыта воспитания здорового ребенка.
Преимущество народного творчества как средства воспитания нравственных чувств — в его эмоциональной оценке действительности. Оно активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует установленным правилам поведения.
Искусство, в т. ч. народное, захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Воспитание на материале народного творчества приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.
Использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа» .
Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, дошкольник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.
В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ — творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор — многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
Фольклор занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:
- 1. эстетическая
- 2. познавательная
- 3. воспитательная
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности. Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром. В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт воспитания детей с использованием народного творчества. В методическом плане весьма привлекательными становятся характерные черты различных жанров фольклора: правильность, поэтичность, богатство образов, ясность и простота формы.
Всё это способствует реализации воспитательной функции. Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо» .
Яркие переживания, полученные в процессе «общения» с фольклором, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, оказывают большое влияние на последующие его интересы, предпочтения, вкусы. Используя свой небольшой опыт, умение сравнивать, сопоставлять, выделять характерные признаки, выразительные детали, дети постепенно учатся отображать полученные впечатления в содержании своей разнообразной деятельности. Так, познание и осмысление фольклора, восхищение им обогащает индивидуальный опыт ребенка, позволяет усваивать ценности родной культуры.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями. Праздник в детском саду — особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.
Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников — формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения [14. с.8−12 ].
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку. Взаимосвязь всех направлений подчинена достижению главной задачи — воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных представлений и чувств, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Основные принципы, положенные в основу программы сводятся к следующему: системность, интегрированность, взаимозависимость и взаимообогащение тематики. Кроме этого постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка на занятии.
Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Выше перечисленные программы помогают педагогам приобщить дошкольников к истокам народной культуры, ее духовным ценностям.
Проблема нравственного воспитания тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, требующей внимания к личности ребенка во всем его своеобразии. Воспитание нравственного поведения — процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса, вариативности условий воспитания, предполагает высокий уровень организационно-педагогических усилий в дошкольном учреждении; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и понятий.
Единство воспитательного процесса зависит напрямую от политики государства в области образования. Национальная образовательная политика Российской Федерации основывается на принципах единства федерального культурного и образовательного пространства, равноправия на сохранение и развитие всех языков народов России, защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей; сплочения многонационального народа России в единую нацию; адаптивности системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин выстроенного на родной (нерусской) этнокультуре; использования поликультурных основ, диалога культур; расширения масштабов межкультурного взаимодействия народов России, формирования у обучающихся коммуникабельности и толерантности.
В концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А. Я. Данилюк, А. М. Кондаковым, В. А. Тишковым, указывается, что духовно — нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности [13].
Сложившееся положение с развитием детства в России требует включения задачи духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, и, следовательно, изучения духовно-нравственного развития современного детства в круг важнейших российских проблем, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальная безопасность.
Таким образом, нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования. В современных условиях, в связи с актуальностью проблемы духовно-нравственного образования, учебно-воспитательная и управленческая деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на развитие духовно-нравственных ценностей личности ребенка, на привитие ему знаний о духовно-нравственной (религиозной) культуре, формирование базовой ценности «религия», так как православное христианство, ислам и другие религии России обладают мощным воспитательным потенциалом. Духовно-нравственное образование должно стать базовой основой не только педагогической деятельности школы, но и государственной политики.
Культурная и духовная самобытность еще никому не мешали строить открытую миру страну. Россия сама внесла огромный вклад в становление общеевропейской и мировой культуры. Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира — общего для людей различных национальностей и конфессий.
Современная наука и практика воспитания, признавая реальность духовной основы человека и реальность духовного мира, показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций; нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствована психическим, душевным развитием. Таким образом, основная работа в целях духовно-нравственного воспитания современной личности и, как следствие — сохранения и реанимирования забытых этнических корней, должна быть направлена на формирование и восстановление нравственных ценностей традиционной культуры.
Использование в современной образовательной системе основ традиционной культуры, выявление ее богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения. Педагогический потенциал традиционной культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в различных видах народного и классического искусства, позволяет решать задачи воспитания и всестороннего развития личности. Основное предназначение современного воспитания и образования молодежи — это прививать любовь к труду, культуре, народу, Родине. Через возрождение народных традиций, обычаев формировать у молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу, красоту, гуманность. Это и есть основное предназначение современного воспитания и образования.
Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми.